г. Тюмень |
|
4 июня 2020 г. |
Дело N А81-7893/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение от 17.09.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 13.12.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу А81-7893/2019 по заявлению акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 67, офис 600, ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Мира, дом 2, корпус А, ИНН 8901017533, ОГРН 1068901001102) о признании недействительным предписания.
Суд установил:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) от 07.06.2019 N 1134 (далее - предписание).
Решением от 17.09.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 13.12.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, полученные в ходе проверки документы не содержат доказательств предоставления обществом некачественных услуг холодного водоснабжения; в виду отсутствия водоочистных сооружений, обязанность построить которые возложена на администрацию муниципального образования Пуровский район, у общества нет возможности привести качество воды в соответствие с требованиями СанПиН, в связи с чем оспариваемое предписание неисполнимо.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является ресурсоснабжающей организацией на территории муниципального образования поселок Пуровск, предоставляет коммунальные услуги по холодному водоснабжению напрямую потребителям коммунальных услуг.
На основании обращения гражданки, проживающей в многоквартирном доме по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, поселок Пуровск, улица Молодежная, дом 17 (далее - многоквартирный дом), департаментом в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом требований жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что общество предоставляет потребителям, проживающим в многоквартирном доме, коммунальные услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества, при этом не производит им перерасчет (уменьшение размера платы) за эти услуги.
По результатам проверки департаментом 07.06.2019 составлен акт проверки N 1134 и выдано предписание N 1134, согласно которому обществу необходимо произвести потребителям, проживающим в многоквартирном доме, перерасчет (уменьшение размера платы) за предоставленные ненадлежащего качества коммунальные услуги холодного водоснабжения за период с 05.06.2019, в порядке и размере, установленные разделом I Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); выполнять перерасчет (уменьшение размера платы) до окончания нарушения качества коммунальных услуг, определяемого в соответствии с пунктом 112 Правил N 354. Срок исполнения предписания определен до периода окончания нарушения качества коммунальных услуг (01.12.2019).
Не согласившись с указанным предписанием департамента, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении государственного жилищного надзора в отношении ресурсоснабжающей организации нарушений требований жилищного законодательства должностные лица департамента, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать этой организации предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое предписание вынесено департаментом в рамках осуществления государственного жилищного надзора в пределах полномочий, предоставленных ему постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.10.2013 N 889-П.
В силу части 4 статьи 3, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами. Правила предоставления, приостановки и ограничения коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании подпункта "д" пункта 3 Правил N 354 и пункта 2 Приложения N 1 к данным Правилам качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности, состав и свойства холодной воды должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", далее - СанПиН 2.1.4.1074-01)
Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), статьей 11, пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) определено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Частью 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ, пунктом 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В пунктах 3.3, 3.4 и 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлены нормативы для определения безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении, безвредности питьевой воды по химическому составу и благоприятных органолептических свойств воды.
При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 98 Правил N 354).
Материалами дела подтверждается факт поставки потребителям в многоквартирном доме холодной воды несоответствующей по химическому составу и органолептическим свойствам нормативам, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01.
Случаи, когда допускается отклонение качества питьевой воды от установленных требований и пределы несоответствия качества подаваемой воды предусмотрены частью 7 статьи 8, частью 9 статьи 23 и частью 10 статьи 24 Закона N 416-ФЗ.
Доказательств наличия таких случаев в настоящем деле не представлено.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание департамента соответствует жилищному законодательству, Правилам N 354 и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
При подаче кассационной жалобы общество уплатило государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации обществу следует возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 05.02.2020 N 562.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.09.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 13.12.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу А81-7893/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 05.02.2020 N 562 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.