г. Тюмень |
|
10 сентября 2020 г. |
Дело N А75-24537/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Алексеевой Н.А.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интер Север" на решение от 03.03.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 22.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-24537/2019 по заявлению Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, 5, ИНН 8601003963, ОГРН 1028600515470) к обществу с ограниченной ответственностью "Интер Север" (628001, город Ханты-Мансийск, улица Свободы, 8, ИНН 8601029143, ОГРН 1068601011390) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Интер Север" Яковлев Г.Т. по доверенности от 26.04.2018.
Суд установил:
Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - заявитель, административный орган, департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Интер Север" (далее по тексту - заинтересованное лицо, общество, ООО "Интер Север") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением от 03.03.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, ООО "Интер Север" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 000 000 руб.; изъятая алкогольная продукция направлена на уничтожение в установленном законом порядке.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты и снизить размер назначенного административного штрафа до 1 500 000 руб.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Административный орган в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты без изменения.
К кассационной жалобе общества были приложены дополнительные доказательства, поименованные в пункте 4 приложения к кассационной жалобе, в приобщении к материалам дела которых судом кассационной инстанции отказано, поскольку на стадии кассационного производства дополнительные доказательства не приобщаются к делу и не исследуются (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее по тексту - АПК РФ).
Указанные документы возвращены представителю общества в судебном заседании.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Интер Север" имеет лицензию от 17.07.2017 N 86РПА0002897 со сроком действия по 16.07.2021, выданную на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
Лицензия на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания у общества отсутствует.
На основании поступившей из органов полиции информации (рапорт об обнаружении признаков преступления, зарегистрированный в КУСП за N 22988) административным органом установлено, что 10.10.2019 в 21 час. 08 мин. в караоке-баре "Монте Карло", расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Свободы, дом 11, гражданам Иванькину Д.В., Дмитриеву С.Н. обществом была реализована алкогольная продукция.
В ходе осмотра помещения объекта, в котором осуществляет свою деятельность ООО "Интер Север", установлено наличие вывески с режимом работы: с 12:00 до 24:00, информация об ограничении режима работы отсутствует. Объект находится в цокольном этаже здания. За барной стойкой, а также в шкафах под барной стойкой, на кухне обнаружена алкогольная продукция в ассортименте в количестве 242 (двести сорок две) бутылки, посуда (рюмки, бокалы, графины), кассовые и терминальные чеки, в том числе от ООО "Интер Север", меню, в котором в ассортименте имеются алкогольные напитки: водка, вино, коньяк и др., блокнот, в котором содержится информация о принятых заказах, в том числе на маркированную алкогольную продукцию (вино, водка, шампанское). В зале обслуживания посетителей обнаружено меню, в котором в ассортименте представлена алкогольная продукция (водка, коньяк, виски, ликеры и др.) с указанием стоимости за единицу продукции и за объем продукции в миллилитрах.
Указанный факт оборота алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в отсутствие лицензии послужил основанием для составления административным органом в отношении общества протокола от 20.12.2019 N 502/2019 и обращения в суд с заявлением о привлечении ООО "Интер Север" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и об отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности. При этом суды не усмотрели оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ) деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ определено, что лицензии на осуществление вида деятельности, указанного в абзаце десятом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона N 171-ФЗ для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания (абзац седьмой пункта 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
Судами установлен и обществом в кассационной жалобе по существу не оспаривается факт осуществления в караоке-баре "Монте Карло" розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без соответствующей лицензии.
Поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо объективных препятствий для выполнения требований действующего законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
В силу положений статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом (часть 1); при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3); при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2).
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, установленном санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели.
Как верно отмечено судами, обществом не приведены какие-либо доводы, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества; не усматривается очевидность избыточного ограничения прав общества определенным в отношении него наказанием; назначенное административное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания.
При этом принимая во внимание положения абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьи 29.10 КоАП РФ, суды обоснованно сочли, что алкогольная продукция, изъятая по протоколу от 11.10.2019, подлежит уничтожению.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для снижения размера назначенного административного штрафа по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.03.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 22.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-24537/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.