г. Тюмень |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А70-967/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Минский" на решение от 15.10.2019 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 30.12.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-967/2019 по заявлению товарищества собственников недвижимости "Минский" (625048, город Тюмень, улица Харьковская, дом 59, корпус 2, ОГРН 1027200805983, ИНН 7202068156) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34/1, ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062) об оспаривании действий и предписаний.
В заседании приняли участие представители:
от товарищества собственников недвижимости "Минский" - председатель правления Молокова О.А. (приказ от 25.01.2017, протокол заседания правления от 25.01.2017), Старков О.Г. по доверенности от 18.02.2019;
от Государственной жилищной инспекции Тюменской области - Вербовая А.В. по доверенности от 03.12.2019.
Суд установил:
товарищество собственников недвижимости "Минский" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - инспекция) о признании незаконными действий по проведению проверок и составлению актов проверок от 26.06.2018 N ТО-12-82, от 25.12.2018 N ТО-12-162 (далее - акты проверок) и недействительными предписаний от 26.06.2018 N ТО-12-46, от 25.12.2018 N ТО-12-74 (далее - предписания).
Решением от 15.10.2019 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 30.12.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, товарищество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований либо направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, статья 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) не распространяется на товарищества собственников жилья, созданные до 18.06.2011; деятельность товарищества является правомерной, поскольку имеется общее имущество - сеть, обеспечивающая безопасность и работоспособность общего имущества нескольких многоквартирных домах.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, с целью проверки фактов, изложенных в обращениях гражданина Пинчук А.В. и общества с ограниченной ответственностью "УК "Единство" (далее - ООО "УК "Единство"), инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении товарищества, в ходе которой выявлено, что товарищество осуществляет управление многоквартирными домами N N 57/2, 57/3, 59а, 59/2, 59/3, 59/4 по улице Харьковской в городе Тюмени (далее - многоквартирные дома), не имеющими общих границ земельных участков, в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
По результатам проверки инспекцией 26.06.2018 составлен акт проверки N ТО-12-82 и выдано предписание N ТО-12-46, согласно которому в срок до 01.12.2018 надлежало обеспечить реорганизацию товарищества в силу статьи 5.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ), в связи с его несоответствием требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса.
На основании приказа начальника инспекции от 18.12.2018 N 01-16-1522/18 проведена внеплановая документарная проверка исполнения товариществом предписания от 26.06.2018 N ТО-12-46, в ходе которой установлено его не исполнение.
По результатам указанной проверки 25.12.2018 инспекцией составлен акт проверки N ТО-12-162 и вынесено предписание N ТО-12-74, которым на товарищество возложена обязанность в срок до 01.02.2019 обеспечить реорганизацию.
Не согласившись с действиями инспекции по проведению проверок и составлению актов проверок, а также с предписаниями инспекции, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для проведения проверок и вынесения оспариваемых предписаний.
Оставляя принятые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13, статьей 20 Жилищного кодекса, подпунктом "а" пункта 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, пунктом 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 26.05.2010 N 147-п, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор на территории Тюменской области посредством организации и проведения проверок (мероприятий по контролю) в установленном порядке за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к созданию и деятельности товарищества собственников жилья.
Частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 названной статьи.
Исходя из части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса, пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений должностные лица органов государственного жилищного надзора обязаны выдать юридическому лицу предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В рассматриваемом случае, как правильно указали суды, в соответствии с положениями статьи 10 Закона N 294-ФЗ и части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса инспекция правомерно провела проверки на основании обращений гражданина Пинчук А.В. и ООО "УК "Единство" (июнь 2018 года), а также после истечения срока исполнения товариществом ранее выданного предписания (декабрь 2018 года).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Статьей 5.1 Закона N 189-ФЗ предусмотрено, что товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса, должно быть реорганизовано в порядке, установленном частью 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.
Исходя из взаимосвязанных положений названных норм законодателем установлен переходный период с 01.09.2014 (дата введения в действие статьи 5.1 Закона N 189-ФЗ) по 01.07.2016 для того, чтобы все товарищества, независимо от даты их создания, были приведены в соответствие с требованиями пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса, в связи с чем действие статьи 5.1 Закона N 189-ФЗ распространяется на товарищества собственников жилья, созданные, в том числе до 18.06.2011.
Принимая во внимание факт невыполнения товариществом соответствующих действий по реорганизации в порядке, установленном частями 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса, а также не представление им в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств, подтверждающих, что многоквартирные дома, находящиеся в его управлении, расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемых предписаний инспекции действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов товарищества.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Иное толкование товариществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправомерном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.10.2019 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.12.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-967/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.