г. Тюмень |
|
16 апреля 2020 г. |
Дело N А45-21963/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г.Новосибирска (межрайонное) на решение от 07.10.2019 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Векшенков Д.В.) и постановление от 24.12.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-21963/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г.Новосибирска (межрайонное) (630015, Новосибирская область, г.Новосибирск, пр. Дзержинского, 12/1, ОГРН 1025400522124, ИНН 5401134191) к акционерному обществу "Новосибирский авиаремонтный завод" (630123, Новосибирская область, г.Новосибирск, ул. Аэропорт, 2/4, ОГРН 1025401018642, ИНН 5402112867) о возмещении ущерба.
Суд установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к акционерному обществу "Новосибирский авиаремонтный завод" (далее - Общество, страхователь) о взыскании убытков в размере 741 073,96 руб., причиненных в результате несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за апрель 2018 года на 73 застрахованных лица - получателей пенсии.
Решением от 07.10.2019 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. От Фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает доводы Фонда несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 26.07.2018 Общество представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года, что подтверждается извещением о доставке, сведениями о застрахованных лицах.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-34988/2018 суд пришел к выводу о том, что Общество своевременно свою обязанность по представлению сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года не выполнило и, соответственно, обоснованно привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.2016 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа.
Непредставление Обществом в установленный законодательством срок сведений по форме СЗВ-М за апрель 2018 года повлекло выплату 73 пенсионерам пенсии за период с 01.04.2018 по 31.08.2018 в завышенном размере с учетом индексации (увеличения) и корректировки, которая не могла быть установлена работающему пенсионеру, в результате чего Пенсионному фонду Российской Федерации причинен реальный ущерб в размере 741 073,96 руб. в виде излишне выплаченной пенсии.
19.04.2019 Обществу направлена претензия N 6826-0901-12 с требованием добровольно возместить причиненный ущерб.
Неисполнение претензии в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11 Закона N 27-ФЗ, статей 26.1, 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), пунктов 84, 85, 86, 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила), исходили из того, что лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками; при этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями Общества и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Фондом сумм пенсий.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
Судами установлено, что Обществом в нарушение требований подпункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 года представлены только 26.07.2018, тогда как срок их представления 15.05.2018.
Не получив от страхователя в установленный срок сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 года, содержащие информацию о застрахованных лицах, Фондом был произведен 73 застрахованным лицам, работающим в Обществе, как пенсионерам прекратившим работу, перерасчет пенсии с 01.04.2018 в сторону увеличения с учетом коэффициентов индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки, которая не могла быть установлена работающему пенсионеру, размер излишне выплаченной пенсии составил 741 073,96 руб.
Судами также установлено, что Обществом своевременно представлены в Фонд отчеты по форме СЗВ-М за май 2018 года, июнь 2018 года, июль 2018 года, август 2018 года, в которых содержалась информация о 73 застрахованных лицах как о работающих пенсионерах.
Формулируя вывод об отсутствии причинно-следственной связи между действиями Общества и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Фондом сумм пенсий, суды исходили из следующего:
- на момент принятия Фондом 20.06.2018 решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) Фонд располагал сведениями о том, что указанные 73 застрахованные лица являются работниками Общества, между тем предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ действия не выполнил, указанными сведениями не воспользовался, никакую дополнительную проверку не проводил; в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за апрель 2018 года;
- страхователем допущены нарушения при предоставлении в Фонд сведений по форме СЗВ-М, однако они (нарушения) не находятся в прямой причинно-следственной связи с заявленным ущербом.
Ссылку Фонда в кассационной жалобе на ответственность работодателя, предусмотренную статьей 28 Закона N 400-ФЗ, кассационная инстанция отклоняет, поскольку в рассматриваемом случае достоверность представленных Обществом сведений за апрель 2018 года не оспорило; а учитывая, что речь идет о 73 лицах, оснований делать вывод об увольнении всех работников в апреле 2018 года без дополнительной проверки связанных с этим обстоятельств, без учета сведений по форме СЗВ-М у Фонда не было.
Также следует отметить, что Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения, в том числе в Закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Кассационная инстанция считает, что при достаточной степени заботливости и осмотрительности Фонд мог устранить свои сомнения относительно необходимости производить индексацию пенсий, которые возникли у него в связи с непредставлением страхователем отчетности, а также возможность направления в адрес страхователя соответствующего запроса.
В целом доводы Фонда, изложенные в кассационной жалобе, сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают их выводы, что выплата проиндексированной пенсии, которая была расценена Фондом как убытки, не может быть квалифицирована как прямое следствие несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2018 года, в связи с чем на основании статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению.
То обстоятельство, что страхователь ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по представлению достоверных сведений за апрель 2018 года, не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.
Иное толкование Фондом положений законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нормы материального и процессуального права судами двух инстанций при разрешении спора были применены правильно.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.10.2019 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 24.12.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-21963/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.