г. Тюмень |
|
16 сентября 2020 г. |
Дело N А45-31625/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Алексеевой Н.А.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик ремонтно-строительная компания Восток" и Департамента по тарифам Новосибирской области на решение от 20.11.2019 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Абаимова Т.В.) и постановление от 22.05.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-31625/2019 по заявлению акционерного общества "Региональные электрические сети" (630102, город Новосибирск, улица Якушева, дом 16А, ИНН 5406291470, ОГРН 1045402509437) к Департаменту по тарифам Новосибирской области (630005, город Новосибирск, улица Некрасова, дом 54, ИНН 5406312137, ОГРН 1055406142208) о признании недействительным решения от 25.07.2019.
Иное лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик ремонтно-строительная компания Восток" (630001, город Новосибирск, улица Гипсовая, дом 3, офис 11, ИНН 5446112487, ОГРН 1025404790036).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик ремонтно-строительная компания Восток" - Мезенцева О.А. по доверенности от 15.07.2020;
от акционерного общества "Региональные электрические сети" - Филиппова А.Е. по доверенности от 15.04.2019;
в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" представитель Департамента по тарифам Новосибирской области Ветчинова Ю.С. по доверенности от 09.01.2020.
Суд установил:
акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее по тексту - АО "РЭС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее по тексту - департамент, заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным решения от 25.07.2019, вынесенного по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Специализированный Застройщик Ремонтно-строительная компания Восток" (далее по тексту - третье лицо, ООО "СЗ РСК Восток") о рассмотрении спора, связанного с применением АО "РЭС" платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, установленной приказом департамента от 20.04.2011 N 44-ТП.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "СЗ РСК Восток".
Решением от 20.11.2019 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.05.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационных жалобах, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент и третье лицо просят отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателей кассационных жалоб, судами сделан ошибочный вывод о наличии у общества по состоянию на 29.02.2012 технической возможности технологического присоединения объектов третьего лица.
В отзыве на кассационные жалобы общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, отзыве на них и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "РЭС" является территориальной сетевой организацией на территории Новосибирской области.
16.12.2011 в АО "РЭС" поступила заявка (вх. N 70952) "СЗ РСК Восток" об осуществлении технологического присоединения жилого комплекса со встроенными помещениями административно-торгового назначения (с канализационной насосной станцией) и строительных механизмов, расположенных по адресу: Новосибирская область, город Искитим, улица Советская, 283.
29.02.2012 АО "РЭС" выданы технические условия N РЭлС-04-19и/71408 (далее по тексту - технические условия), в которых определен перечень мероприятий по технологическому присоединению, выполняемых сетевой организацией и третьим лицом, в том числе указаны точки присоединения.
Также между АО "РЭС" (сетевая организация) и "СЗ РСК Восток" заключен договор от 28.04.2012 N 71408/5313485 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого комплекса со встроенными помещениями административно-торгового назначения (с канализационно-насосной станцией) и строймеханизмов, устанавливаемых для его строительства (далее - Договор).
В Договоре сторонами согласованы следующие характеристики технологического присоединения объекта: максимальная мощность - 282,4 кВт, класс напряжения электрических сетей - 10 кВ, категория надежности электроснабжения - II, технологическое присоединение осуществляется поэтапно (5 этапов); а также следующие характеристики для строймеханизмов: максимальная мощность - 84 кВт, класс напряжения электрических сетей - 0,4 кВ, категория надежности электроснабжения - III.
Согласно пункту 10 Договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом департамента 20.04.2011 N 44-ТП, в редакции приказа от 29.12.2011 N 724-ТП (далее по тексту - Приказ N 44-ТП).
Не согласившись с определением АО "РЭС" в Договоре на момент его заключения размера платы за технологическое присоединение исходя из ставок платы, установленных Приказом N 44-ТП, ООО "СЗ РСК Восток" обратилось в департамент с заявлением от 30.04.2019 о рассмотрении спора.
По результатам рассмотрения поступившего заявления департаментом принято решение от 25.07.2019, которым удовлетворены требования третьего лица о признании неправомерным действий АО "РЭС" по определению в Договоре размера платы за технологическое присоединение исходя из ставок платы, установленных Приказом N 44-ТП, в решении указано на обязанность АО "РЭС" устранить допущенные нарушения действующего законодательства посредством определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "СЗ РСК Восток" максимальной мощностью 282,4 кВт в Договоре по индивидуальному проекту.
Возражая против вынесенного решения, АО "РЭС" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам об отсутствии у департамента правовых оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку расчет платы за технологическое присоединение жилого комплекса и строймеханизмов обоснованно произведен заявителем в соответствии с действующим на момент заключения Договора Приказом N 44-ТП.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Документом, устанавливающим и регламентирующим порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, а также критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения, являются Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила N 861).
Пунктом 3 Правил N 861 (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 28 Правил N 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
При этом пунктом 29 Правил N 861 определено, что в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Включение объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил) в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации означает наличие технической возможности технологического присоединения и является основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил.
Согласно пункту 30 Правил N 861 в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
В соответствии с пунктом 30.1 Правил N 861 если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды, учитывая заключение Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.08.2017 N 3-31-13/6251, установили, что по состоянию на 29.02.2012 у общества имелась техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств третьего лица; при этом необходимость установки дополнительных ячеек на существующей подстанции, имеющей достаточный резерв мощности, не свидетельствует о наличии установленных в пункте 28 Правил N 861 оснований, поскольку мероприятия по установке данных ячеек были включены в инвестиционную программу АО "РЭС" на 2012-2017 годы, утвержденную приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 13.03.2012 N 64, в составе инвестиционного проекта "Реконструкции эл. сетей 10-0,4 кВ на территории области".
При этом доводы административного органа и третьего лица относительно того, что на момент выдачи технических условий указанная инвестиционная программа еще не была утверждена, а из ее из содержания не усматриваются мероприятия по установке указанных ячеек, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного суды обоснованно признали правомерным расчет сетевой организацией размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств третьего лица в соответствии с действующим на дату выдачи технических условий приказом департамента N 44-ТП и удовлетворили заявленное обществом требование.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, выводов судов не опровергают, по существу направлены на иную оценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Иное толкование подателями кассационных жалоб положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.11.2019 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.05.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-31625/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик ремонтно-строительная компания Восток" (ИНН 5446112487, ОГРН 1025404790036) с депозитного счета Арбитражного суда Западно-Сибирского округа денежные средства в размере 3 000 руб., перечисленные по платежному поручению от 10.07.2020 N 877.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.