г. Тюмень |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А27-11681/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Клат Е.В.,
Курындиной А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Фармация" на решение от 22.10.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Андуганова О.С.) и постановление от 20.01.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Марченко Н.В., Молокшонов Д.В., Ярцев Д.Г.) по делу N А27-11681/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654079, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, проезд Коммунаров, д. 2, ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к муниципальному предприятию "Фармация" (652992, Кемеровская область - Кузбасс, Таштагольский район, г. Таштагол, ул. Поспелова, д. 9, ОГРН 1024201963280, ИНН 4228001841) о взыскании 18 399 руб. 97 коп. долга по оплате за вывоз и утилизацию ТКО, 1 385 руб. 71 коп. пени, начисленной за период с 11.11.2018 по 16.05.2019.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, отраслевой (функциональный) орган администрации Таштагольского муниципального района - муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района" (652900, Кемеровская область - Кузбасс, Таштагольский район, г. Таштагол, ул. Ленина, д. 60, каб. 406, ОГРН 1024201962179, ИНН 4228001714).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТек", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к муниципальному предприятию "Фармация" (далее - МП "Фармация", предприятие, ответчик) о взыскании 18 399 руб. 97 коп. долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с октября 2018 года по февраль 2019 года, 1 385 руб. 71 коп. пени, начисленной за период просрочки с 11.11.2018 по 16.05.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен отраслевой (функциональный) орган администрации Таштагольского муниципального района - муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района".
Решением от 22.10.2019 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 20.01.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично: с предприятия в пользу общества взыскано 18 399 руб. 97 коп. долга за оказанные услуги, 1 376 руб. 98 коп. пени, начисленной за просрочку оплаты за период с 11.11.2018 по 16.05.2019. В удовлетворении остальной части иска отказано.
МП "Фармация", не согласившись с вынесенными судебными актами суда первой и апелляционной инстанций, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований ООО "ЭкоТек" в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы МП "Фармация" ссылается на допущенные судами многочисленные нарушения норм процессуального права; неприменение надлежащих норм права; считает необоснованными выводы судов о том, что договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора, вместе с тем обязанность по заключению данного договора у ответчика отсутствует, конклюдентные действия по заключению договора ответчиком не осуществлялись; факт оказания услуг истцом не доказан; деятельность осуществляется ответчиком без образования мусора; судами оставлен без внимания факт того, что в представленных истцом документах адрес ответчика не соответствует адресам его деятельности; по смыслу положений статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) ответчик не является лицом, обязанным оплачивать услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в отсутствие их представителей.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, на основании статей 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО "ЭкоТек" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области от 27.10.2017, согласно которому истцу присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет, с датой начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением, с 01.07.2018.
В материалы дела истец представил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 492-2018/ТКО от 12.03.2018 (далее - договор), по условиям которого ООО "ЭкоТек" (региональный оператор) обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку и обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а МП "Фармация" (потребитель) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 договора объем ТКО, места сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору.
Согласно пункту 4 договора датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.07.2018.
По условиям пункта 5 договора оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Информирование о едином тарифе на услугу Регионального оператора путем публикации в средствах массовой информации и размещения информации на официальном сайте Регионального оператора http://kuzro.ru или любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, платежный документ) в течение 15 дней с момента утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Стороны признают размещение информации посредством публикации в СМИ и в сети Интернет на сайте регионального оператора надлежащим уведомлением.
Непосредственный расчет ежемесячной платы по договору отражается в платежном документе (квитанция, счет на оплату - в печатном или электронном виде путем размещения в информационной системе) и личном кабинете потребителя на сайте Регионального оператора. Начисление платы производится потребителю с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 4 договора.
Согласно пункту 6 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО в следующем порядке: 35 % стоимости услуг по обращению с ТКО в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца; 50 % стоимости указанных услуг в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения текущего месяца; оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обращению с ТКО с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Пунктом 24 договора предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств по внесению оплаты за оказанные услуги у ответчика сформировалась задолженность в размере 18 399 руб. 97 коп.
Истец обратился к ответчику с претензией от 09.04.2019 погасить задолженность за оказанные услуги.
Отказ ответчика добровольно исполнить требование послужил основанием для обращения ООО "ЭкоТек" с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции на основании положений статей 309, 310, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктов 4, 8 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) пришел к выводу о том, что истец приобрел статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в результате заключения с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области соглашения от 27.10.2017, в связи с чем рассматриваемый договор является публичным и считается заключенным на условиях типового договора, порождая для ответчика обязанность по оплате услуг по вывозу ТКО. Довод ответчика о том, что его деятельность осуществляется без образования отходов, отклонен как противоречащий пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Суд апелляционной оставил решение без изменения, оснований для отмены или изменения не установил.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми бытовыми коммунальными отходами. Следовательно, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как следует из положений пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I (1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В частности, пунктом 8 (11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (12) раздела I (1) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, что проект спорного договора направлен ответчику (потребителю) 20.03.2018, однако им не подписан.
На основании указанных норм суды пришли к правомерному выводу, что договор является публичным и считается заключенным на условиях типового договора, притом, что ответчик не исполнил императивные требования Правил N 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, а само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156, как в редакции, действующей с 25.11.2016 по 01.10.2018, так и в последующих редакциях, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в договоре условиях.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления, установленных подпунктом "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Кемеровской области установлены Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭкоТек" на период с 01.07.2018 по 31.12.2021 утвержден Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 "Об утверждении производственной программы в области обращения с ТКО и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭкоТек" (в редакции Постановления РЭК КО от 26.07.2018 N 163), на период с 01.07.2018 по 30.06.2019 тариф составляет 491 руб. 68 коп./кв.м.
Учитывая вышеизложенное, исходя из того, что с 01.07.2018 истец обеспечивает и осуществляет прием всех твердых коммунальных отходов, образующихся у пользователей, находящихся на территории зоны "Юг" Кемеровской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО и т.д.; установив обязанность ответчика оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по утвержденным тарифам и нормативам накопления, суды обоснованно удовлетворили исковые требования ООО "ЭкоТек" о взыскании задолженности.
Факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. При этом суд кассационной инстанции учитывает, что счета-фактуры и акты направлялись в адрес ответчика, соответственно, с момента получения вышеуказанных документов ответчик, действуя разумно и добросовестно, мог направить истцу мотивированный отказ от принятия услуг с приложением соответствующих документов (актов осмотра, заключений и т.д.), чего в рассматриваемом случае сделано не было.
Доводы ответчика о том, что им осуществляется деятельность без образования мусора, обоснованно отклонены судами как бездоказательные и противоречащие нормам, регулирующим отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и не предусматривающими освобождение от оплаты юридического лица, осуществляющего деятельность без образования мусора.
Довод заявителя жалобы о том, что судом оставлено без внимания несоответствие в представленных истцом документах адресов ответчика фактическим адресам его деятельности, также подлежит отклонению в связи с его противоречием материалам дела. Судами дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам осуществления деятельности обособленными подразделениями ответчика по указанным в договоре адресам. Данные доказательства ответчиком не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, подлежат отклонению, поскольку из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/2012).
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Доводов, опровергающих сделанные судами выводы, в кассационной жалобе МП "Фармация" не привело.
Само же по себе несогласие заявителя жалобы с вынесенными судебными актами не является основанием для их отмены.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
К установленным по делу обстоятельствам суды применили соответствующие нормы материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.10.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.01.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11681/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Л. Полосин |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.