г. Тюмень |
|
3 ноября 2020 г. |
Дело N А03-11599/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прайд-А" на решение от 25.02.2020 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 22.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Логачев К.Д.) по делу N А03-11599/2019 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (630132, город Новосибирск, улица Дмитрия Шамшурина, дом 53, ИНН 5406541225, ОГРН 1095406025428) к обществу с ограниченной ответственностью "Прайд-А" (659323, Алтайский край, город Бийск, улица Крайняя, 116, ИНН 2204029266, ОГРН 1062204046090) о привлечении к административной ответственности по части 1 и части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Бутенко Е.И.) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Прайд-А" Букарев А.В. по доверенности от 19.12.2019.
Суд установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Прайд-А" (далее по тексту - ООО "Прайд-А", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Также управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Прайд-А" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Определением от 13.01.2020 Арбитражного суда Алтайского края дела N А03-20650/2019 и N А03-11599/2019 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
Решением от 25.02.2020 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, ООО "Прайд-А" привлечено к административной ответственности по частям 1, 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., алкогольная продукция в количестве 53 841 бутылок, арестованная на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 28.02.2019 N 6-04-29/63ю-2019, а также в количестве 115 бутылок, изъятая на основании протокола изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 28.02.2019 N 6-04-29/63ю-2019, направлена на уничтожение.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии у общества обязанности по проведению производственного контроля за качеством алкогольной продукции, оборот которой оно осуществляет, при наличии товаро-сопроводительных документов, подтверждающих качество данной продукции; выявленные нарушения не образуют состава вменяемого административного правонарушения; имеющееся в материалах дела экспертное заключение не является надлежащим доказательством.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
До начала судебного заседания от административного органа поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания.
В удовлетворении указанного ходатайства отказано, поскольку в рассматриваемом случае отсутствуют предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) основания для его удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, дополнениях к ней, отзыве на кассационную жалобу и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно Государственному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "Прайд-А" имеет лицензию на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции N 223АП0007242, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка 07.12.2017 сроком до 06.12.2022.
В соответствии с поступившими в управление письмами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка общество с ограниченной ответственностью "Производственный комплекс Возрождение" (далее по тексту - ООО "ПК Возрождение"), общество с ограниченной ответственностью "Водоцикл" (далее по тексту - ООО "Водоцикл"), закрытое акционерное общество Совместное предприятие "Шилкин Дагвино Санкт-Петербург" (далее по тексту - ЗАО Совместное предприятие "Шилкин Дагвино Санкт-Петербург") зафиксировали в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее по тексту - ЕГАИС) сведения о производстве пивных напитков без фиксации сведений о закупке сырья (пива) и сведений о производстве собственного пива, используемого в качестве сырья при производстве пивных напитков.
Согласно сведениям, зафиксированным в ЕГАИС, по состоянию на 28.11.2018 в складском помещении ООО "Прайд-А" находились на хранении пивные напитки, произведенные ООО "ПК Возрождение", ООО "Водоцикл", ЗАО Совместное предприятие "Шилкин Дагвино Санкт-Петербург".
По данному факту в соответствии со статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ в отношении ООО "Прайд-А" было вынесено определение от 28.02 2019 N 6-04-29/63ю-2019 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в рамках которого должностным лицом административного органа проведен осмотр находящегося в пользовании ООО "Прайд-А" складского помещения, в котором хранится алкогольная продукция; для проведения экспертизы на соответствие алкогольной продукции требованиям государственных стандартов произведено изъятие образцов для исследования и контрольных образцов пивных напитков, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 28.02.2019 N 6-04-29/63ю-2019.
Образцы для исследования (115 бутылок) были направлены в экспертно-аналитический отдел (испытательную лабораторию) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу для проведения экспертизы качества алкогольной продукции.
Согласно экспертному заключению от 14.05.2019 N Эз9-10 образцы 0039/2019-0055/2019 не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Напитки пивные. Общие технические условия", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1480-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 55292-2012), по органолептическим и физико-химическим показателям (исследуемые объекты не содержат продукты брожения, характерные для пива светлого), а также требованиям ТУ 9184-040-83867475-13 по пенообразованию; в образцах 0040/2019, 0042/2019, 0047/2019, 0048/2019 обнаружены синтетические пищевые красители Е 110, Е 151, Е 124, Е 128, наличие которых не отражено при маркировке продукции; содержание объемной доли этилового спирта в образцах 0040/2019, 0041/2019, 0043/2019, 0044/2019, 0049/2019, 0050/2019 не соответствует показателю, указанному на маркировке продукции;
в образцах 0044/2019-0046/2019, 0050/2019, 0052/2019-0055/2019, содержание массовой концентрации ацетона составляет от 0,50 до 3,40 мг/дмЗ.
Установив в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении N 6-04-29/63ю-2019 факт осуществления ООО "Прайд-А" оборота пивных напитков, не соответствующих требованиям ТУ 9184-040-83867475-13 и ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки, утвержденного решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее по тексту - ТР ТС 022/2011), управление составило в отношении общества протокол от 10.07.2019 N 6-04-29/63ю-2019 об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
По факту обнаружения в напитках ацетона административным органом в отношении ООО "Прайд-А" вынесено определение от 09.10.2019 N 6-04-29/275ю-2019 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого составлен протокол от 28.11.2019 N 6-04-29/275ю-2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в арбитражный суд с заявлениями о привлечении общества к административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции установил в деянии ООО "Прайд-А" составы вменяемых административных правонарушений, в связи с чем привлек его к административной ответственности по частям 1, 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб., спорная алкогольная продукция признана подлежащей уничтожению.
Выводы суда первой инстанции о наличии в деянии общества составы вменяемых административных правонарушений и отсутствии процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности были поддержаны апелляционным судом.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса.
Ответственность за совершение вышеперечисленных действий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавших угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Примечанием к указанной статье определено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Обязательность соответствия производимой и находящаяся в обороте на территории Российской Федерации алкогольной продукции требованиям государственных стандартов до принятия соответствующих технических регламентов закреплена также в пункте 3 статьи 11, пункте 3 статьи 20, пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ установлен запрет, в том числе на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее по тексту - Закон N 29-ФЗ) под нормативными документами понимаются, в том числе технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно статье 9 Закона N 29-ФЗ требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Согласно разделу 3 ГОСТ Р 55292-2012 он распространяется на напитки, изготавливаемые на основе пива, - пивные напитки.
В пункте 13.2 статьи 2 Закона N 171-ФЗ определено, что напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта.
Разделом 5 ГОСТ Р 55292-2012 установлены характеристики органолептических и физико-химических показателей, которым должны соответствовать пивные напитки.
Пунктом 5.1.3 ГОСТ Р 55292-2012 определены физико-химические показатели, которым должны соответствовать пивные напитки, в том числе: массовая доля двуокиси углерода - не менее 0,40%; пенообразование - высота пены не менее 30 мм, пеностойкость - не менее 3 мин.
В соответствии с пунктом 5.4 ГОСТ Р 55292-2012 маркировку проводят в соответствии с требованиями ТР ТС 022/2011.
Согласно пункту 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать сведения, в том числе о наименование пищевой продукции, ее составе и место нахождения ее изготовителя.
Материалами дела подтверждается, что находящаяся на реализации у общества алкогольная продукция не соответствует требованиям Закона N 171-ФЗ, ГОСТ Р 55292-2012, ТУ 9184-040-83867475-13, ТР ТС 022/2011 (исследуемые объекты не содержат продукты брожения, характерные для пива светлого; обнаружены синтетические пищевые красители Е 110, Е 151, Е 124, Е 128, наличие которых не отражено при маркировке продукции; содержание объемной доли этилового спирта не соответствует показателю, указанному на маркировке продукции; физико-химические показатели пенообразования не соответствуют установленным требованиям).
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ООО "Прайд-А" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Более того, экспертным заключением от 14.05.2019 N Эз9-10 установлено наличие в спорной алкогольной продукции ацетона с концентрацией от 0,5 до 3,4 мг/дм3, относящегося к третьему классу опасности, содержание которого не допускается в пивных напитках, что правомерно принято управлением для квалификации действий общества по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
При этом вопреки позиции подателя кассационной жалобы в силу положений статей 11, 15, 32, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 4 и 22 Закона N 29-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов, должны проводить производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, условиями их производства (изготовления), упаковки, реализации, хранения, перевозок, включая лабораторные исследования (испытания) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Производственный контроль осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности такой продукции для здоровья человека; факт наличия у общества сопроводительных документов на алкогольную продукцию, в том числе деклараций о соответствии, удостоверений качества и безопасности, не освобождает его от проведения такого контроля.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие в деле доказательств принятия обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства при обороте пищевой продукции, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу с учетом требований статьи 4.4 КоАП РФ в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы подателя кассационной жалобы о недопустимости имеющегося в материалах дела экспертного заключения по существу направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.02.2020 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 22.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11599/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.