г. Тюмень |
|
16 сентября 2020 г. |
Дело N А46-14903/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.
судей Зиновьевой Т.А.
Севастьяновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Мухаровой С.В., рассмотрел кассационную жалобу министерства имущественных отношений Омской области на решение от 13.02.2020 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 02.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-14903/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибнедра" (64412, г. Омск, ул. Кемеровская, д. 26, кв. 36, ИНН 5503170590, ОГРН 1165543097390) к министерству имущественных отношений Омской области (644043, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5, ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) о признании распоряжения недействительным.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, администрация Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, администрация Омского муниципального района Омской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (до перерыва судья Ширяй И.Ю., после перерыва судья Ляпустина Н.С.) в заседании участвовали представители:
(до перерыва) министерства имущественных отношений Омской области - Лукьянова Н.М., по доверенности от 09.01.2020; общества с ограниченной ответственностью "Сибнедра" - Филатова Н.Н., по доверенности от 20.01.2020; (после перерыва) министерства имущественных отношений Омской области - Лукьянова Н.М., по доверенности от 09.01.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибнедра" (далее - ООО "Сибнедра", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество Омской области, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 26.07.2019 N 1532-р "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:2860 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, администрация Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, администрация Омского муниципального района Омской области (далее - третьи лица).
Решением от 13.03.2020 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 02.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда заявленные требования удовлетворены, признано недействительным распоряжение Минимущества Омской области от 26.07.2019 N 1532-р "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:2860 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую"; на Минимущество возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия соответствующего распоряжения о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:2860 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. С Минимущества Омской области в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Минимущество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, и несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает на ошибочность выводов судов об отнесении участков недр местного значения к объектам регионального значения и отображению в документах территориального планирования субъекта РФ; перевод спорного земельного участка в испрашиваемую категорию возможен только после внесения соответствующих изменений в документы территориального планирования Омского муниципального района Омской области; Законом Омской области от 02.04.2020 N 2255-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О регулировании градостроительной деятельности Омской области" (далее - Закон N 2255-ОЗ) перечень видов объектов регионального значения Омской области, подлежащих отображению на схеме территориального планирования области, был дополнен участками недр местного значения, в связи с чем полагает, что до 02.04.2020 участки недр местного значения не относились к объектам регионального назначения, следовательно, министерство приняло верное решение, отказав в переводе спорного участка из одной категории в другую; полагает, что обществом представлен ненадлежащий проект рекультивации земельного участка, перевод спорного земельного участка при наличии указанного проекта рекультивации нарушает принципы земельного законодательства, и сделает невозможным дальнейшую рекультивацию этого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Сибнедра", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
От других лиц, участвующих в деле, отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании до объявления перерыва представитель Минимущества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества высказалась относительно позиции, изложенной в отзыве.
Определением от 03.09.2020 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа объявлен перерыв в судебном заседании объявлен перерыв до 10.09.2020 в 08 часов 30 минут по тюменскому времени.
Учитывая надлежащее извещение лиц участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что ООО "Сибнедра" 13.03.2017 выдана лицензия на право пользование недрами серии ОМС N 80212 ТЭ сроком действия до 29.12.2040 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча строительных песков на Большекулачинском месторождении (блоки С I - I и CI - II); участок недр расположен на правобережной пойме реки Иртыш в районе озера Кулачье, северо-западнее села Наждено в Омской муниципальном районе в Омском муниципальном районе; участок недр имеет статус горного отвода.
Согласно подпункту 44 пункта 9.1 Положения о Минимуществе Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26, министерство является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, до разграничения государственной собственности на землю принимает решения о переводе находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо решения об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случаях, установленных федеральным законодательством.
В Минимущество Омской области 27.06.2019 поступило ходатайство ООО "Сибнедра" о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:2860 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.09.2019 земельный участок с кадастровым номером 55:20:131101:2860, расположен в 2 380 м по направлению на северо-запад от ориентира, находящегося по адресу: Омская область, Омский район, с. Надеждино, ул. Родниковая, д. 8, находится в собственности Кононова П.В. (номер государственной регистрации 55-55/024-55/201/002/2016-1788/2 от 11.10.2016). Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - скотоводство, для сельскохозяйственного производства.
Минимуществу Омской области 26.06.2019 поступил ответ от администрации Омского муниципального района Омской области, из которого следует, что в соответствии с Генеральным планом Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 11.09.2014 N 19 земельный участок с кадастровым номером 55:20:131101:2860 расположен в границах функциональной зоны сельскохозяйственные угодья.
Правилами землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 24.05.2018 N 25, спорный земельный участок с кадастровым номером 55:20:131101:2860 отнесен к территориальной зоне сельскохозяйственные угодья.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 4 статьи 3, пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), подпунктом 44 пункта 1 статьи 5 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", подпунктом 44 пункта 9.1 Положения о Минимуществе, Минимуществом Омской области принято распоряжение от 26.07.2019 N 1532-р "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:2860 в Омском районе Омской области из состава земель из одной категории в другую", согласно которому обществу отказано в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:2860, находящегося в собственности Кононова П.В., из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для разведки и добычи полезных ископаемых, в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка Генеральному плану Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Полагая, что вышеуказанный отказ, изложенный в распоряжении от 26.07.2019 N 1532-р, является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов руководствовались статьями 7, 72, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), 1, 9, 14, 18, 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), положениями Закона "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах), Закона N 172-ФЗ, Закона Омской области от 09.03.2007 N 874-03 "О регулировании градостроительной деятельности в Омской области", постановления Правительства Омской области от 08.05.2019 N 155-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.08.2009 N 156-п", и исходили из неправомерности оспариваемого распоряжения Минимущества Омской области от 26.07.2019 N 1532-р об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления N 6/8 для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, одним из которых является добыча полезных ископаемых.
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр, получивший участок недр для геологического изучения (геологический отвод), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проекта проведения указанных работ (статья 25.1 Закона о недрах).
Таким образом, пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает с соблюдением установленных законодательством процедур право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода.
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ установлено, что одним из оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Судами установлено, что основанием для отказа обществу в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:2860 из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную явилось несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования, а именно - генеральному плану Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Между тем, как верно отмечено судами, при оценке соответствия испрашиваемой цели перевода земельного участка действующим документам территориального планирования следовало руководствоваться не генеральным планом муниципального образования - Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, а документами территориального планирования субъекта Российской Федерации - Омской области.
Пункт 19 статьи 1 ГрК РФ содержит понятие "объект регионального значения" как объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Часть 3 статьи 14 ГрК РФ предусматривает, что схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся также к областям: транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
В пункте 20 статьи 1 ГрК РФ установлено, что объекты местного значения - это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 1.2 Закона о недрах вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В статьях 2.1 и 2.3 Закона о недрах перечислено, какие участки относятся к недрам федерального или местного значения.
При этом в статье 2.3 Закона о недрах указано, что подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Постановлением Правительства Омской области от 08.05.2019 N 155-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.08.2009 N 156-п" утверждены изменения в схему территориального планирования Омской области, которые также затронули и Большекулачинское месторождение, отображенное в материалах по обоснованию изменений как существующий объект регионального значения - объект недропользования на земельном участке с кадастровым номером 55:20:131101:2860.
Таким образом, верно указывая, что спорный участок недр местного значения, относящийся к существующим объектам регионального значения, отображен в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, суды обоснованно признали распоряжение от 26.07.2019 N 1532-р незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Кроме того, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, Законом Омской области от 02.04.2020 N 2255-ОЗ перечень видов объектов регионального значения Омской области, подлежащих отображению на схеме территориального планирования области, был дополнен участками недр местного значения.
Распоряжением Минимущества Омской области от 17.03.2020 N 489-р земельный участок с кадастровым номером 55:20:131101:2860 переведен из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Указанное подтверждает выводы судов о том, что обозначение в схеме территориального планирования Омской области - Большекулачинского месторождения соответствует испрашиваемой цели перевода земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:2860 в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Довод подателя жалобы о непредоставлении обществом надлежащего проекта рекультивации спорного земельного участка не соответствует представленным в материалах дела документам, в том числе заявлению общества о переводе земель из одной категории в другую содержащего сведения о наличии проекта рекультивации земель (приложение N 17 к заявлению), а также действиям самого Минимущества Омской области, не указывавшего в оспариваемом распоряжении от 26.07.2019 N 1532-р на наличие такого основания для отказа и, более того, впоследствии принявшего распоряжение от 17.03.2020 N 489-р о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:131101:2860 из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Отклоняя доводы кассационной жалобы, суд округа считает необходимым отметить, что они фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой суда доказательств.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.02.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 02.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14903/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.