г. Тюмень |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А03-16611/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Алексеевой Н.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Шороховой И.Г., рассмотрел в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи и веб-конференции в режиме онлайн кассационную жалобу муниципального автономного учреждения спортивной подготовки "Спортивная школа "Рубин" на решение от 23.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление от 21.07.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Логачев К.Д., Хайкина С.Н.) по делу N А03-16611/2019 по заявлению муниципального автономного учреждения спортивной подготовки "Спортивная школа "Рубин" (656906, Алтайский край, город Барнаул, рабочий поселок Южный, улица Мусоргского, дом 22, ИНН 2225059938, ОГРН 1032202270649) к Счетной палате города Барнаула (656043, Алтайский край, город Барнаул, улица Пушкина, дом 66А, ИНН 2225098359, ОГРН 1082225012407) о признании недействительным представления.
Другие лица, участвующие в деле: Комитет по физической культуре и спорту города Барнаула.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Кулик А.А. - до перерыва, судья Атюнина М.Н. - после перерыва) в заседании участвовали представители:
от Счетной палаты города Барнаула - Касаткина А.В. по доверенности от 10.06.2020;
от Комитета по физической культуре и спорту города Барнаула - Насыров О.И. по доверенности от 02.03.2020.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" участвовал представитель муниципального автономного учреждения спортивной подготовки "Спортивная школа "Рубин" - Бруй Н.А. по доверенности от 24.10.2019.
Суд установил:
муниципальное автономное учреждение спортивной подготовки "Спортивная школа "Рубин" (далее - МАУ СП "СШ "Рубин", Спортивная школа) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным представления от 13.09.2019 N 01-13/287 Счетной палаты города Барнаула (далее - Счетная палата).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по физической культуре и спорту города Барнаула (далее - Комитет).
Решением от 23.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 21.07.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования МАУ СП "СШ "Рубин" отказано.
Спортивная школа, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций нарушили положения статей 65, 68, 71, 170, 200, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ);
не применили, подлежащие применению положения части 2 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ), части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пункта 2 статьи 267.1, пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктов 2.4 и 5.9 Стандарта внешнего муниципального финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденного распоряжением коллегии Счетной палаты города Барнаула от 21.12.2015 N 3 (далее - Стандарт внешнего муниципального финансового контроля); неправильно истолкован Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ); не приняли во внимание доводы Спортивной школы и не дали им оценку.
В отзывах на кассационную жалобу Счетная палата и Комитет просят оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласны в полном объеме.
В порядке статьи 163 АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 05.11.2020 до 12.11.2020 до 14 часов 00 минут, о чем представители сторон извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Заслушав представителей сторон, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, пояснениях к ней, отзывах на кассационную жалобу и пояснениях к отзыву, проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в соответствии с планом работы Счетной палаты города Барнаула на 2019 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования муниципального имущества учреждениями, подведомственными Комитету по физической культуре и спорту города Барнаула" за 2018 год и 1 квартал 2019 года.
По результатам контрольного мероприятия установлены нарушения и вынесены представления, в том числе МАУ СП "СШ "Рубин" вынесено оспариваемое представление от 13.09.2019 N 01-13/287, которым Спортивной школе предложено: 1. Принять меры по недопущению незаконного и неэффективного использования (неиспользования) муниципального имущества, закрепленного за МАУ СП "СШ "Рубин".
2. Не допускать проведения тренировочных занятий в сторонних организациях без оформления договорных отношений. 3. Не допускать использование муниципальных помещений (зданий и сооружений) и земельных участков сторонними организациями и физическими лицами без согласия собственника муниципального имущества и оформления договорных отношений. 4. Возместить в бюджет города необоснованно произведенные расходы средств бюджета города на содержание помещений, переданных в пользование юридическому и физическому лицам без оформления договорных отношений, за 2018 год и 1 квартал 2019 года в сумме 264 381,97 руб. в срок до 01.11.2019. 5. Не допускать установку и (или) эксплуатацию рекламных конструкций без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию и согласия собственника муниципального имущества. 6. Демонтировать незаконно установленные рекламные конструкции на фасаде и внутри здания бассейна, на ограждении из металлопрофиля по адресу: р.п. Южный, ул. Мусоргского, д. 22. 7. Принять меры по освобождению земельного участка по адресу:
пр-кт Социалистический, д. 76в, от незаконно размещенного железобетонного гаража. 8. Согласовывать реконструкцию, модернизацию и изменение функционального назначения муниципальных помещений с учредителем и собственником муниципального имущества. 9. Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности осуществлять в соответствие с действующим законодательством. 10. Усилить контроль за своевременностью предоставления сведений в Реестр объектов муниципальной собственности города Барнаула. 11. Принять к учету выявленные по результатам выборочной инвентаризации неоприходованные и неучтенные излишки основных средств. 12. Проводить работу по инвентаризации имущества, выявлению излишнего, неиспользуемого имущества и принятию мер по предоставлению его в пользование или реализации в соответствии с действующим законодательством. 13. Принять меры по повышению эффективности использования муниципального имущества и увеличению доходов МАУ СП "СШ "Рубин" от использования имущества. 14. Рассмотреть вопрос о привлечении в установленном порядке к ответственности лиц, допустивших нарушения действующего законодательства.
Спортивная школа, не согласившись с вынесенным представлением, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствовались положениями статей 65, 198, 200, 201 АПК РФ, статей 1, 6, 34, 69.1, 78.1, 157, 265, 266.1, 267.1, 268.1 БК РФ (в редакции на момент проведения проверки), статьи 34 Закона N 131-ФЗ, статей 2, 3, 9, 16 Закона N 6-ФЗ, статей 1, 2 Закона N 294-ФЗ, статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", статей 1, 9, 17 Положения о Счетной палате города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30.09.2011 N 598 (далее - Положение о Счетной палате), Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края (принят решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 N 71), Порядком осуществления контроля за деятельностью муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений города Барнаула, утвержденным постановлением администрации города Барнаула от 27.12.2011 N 3999, Стандартом внешнего муниципального финансового контроля, Положением о порядке пользования и распоряжения имуществом, являющимся собственностью городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 29.09.2008 N 840 (далее - Положение N 840), Временным положением об установлении размера арендной платы при передаче в пользование муниципального имущества, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 N 21 (далее - Временное положение N 21), и пришли к выводу о правомерности вынесенного представления.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии со статьей 265 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При этом государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (часть 2 статьи 265 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) и Законом N 6-ФЗ.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 6-ФЗ полномочия и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 9 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Пунктом 1 части 4 статьи 9 Закона N 6-ФЗ установлено, что внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетным органом в том числе и в отношении учреждений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В силу пункта 1 статьи 266.1 БК РФ объектами муниципального финансового контроля являются, в том числе муниципальные учреждения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что Счетная палата проводила проверку организации деятельности Комитета и подведомственных ему учреждений по осуществлению ими права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, а также законности и эффективности использования муниципального имущества.
К вопросам проверки отнесены нормативные правовые акты, регулирующие управление, распоряжение и учет муниципального имущества; анализ муниципального имущества, находящегося у учреждений; изменение состава и стоимости муниципального имущества за проверяемый период; проверка ведения учета муниципального имущества учреждениями; проверка законности и эффективности использования муниципального имущества учреждениями.
Суды установили, что Спортивная школа является муниципальным бюджетным учреждением и в силу прямого указания закона относится к объектам муниципального контроля. В рамках муниципального финансового контроля осуществляется и контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Следовательно, включение в план и проведение контрольного мероприятия в отношении МАУ СП "СШ "Рубин" является законным и обоснованным.
Вопреки доводам Спортивной школы в данном случае положения Закона N 294-ФЗ применению не подлежат, поскольку нормы указанного закона следует рассматривать во взаимосвязи между собой и иными законодательными актами, учитывая при этом статус объекта государственного (муниципального) финансового контроля.
В силу пункта 4 статьи 2 Закона N 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Внешний муниципальный финансовый контроль контрольно-счетными органами самих органов местного самоуправления Законом N 294-ФЗ не регламентируется.
Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены положениями пункта 1 статьи 157 БК РФ.
При этом полномочия Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные пунктами 1, 2 статьи 157 БК РФ, осуществляются с соблюдением положений, установленных Законом N 41-ФЗ и Законом N 6-ФЗ.
Таким образом, специальным законом в отношении правовой регламентации вопросов, связанных с осуществлением контрольных мероприятий, является именно Закон N 6-ФЗ, который устанавливает общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1 Закона N 6-ФЗ).
Кроме того, как верно указано судами, положения пункта 3 части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ с учетом принятия Федерального закона от 27.11.2017 N 332-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 указанного закона" (вступил в силу с 27.11.2017) исключили муниципальный контроль в финансово-бюджетной сфере из сферы регулирования Закона N 294-ФЗ.
Исходя из указанных выше норм БК РФ и Закона N 6-ФЗ, регламентирующих полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля; осуществления такого контроля в отношении муниципального учреждения, созданного для решения вопросов местного значения; проведения контрольных мероприятий в соответствии с утвержденными стандартами внешнего муниципального финансового контроля; предмета проведения контрольных мероприятий; целей принятия Закона N 294-ФЗ, суды сделали верный вывод о том, что положения Закона N 294-ФЗ, касающиеся порядка организации и проведения проверок, к отношениям, связанным с осуществлением внешнего муниципального финансового контроля в отношении органа местного самоуправления, не могут быть применены; Счетная палата действовала в рамках своих полномочий, определенных нормативно-правовой базой, не выходя за пределы предмета проверки; доводы МАУ СП "СШ "Рубин" основаны на неверном толковании норм права.
Доводы кассационной жалобы о том, что представление Счетной палаты должно соответствовать требованиям пункта 2 статьи 270.2 БК РФ; что в соответствии с пунктом 3 статьи 270.2 БК РФ требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию может содержаться только в предписании; содержащиеся в представлении требования незаконны и неисполнимы, подлежат отклонению в силу следующего.
Как указано судами, в силу норм действующего законодательства Счетная палата является органом внешнего муниципального финансового контроля.
Согласно положениям пункта 3.1 статьи 270.2 БК РФ, статьи 16 Закона N 6-ФЗ по результатам проведения контрольных мероприятий счетная палата вправе вносить в проверяемые организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Нормы пунктов 2, 3 статьи 270.2 БК РФ, на которые ссылается Спортивная школа, к спорным отношениям применению не подлежат, так как распространяют свое действие на отношения, связанные с осуществлением внутреннего финансового контроля. Доказательств неисполнимости требований представления судами двух инстанций не установлено. Формулировки, примененные Счетной палатой в оспариваемом представлении, соответствуют части 1 статьи 16 Закона N 6-ФЗ, требования всех пунктов представления не противоречат законодательству и не могут быть признаны нарушающими права Спортивной школы.
Доводы МАУ СП "СШ "Рубин" об отсутствии правовых оснований для возмещения в бюджет города произведенных Спортивной школой расходов бюджета города на содержание помещений, переданных в пользование юридическому и физическому лицам (СПК "Стимул" и студии Веры Киселевой (далее - арендаторы) без оформления договорных отношений, за 2018 год и 1 квартал 2019 года в сумме 264 381,97 руб. (пункт 4 спорного представления) были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сделаны правильные выводы.
При этом суды правомерно указали, что правила пользования и распоряжения имуществом, переданным Спортивной школе в оперативное управление, определяются Положением N 840.
Суды первой и апелляционной инстанций руководствовались пунктами 1.1, 1.7, 2.3, 2.4, 4.1-4.3 Положения N 840, пунктом 1.2.2 Временного положения N21, установили, что деятельность арендаторов велась в отдельно стоящих зданиях, в которых в проверяемом периоде было менее трех арендаторов, и сделали правильный вывод, что требование о применении соответствующего коэффициента при использовании помещений, находящихся в отдельно стоящих зданиях, прямо установлено нормативным правовым актом.
Судами установлено, что за проверяемый период недополученные доходы МАУ СП "СШ "Рубин" от сдачи в аренду муниципального имущества составили 503 460,44 руб., необоснованно произведенные расходы средств бюджета города на содержание помещений, переданных в пользование - 264 381,97 руб.
Судами сделан вывод о том, что расчеты сумм арендной платы сформированы в соответствии с требованиями, установленными Временным положением N 21, исходя из площади помещений (согласно техническим паспортам), фактически занимаемых арендаторами, с учетом мест общего пользования.
Расчеты сумм арендной платы и расчеты сумм возмещения платежей за содержание помещений и коммунальных услуг, возмещения земельного налога, подписаны в ходе встречной проверки директором и главным бухгалтером Спортивной школы и не опровергнуты Комитетом, который является учредителем МАУ СП "СШ "Рубин".
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие иные размеры площадей помещений МАУ СП "СШ "Рубин", чем указаны в расчетах; не представлены контррасчеты и доказательства нарушения пунктом 4 спорного представления требований действующего законодательства.
Довод кассационной жалобы об отсутствии доказательств передачи помещений Спортивной школой в пользование СПК "Стимул" и студии фитнеса Веры Киселевой без оформления договорных отношений подлежит отклонению, так как не основан на фактических обстоятельствах дела.
Судами установлено, что СПК "Стимул" и студия Веры Киселевой являются сторонними организациями и не имеют отношения к выполнению муниципального задания или оказанию платных услуг Спортивной школой; согласно объяснениям руководителя МАУ СП "СШ "Рубин" Ельникова А.В. в арендуемых указанными арендаторами помещениях в спорный период велась деятельность. При этом доходы от платных занятий по каратэ и фитнесу, арендная плата от СПК "Стимул" и студии Веры Киселевой в кассу и на расчетный счет МАУ СП "СШ "Рубин" не поступали.
Таким образом, правильно установив и исследовав все существенные обстоятельства по делу, суды двух инстанций пришли к правомерному и обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов МАУ СП "СШ "Рубин" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьями 198, частью 3 статьи 201 АПК РФ основания для признания его недействительным.
К пояснениям Счетной палаты от 09.11.2020 приложены дополнительные документы, подтверждающие обоснованность ее позиции, которые не исследовались судами первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В связи с этим представленные документы не подлежат принятию, при этом, учитывая, что они представлены по средствам электронного документооборота эти документы не подлежат возврату.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и сводятся к оспариванию выводов судов, основанных на оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, переоценка которых в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 21.07.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-16611/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.