г. Тюмень |
|
7 февраля 2020 г. |
Дело N А45-18023/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел кассационные жалобы Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 14.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 28.10.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Павлюк Т.В., Скачкова О.А.) по делу N А45-18023/2019 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (125412, г.Москва, шоссе Коровинское, дом 17А, ОГРН 1037739258040, ИНН 7711027436) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (630099, Новосибирская область, г.Новосибирск, проспект Красный, дом 42А, ОГРН 1025402475020, ИНН 5406019019) о признании незаконным решения, выраженного в письмах от 31.07.2018 N 3450-07/13, 29.08.2018 N 4077-07, 31.08.2018 N4149-13, об отказе во включение в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630011, Новосибирская область, г.Новосибирск, ул.Кирова, 3, ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Айдарова А.И. после перерыва судья Суворова О.В.) в заседании участвовали представители:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Балахтар Н.В. по доверенности от 14.01.2020 N 01/06, Митина Т.В. по доверенности от 14.01.2020 N 01/05,
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области заинтересованного лица - Мусихин И.В. по доверенности от 27.12.2019;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Княжева Е.Н. по доверенности от 09.01.2020.
Суд установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - заявитель, Предприятие, ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - Фонд) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Фонда, выраженное в письмах от 31.07.2018 N 3450-07/13, от 29.08.2018 N 4077-07, от 31.08.2018 N 4149-13 об отказе во включении заявителя в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, и обязании Фонда устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем включения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - третье лицо, антимонопольный орган).
Решением от 14.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 28.10.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Антимонопольный орган также обратился с кассационной жалобой, в которой считает, что отказ Предприятию во включении в реестр не основан на действующем законодательстве, суды при принятии решения нарушили нормы материального и процессуального права. Просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд считает доводы заявителя несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационных жалоб, дополнения к кассационной жалобе заявителя, отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене исходя из следующего.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Предприятие направило 25.07.2018 в Фонд документы и уведомление о включении его в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области.
Фонд письмом от 31.07.2019 (исх.N 3450-07/13) сообщил Предприятию, что согласно представленным документам, заявитель не отвечает статусу медицинской организации, а имеет статус "иной организации, осуществляющей наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность".
Письмом от 29.08.2018 (исх. N 4077-07) Фонд отказал Предприятию во включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность в системе обязательного медицинского страхования (далее также - ОМС) на территории Новосибирской области на 2019 год.
Письмом от 31.08.2018 (исх. N 4149-13) Фонд сообщил Предприятию, что оно не может быть участником системы ОМС на территории Новосибирской области.
Не согласившись с отказом, изложенным в выше названных письмах, Предприятие обратилось в антимонопольный орган, который вынес Фонду предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействия) по отказу Предприятию во включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС Новосибирской области в 2019 году путем принятия мер, направленных на повторное рассмотрение уведомления о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, Новосибирского филиала ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России, с учетом требований, установленных Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, в срок до 25.02.2019.
Не согласившись с вынесенным предупреждением, Фонд обжаловал его в арбитражный суд.
Решением от 22.03.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4217/2019 в удовлетворении заявленных требований Фонда отказано.
Полагая, что решение Фонда, изложенное в письмах, вынесено незаконно, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), статей 14, 15, 33, 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закона N 326-ФЗ), Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила), с учетом Устава ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.08.2009 N 639, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в отношении Предприятия, исходили из того, что ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России не является медицинской организацией, а относится к числу иных юридических лиц, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, в связи с чем не может быть включено в Реестр медицинских организаций.
Кассационная инстанция считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права.
Согласно части 2 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций.
Формулируя вывод о том, что заявитель не может быть включен в реестр медицинских организаций, поскольку не является медицинской организацией, суды исходили из положений пункта 11 статьи 2 Закона N 323-ФЗ, в соответствии с которыми медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность, на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Установив, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 02.07.2018 N ЮЭ9965-18-5788784 основным видом деятельности Предприятия по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является "13.92 Производство медицинских инструментов и оборудования"; деятельность Предприятия направлена на оказание услуг по обеспечению населения техническими средствами реабилитации и реабилитационных услуг, суды пришли к выводу о том, что заявитель является организацией социальной направленности.
Вместе с тем суды не учли, что в системе законодательства об обязательном медицинском страховании специальным законом является Закон N 326-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей (статья 1 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - реестр медицинских организаций), в соответствии с настоящим Федеральным законом:
1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; 2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Судами установлено и Фондом не оспаривается, что Предприятие предоставляет медицинские услуги (оказывает медицинскую помощь) на основании выданной 14.07.2017 лицензии ФС-54-01-002151. Таким образом, получение лицензии подтверждает право на осуществление медицинской деятельности на территории Новосибирской области.
Ссылаясь на пункт 11 статьи 2 Закона N 323-ФЗ, суды не учли, что в данном пункте также указано, что положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части касающейся медицинской деятельности.
Исходя из положений Закона N 326-ФЗ при наличии лицензии медицинская организация должна быть включена в реестр медицинских организаций. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций (часть 2 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
Использование судами отдельных положений указанной правовой нормы привело к искажению ее смысла и, как следствие, к нарушению прав заявителя, выразившемуся в необоснованном отказе во включении в реестр медицинских организаций, в доступе к участию в системе ОМС на территории Новосибирской области.
Судами не учтено, что Предприятие включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС Брянской области, Нижегородской области, Алтайского края и других регионах.
Отказ во включении Предприятия в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС Новосибирской области как организации, не являющейся медицинской, создает противоречия в сегментах единого реестра медицинских организаций, что недопустимо (с учетом статуса данного реестра как федерального информационного ресурса).
Судами также не учтено, что решением антимонопольного органа от 31.05.2019 Фонд признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, судами неправильно применены нормы материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам, что в силу части 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены судебных актов.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применена норма права, кассационная инстанция считает возможным, отменяя судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение от 14.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.10.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-18023/2019 отменить. Принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Признать незаконным решение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, выраженное в письмах от 31.07.2018 N 3450-07/13, от 29.08.2018 N 4077-07, от 31.08.2018 N 4149-13 об отказе во включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.