г. Тюмень |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А27-20448/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Беловой Л.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Зубченко Тараса Владимировича на решение от 28.10.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дружинина Ю.Ф.) и постановление от 23.12.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Фролова Н.Н., Зайцева О.О., Иванов О.А.) по делу N А27-20448/2019 по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (650066, город Кемерово, проспект Октябрьский, 3, Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059) к Зубченко Тарасу Владимировичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.
Суд установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - заявитель, управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Зубченко Тараса Владимировича (далее по тексту - арбитражный управляющий, Зубченко Т.В., заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением от 28.10.2019 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 23.12.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено. Арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде дисквалификации на срок 6 месяцев.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, арбитражный управляющий просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого административного правонарушения в части исполнения требований о включении в уведомление о проведении собрания кредиторов прямой ссылки на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов, а также в части исполнения обязанности по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства; судами необоснованно не применены положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, определением от 29.12.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-25288/2018 в отношении Соколовского Сергея Васильевича (далее по тексту - Соколовский С.В., должник) введена процедура банкротства - реструктуризация долгов, финансовым управляющим утвержден Зубченко Т.В.
Решением от 27.05.2018 Арбитражного суда Кемеровской области Соколовский С.В. признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден Зубченко Т.В.
По результатам административного расследования, проведенного в отношении арбитражного управляющего на основании жалобы Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, управлением выявлены факты ненадлежащего исполнения Зубченко Т.В. обязанностей финансового управляющего при проведении процедуры банкротства в отношении должника.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления административным органом в отношении заинтересованного лица протокола от 19.08.2019 об административном правонарушении и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ
Суд первой инстанции, установив в действиях Зубченко Т.В. состав вменяемого административного правонарушения, привлек его к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, назначив наказание в виде дисквалификации сроком на 6 месяцев.
Выводы суда первой инстанции были поддержаны судом апелляционной инстанции.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 названной статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию арбитражного управляющего на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются положениями главы X Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон N 127-ФЗ), отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона N 127-ФЗ (пункт 1 статьи 213.1 Закона N 127-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ закреплена обязанность арбитражного управляющего при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, действовать добросовестно и разумно, в интересах должника, кредиторов и общества.
В силу пункта 1 статьи 213.7 Закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящей главой, опубликовываются путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее по тексту - ЕФРСБ) и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 1049-р газета "Коммерсантъ" определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом N 127-ФЗ, в соответствии со статьей 28 Закона N 127-ФЗ.
Пунктом 3.1. Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и ЕФРСБ, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 N 178, предусмотрено, что сведения подлежат обязательному внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта.
Сведения, подлежащие внесению (включению) в информационный ресурс на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц, за исключением случаев, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, вносятся (включаются) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты получения пользователем соответствующего акта.
Таким образом, учитывая, что резолютивная часть решения о введении процедуры реализации имущества в отношении Соколовского С.В. и утверждении Зубченко Т.В. финансовым управляющим имущества должника, объявленная в судебном заседании 27.05.2019 и опубликованная на сайте Арбитражного суда Кемеровской области 28.05.2019, была опубликована в газете "Коммерсантъ" 22.06.2019, судами сделан обоснованный вывод о нарушении арбитражным управляющим требований пункта 4 статьи 20.3, пунктов 1, 4.1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 213.7 Закона N 127-ФЗ.
Пунктом 11 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ установлено, что при проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования уведомление о проведении собрания кредиторов, включенное в ЕФРСБ, наряду со сведениями, установленными статьей 13 настоящего Федерального закона, должно содержать прямую ссылку на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов.
Судами установлено и заявителем в кассационной жалобе по существу не оспаривается, что в нарушение указанного требования заявителем в уведомлении о проведении собрания кредиторов не указана прямая ссылка на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимых собраниях кредиторов.
При этом довод подателя кассационной жалобы о том, что публикация в сообщении ЕФРСБ ссылки на сайт предусмотрена для собрания кредиторов путем телекоммуникационных связей, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен, поскольку указанная обязанность является императивной и подлежит исполнению в любом случае.
В соответствии с абзацем 4 пункта 8 статьи 213.9 Закона N 127-ФЗ финансовый управляющий обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.
В соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855, определен порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется в том числе собранию кредиторов и арбитражному суду (пункт 15 Временных правил).
Абзацем 2 пункта 5 статьи 213.12 Закона N 127-ФЗ определено, что финансовый управляющий обязан представить на рассмотрение первого собрания кредиторов отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, проект плана реструктуризации долгов гражданина (при его наличии), свои возражения относительно представленного проекта плана и (или) предложения по его доработке (при наличии таких возражений и (или) предложений) или в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Согласно пункта 7 статьи 213.12 Закона N 127-ФЗ не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, протокол собрания кредиторов, на котором рассматривался проект плана реструктуризации долгов гражданина, с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.09.2013 N 4501/13, пришли к обоснованному выводу о том, что в целях надлежащего и добросовестного исполнения своих обязанностей Зубченко Т.В. был должен в срок до 02.05.2019 подготовить и представить собранию кредиторов и в арбитражный суд результаты выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства в отношении должника.
Вместе с тем судами установлено, что заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства в процедуре реструктуризации долгов первому собранию кредиторов, назначенному на 06.05.2019, и арбитражному суду к судебному заседанию по рассмотрению итогов процедуры реструктуризации долгов, назначенному на 07.05.2019, не представлено, на сайте ЕФРСБ не размещено.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что арбитражный управляющий, обладая специальной профессиональной подготовкой и опытом работы, осознавал противоправность своего бездействия и должен был предвидеть возможность наступления вредных последствий в результате неисполнения (ненадлежащего выполнения) возложенных на него законодательством о банкротстве обязанностей, однако без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий, а также учитывая вступившее в законную силу решение от 23.11.2018 Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20594/2018, которым Зубченко Т.В. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено, решение суда первой инстанции вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в виде дисквалификации на минимальный срок, предусмотренный санкцией части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения арбитражного управляющего от административной ответственности суды не усмотрели.
При этом в силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правомерным привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.10.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 23.12.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20448/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.