г. Тюмень |
|
2 июня 2020 г. |
Дело N А75-16425/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Уласовской А.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "НефтьСтройИнвест" на решение от 20.11.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 27.01.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-16425/2019 по заявлению закрытого акционерного общества "НефтьСтройИнвест" (628681, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Мегион, улица Южная, дом 11, строение 1, ИНН 8605022050, ОГРН 1098605000658) к заместителю руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, дом 69, ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) Ковалевскому Алексею Николаевичу, начальнику Нижневартовского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (628606, город Нижневартовск, улица Пионерская, дом 7а) Брускову Владимиру Александровичу об оспаривании действий.
Другое лицо, участвующее в деле, - Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) в заседании участвовала представитель Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Кульжик Л.Г. по доверенности от 16.04.2020.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "НефтьСтройИнвест" (далее - общество, ЗАО "НефтьСтройИнвест") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий заместителя руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба) Ковалевского Алексея Николаевича, начальнику Нижневартовского управления службы (далее - Нижневартовское управление службы) Брускову Владимиру Александровичу, выразившихся в неприменении установленного порядка организации и проведения проверки в отношении общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена служба.
Решением от 20.11.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 27.01.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что службой проведена предварительная проверка поступившей информации о нарушении лесного законодательства в соответствии с частью 3.2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), по окончании которой в силу части 3.3 этой же статьи должна быть назначена и проведена внеплановая проверка в отношении общества и впоследствии решен вопрос о применении мер ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя службы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в июне 2019 года в службу поступило сообщение участкового лесничего Аганского территориального отдела - лесничества Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.06.2019 N 517 о нарушении лесного законодательства, выразившегося в самовольном использовании лесного участка, нарушении правил пожарной безопасности и санитарной безопасности (место: Радужнинское участковое лесничество, квартал 291, выдел 37; предполагаемый нарушитель:
ЗАО "НефтьСтройИнвест").
Поручением и.о. руководителя службы от 26.06.2019 N 112/2019 Л данное сообщение было направлено начальнику Нижневартовского управления службы Брускову В.А. для рассмотрения и принятия мер в рамках установленной компетенции.
Кроме того, в целях предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований лесного законодательства заместителем руководителя службы Ковалевским А.Н. принято распоряжение от 03.07.2019 N 02-388/2019 о проведении 09.07.2019 должностными лицами Нижневартовского управления службы мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах по маршруту: Радужнинское участковое лесничество, кварталы 289-291, 300, 301.
Начальник Нижневартовского управления службы Брусков В.А. о запланированном мероприятии сообщил в Аганский территориальный отдел - лесничества Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предложив направить специалиста для участия в нем (письмо от 02.07.2019).
09.07.2019 уполномоченными должностными лицами Нижневартовского управления службы и Аганского территориального отдела - лесничества Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах, в ходе которого выявлен факт нахождения спецтехники на землях лесного фонда в выделах 37, 50 квартала 291 Радужнинскского участкового лесничества (отчет от 10.09.2019 N 02-388-2/2019).
Ссылаясь на отсутствие оснований для проведения указанного мероприятия и необходимость проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 10 Закона N 294-ФЗ в целях решения вопроса о применении мер административной ответственности, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий заместителя руководителя службы Ковалевского А.Н. и начальника Нижневартовского управления службы Брускова В.А.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что оспариваемые действия должностных лиц службы соответствуют лесному законодательству и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и фактических обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу положений статьи 198 АПК РФ, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено арбитражным судом при одновременном наличии двух условий: несоответствия закону оспариваемых актов, действий (бездействия) и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 4 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (далее - Положение N 394), пунктами 1, 5.3.1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п (далее - Положение N 299-П), служба осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Приказом Минприроды России от 12.04.2016 N 233 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее - Административный регламент).
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Закона N 294-ФЗ, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (пункт 12 Положения N 394, пункты 5.6.1, 5.6.3 Положения N 299-П, пункт 10 Административного регламента).
В рассматриваемом случае уполномоченными должностными лицами службы в рамках предоставленной вышеназванными нормативными правовыми актами компетенцией, в порядке, установленном пунктами 77, 78 Административного регламента, было организовано и проведено мероприятие по контролю в лесах в форме патрулирования участков лесного фонда в целях пресечения и предотвращения нарушений лесного законодательства. Указанное мероприятие осуществлялось посредством наблюдения, визуального осмотра территории участков лесного фонда без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с чем не требовалось применение положений Закона N 294-ФЗ об организации и проведении проверок.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели правовых оснований для признания незаконными оспариваемых действий должностных лиц службы и удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Суд округа отмечает, что само по себе не назначение и не проведение службой в отношении ЗАО "НефтьСтройИнвест" внеплановой проверки в порядке, предусмотренном Законом N 294-ФЗ, не свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Фактически общество не согласно с использованием полученной в ходе мероприятий по контролю в лесах информации при привлечении его к административной ответственности за самовольное занятие лесного участка постановлением службы от 06.08.2019. Вместе с тем допустимость представленных службой доказательств при производстве по делу об административном правонарушении подлежит оценке арбитражным судом в рамках разрешения иного спора о признании незаконным и отмене вышеназванного постановления (дело N А75-16424/2019).
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.11.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 27.01.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-16425/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.