г. Тюмень |
|
14 июля 2020 г. |
Дело N А67-6243/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Томская распределительная компания" на решение от 29.11.2019 Арбитражного суда Томской области (судья Ломиворотов Л.М.) и постановление от 12.02.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А67-6243/2019 по заявлению публичного акционерного общества "Томская распределительная компания" (634041, город Томск, проспект Кирова, 36, ОГРН 1057000127931, ИНН 7017114672) к Государственному учреждению - Томскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (634034, г. Томск, ул. Белинского, 61, ОГРН 1027000858653, ИНН 7018003855) о признании недействительными решений.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску (634061, г. Томск, проспект Фрунзе, 55, ОГРН 1047000302436, ИНН 7021022569).
Суд установил:
публичное акционерное общество "Томская распределительная компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Государственному учреждению - Томскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску, о признании недействительными решений от 17.05.2019 N N 88/р, 88/н, 88н/с.
Решением от 29.11.2019 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 12.02.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемые решения Фонда признаны недействительными в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности Гришанова Олега Михайловича, предложения произвести корректировку расходов, уплатить недоимку по страховым взносам, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа, приходящихся на данные суммы расходов; в остальной части в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований, вынести новое решение.
Фонд возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Фондом проведена плановая выездная проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлены акты и приняты решения:
- от 17.05.2019 N 88/р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 230 820,6 руб.; предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем ее отражения в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.04.2019 по 30.06.2019; доплатить страховые взносы в сумме непринятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- от 17.05.2019 N 88/н, которым Общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 1 339,29 руб., начислены пени - 5 891,21 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 6 696,44 руб.;
- от 17.05.2019 N 88 н/с, которым начислен штраф по статье 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в сумме 184,72 руб., пени - 4,93 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 923,62 руб.
Не согласившись с принятыми решениями, Общество обратилось в арбитражный суд.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2015- 2016 годах Обществом назначались и выплачивались пособия по уходу за ребенком Кубакиной И.Г., Некрасовой О.М., Федорченко И.О., находящимся в отпуске по уходу за ребенком и продолжающим работать на условиях неполного рабочего времени (Кубакина И.Г. - неполная рабочая неделя продолжительностью 36 часов, Некрасова О.М. и Федорченко И.О. - неполная рабочая неделя продолжительностью 35 часов).
Пособия выплачены на общую сумму 223 952,89 руб.
Рабочий день Некрасовой О.М. и Федорченко И.О. был сокращен на 60 мин. в день, то есть эти работники выполняли свои трудовые функции на 87,5%, а Кубакиной И.Г. - на 4 часа в пятницу (примерно на 48 мин. в день), то есть она выполняла свои трудовые функции на 90% (л.д. 57-58 том 1).
Соответственно, утрата заработка у Некрасовой О.М. и Федорченко И.О. составила 12,5%, у Кубакиной И.Г. - 10%, при этом пособие выплачивалось в полном объеме (в размере 40% от заработка).
Фонд пришел к выводу о том, что такое сокращение рабочего времени не позволяло работникам фактически осуществлять уход за детьми, что противоречит целям социального страхования (л.д. 58-59 том 1).
Выявленный факт установления работникам вышеуказанного режима рабочего времени с сохранением права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком привел к необоснованному расходованию средств обязательного социального страхования Российской Федерации, что указано в решении от 17.05.2019 N 88/р о непринятии к зачету расходов на выплату социального обеспечения по обязательному социальному страхованию (л.д. 56-60 том 1).
Поскольку, по мнению Фонда, указанная сумма выплат подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов, он увеличил облагаемую взносами базу на сумму непринятых к зачету расходов и доначислил страховые взносы и штрафные санкции в порядке, установленном Законом N 125-ФЗ, Законом N 212-ФЗ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Закона N 125-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закона N 212-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о правомерности принятия Фондом решений в оспариваемой части (применительно к предмету кассационного обжалования).
Предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ право лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, на получение пособия по уходу за ребенком направлено на компенсацию заработка, утраченного из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Как правильно указано судами, в рассматриваемом случае имело место незначительное сокращение рабочего времени лица, претендующего на получение пособия по уходу за ребенком, и такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, объективно необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка; пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.
В соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Доначисляя страховые взносы на суммы, неправомерно квалифицированные Обществом в качестве страхового обеспечения, Фонд обоснованно исходил из того, что спорные выплаты являются доходом работника, полученным им в рамках трудовых отношений; они были начислены и выплачены работнику, в дальнейшем не возвращены в кассу заявителя (обратное не доказано) и подлежат включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов.
Оснований рассматривать статус выплаченных спорных средств как страхового обеспечения, обусловленного наступлением страхового случая, у судов не имелось (при установленной невозможности осуществления ухода за ребенком). Указанные выплаты (необоснованно квалифицированные страхователем в качестве государственных пособий согласно пункту 1 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ и статье 9 Закона N 212-ФЗ) не могут являться выплатами по страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию, не подпадают под действие статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ и статьи 9 Закона N 212-ФЗ, подлежат квалификации как иные выплаты в рамках трудовых отношений, в связи с чем у Фонда имелись основания для вынесения оспариваемых решений.
Кассационная инстанция считает необходимым отметить, что кассационная жалоба не содержит ссылок на представленные в материалы дела локальные акты страхователя, которыми установлены выплаты социального характера работникам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, рассчитываемые по правилам, установленным для пособия по уходу за ребенком.
Таким образом, у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления о признании недействительными решений Фонда по рассмотренному эпизоду.
Доводы кассатора об отсутствии правовой определенности в установлении продолжительности неполного рабочего времени не опровергают выводы судов двух инстанций об отсутствии страхового случая (то есть о фактическом неосуществлении ухода за ребенком до полутора лет, пункт 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ).
Кассатор также ссылается в жалобе на незаконное привлечение его к ответственности на основании закона, утратившего силу. Указанные доводы подлежат отклонению, в том числе с учетом правовой позиции высших судебных инстанций (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 3-П и определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-1094).
Ответственность плательщика страховых взносов за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа, которая была предусмотрена частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, с 01.01.2017 без временного разрыва установлена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.11.2019 Арбитражного суда Томской области и постановление от 12.02.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-6243/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.