г. Тюмень |
|
13 августа 2020 г. |
Дело N А45-37899/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.,
судей Буровой А.А.,
Чапаевой Г.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Кропочевой Л.В., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи и аудиозаписи кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Новосибирской области на решение от 21.01.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Абаимова Т.В.) и постановление от 03.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.), принятые по делу N А45-37899/2019 по иску Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (ОГРН 1105476023234, ИНН 5406634656) к закрытому акционерному обществу "Сельскохозяйственное предприятие Луковское" (ОГРН 1105456000011, ИНН 5434114923) о взыскании субсидии в сумме 1 142 724,55 руб.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Васютина О.М) в заседании приняла участие представитель Министерства сельского хозяйства Новосибирской области - Цилковская Е.В. по доверенности от 28.10.2019.
Суд установил:
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Сельскохозяйственное предприятие Луковское" (далее - Общество, ответчик) о взыскании субсидии в сумме 1 142 724,55 руб.
Решением от 21.01.2020 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 03.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов кассационной жалобы Министерство указало, что субсидия предоставлена заявителю на возмещение части затрат пропорционально посевной площади, недостижение данного показателя влечет уменьшение затрат, понесенных ответчиком и подлежащих возмещению за счет субсидии; средства государственной поддержки сверх фактически произведенных затрат подлежат возврату в бюджет; заявленная к возврату сумма субсидии не может квалифицироваться как штрафная санкция, основанием для освобождения от взыскания которой являются чрезвычайные обстоятельств природного или техногенного характера.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает доводы Министерства несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, указывает, что возврат части субсидии при недостижении показателей результативности является мерой ответственности, в том числе обозначен в качестве таковой в пункте 23 приложения N 2 и пункте 22 приложения N 3 к постановлению Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 N 37-п об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы" и в пункте 4.1.8 соглашения от 15.03.2017 между истцом и ответчиком, в связи с чем судами обоснованно применены основания для освобождения от ответственности в связи с невозможностью достижения показателей результативности ввиду чрезвычайной ситуации природного характера. Просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Учитывая надлежащее извещение ответчика о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено, что 15.03.2017 между Министерством и Обществом заключено Соглашение о предоставлении субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Новосибирской области N 20/24 (далее - Соглашение), по условиям которого субсидия предоставляется в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках программы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей; субъект государственной поддержки обязуется обеспечить достижение показателей результативности, установленных Министерством в соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения (пункт 4.3.2. Соглашения); недостижение показателей результативности влечет применение штрафных санкций, рассчитываемых исходя из суммы субсидии посредством соотнесения планового и фактического показателей результативности (пункт 4.1.8 Соглашения).
28.02.2018 заключено дополнительное соглашение в данному договору с указанием направления государственной поддержки - оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства. Приложением к дополнительному соглашению определены плановые и фактические показатели результативности.
На основании заявлений Общества о предоставлении субсидии от 28.02.2018 и 27.04.2018 в 2018 году ответчику предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на общую сумму 2 595 249,37 руб. (платежные поручения от 07.03.2018 N 298470, от 28.04.2018 N 1460).
Согласно справок-расчетов Общества от 27.04.2018, от 28.02.2018 планируемая посевная площадь составляла 5792 га (областной бюджет), 8354 га (федеральный бюджет).
Обществом в соответствии с пунктом 4.3.3. Соглашения представлены сведения об итогах сева под урожай (итоговый), согласно которым показатели фактической посевной площади сельскохозяйственных культур текущего года составили: областной бюджет - 3165 га, федеральный бюджет - 4 589,5 га.
Полагая, что недостижение Обществом по итогам сева под урожай плановых показателей результативности использования субсидии, установленных Соглашением на текущий год, является основанием для возврата части субсидии, Министерство направило в адрес Общества уведомление от 19.03.2019 N 1036-05/23 о добровольном возврате бюджетных денежных средств в размере 1 142 724, 55 руб. в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления.
Неисполнение Обществом требования Министерства о возврате полученных денежных средств в добровольном порядке, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее-БК РФ), статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 N 37-п об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы" (далее - Постановление N 37-п), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу об отсутствии оснований для возложения на Общество ответственности за недостижение показателей результативности в виде возврата Министерству субсидии в размере 1 142 724, 55 руб.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
Абзацем 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств (ассигнований) осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм БК РФ следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных для их предоставления.
Возврат субсидий возможен в случае нарушения условий, целей и порядка их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Порядок предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, утвержден указанным выше Постановлением N 37-П (приложения 2, 3).
По условиям данного Порядка субсидии предоставляются, в том числе, сельскохозяйственным товаропроизводителям на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, направляются на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв, их размер определяется в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, по формуле расчета, учитывающей коэффициенты Кр и Ку, характеризующие показатели почвенного плодородия и увлажнения почвы по району (подпункт 7 пункта 2, пункт 6 Порядка N 37-п).
Судами установлено, что субсидия получена ответчиком с соблюдением установленных условий и порядка, использована по назначению. Обществом фактически понесены и документально подтверждены субсидируемые расходы на нужды сельскохозяйственного производства (приобретение ГСМ, запчастей, удобрения, химию и обработку полей, проведение анализа семян, ремонт спецтехники), необходимые для выполнения весенне-полевых работ, что не оспаривается Министерством.
Показатели результативности (планируемая посевная площадь) не были достигнуты вследствие обстоятельств непреодолимой силы, поскольку на территории Ордынского района Новосибирской области был введен режим чрезвычайной ситуации в сельскохозяйственном производстве, на период посевной кампании 2018 года, связанной с неблагоприятными агрометеорологическими условиями (постановление Правительства Новосибирской области от 07.06.2018 N 241-п, постановление Главы Ордынского района Новосибирской области от 31.05.2018 N 561).
В соответствии с приведенными выше положениями Порядка, утвержденного Положением N 37 - П, размер субсидии на гектар посевной площади при ее предоставлении был исчислен с учетом стандартного коэффициента увлажнения почвы по району.
Причиной объявления чрезвычайной ситуации явилось переувлажение почвы, что повлекло увеличение затрат на обработку посевной площади (привлечение большего количества техники, увеличение расхода ГСМ), в связи с чем субсидируемые фактические затраты Общества увеличились при фактическом сокращении посевной площади.
Установив данные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности достижения Обществом показателей результативности в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на Общество ответственности за недостижение показателей результативности в виде возврата Министерству субсидии в размере 1 142 724, 55 руб.
В кассационной жалобе Министерство указывает, что возврат субсидии не является штрафной санкцией, а возможность освобождения от возмещения суммы субсидии вследствие чрезвычайных ситуаций, действия обстоятельств непреодолимой силы, законодательством и Соглашением не предусмотрена.
Данный довод являлся предметом рассмотрения судов двух инстанций, получил правовую оценку с учетом положений пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.1.8 Соглашения, которым правовая природа суммы, взыскиваемой при недостижении показателей результативности, определена именно в качестве штрафной санкции (меры ответственности), в связи с чем доводы кассационной жалобы Министерства отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права и противоречащие условиям Соглашения.
Доводы кассационной жалобы по обстоятельствам дела, проверенные арбитражными судами, не свидетельствует о нарушении судами норм материального права и сводятся к иному, чем у судов, неверному толкованию норм действующего законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам и переоценке выводов судов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к принятию неправильного решения (постановления) (части 3, 4 статьи 288 АПК РФ).
На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.01.2020 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 03.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-37899/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.