г. Тюмень |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А67-919/2020 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шабановой Г.А.,
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Новосибирск" на решение от 05.06.2020 Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) и постановление от 17.07.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А67-919/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Новосибирск" (630132, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Советская, дом 77; 634050, Томская область, город Томск, переулок Батенькова, дом 13, ОГРН 1025403200195, ИНН 5407208153) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, Кемеровская область, город Кемерово, улица Институтская, дом 3, ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Восточная тепловая компания" (634508, Томская область, Томский район, деревня Кисловка, улица Промышленная, дом 4, ИНН 7014055806, ОГРН 1127014000343).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Новосибирск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) от 12.12.2019 N 24-ГС-19-026/юл о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Восточная тепловая компания" (далее - ООО "ВТК").
Решением от 05.06.2020 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 17.07.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты и признать незаконным оспариваемое постановление.
По мнению подателя жалобы, наличие в действиях ООО "ВТК" состава вменяемого административного правонарушения подтверждено материалами дела.
В отзывах на кассационную жалобу управление и ООО "ВТК" просят судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для вынесения оспариваемого постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении послужил вывод управления об отсутствии в действиях ООО "ВТК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ, поскольку технологически организовать выборочную подачу топливно-энергетических ресурсов к добросовестным абонентам, которые своевременно производят оплату за эти ресурсы, невозможно; ограничение поставки газа создаст угрозу нарушения прав добросовестных абонентов на получение коммунальных услуг и может привести к необратимым технологическим процессам.
В соответствии с частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
В силу абзаца шестого статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.
Как предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа" (далее - Правила N 1245), основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев (подпункт "е" пункта 2); основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев (подпункт "г" пункта 3).
Согласно пункту 8 Правил N 1245 поставщик не позднее, чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа. В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
В силу пункта 7 Правил N 1245 полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.
Потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.
Согласно пункту 9 Правил N 1245 ограничение подачи (поставки) газа потребителю по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, осуществляется поставщиком (с привлечением при необходимости газораспределительной организации), а при отсутствии возможности произвести ограничение поставки газа потребителю путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, прекращение отбора газа в соответствии с уведомлением поставщика осуществляется потребителем. Уклонение потребителя от совершения действий по прекращению отбора газа является основанием для принудительного ограничения подачи (поставки) и отбора газа посредством проведения мероприятий технического характера на газоиспользующем оборудовании потребителя, если право поставщика на ограничение подачи (поставки) газа не может быть реализовано без доступа к газоиспользующему оборудованию потребителя. При этом такие мероприятия технического характера на газоиспользующем оборудовании потребителя должны быть предусмотрены в договоре поставки газа и (или) договоре об оказании услуг по его транспортировке.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1245 потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Из материалов дела следует, что общество на основании договоров от 01.09.2017 N 35т-4-0407/18 и от 01.09.2017 N 35т-4-0407/18д осуществляет поставку газа ООО "ВТК" по адресу: Томский район, деревня Кисловка, улица Строителей, дом 27; ввиду ненадлежащего исполнения ООО "ВТК" своих обязательств по договорам в части оплаты поставленного газа обществом были направлены уведомления от 30.04.2019 и от 23.05.2019 о введении с 31.05.2019 ограничения подачи газа, а также предложено самостоятельно ограничить потребление газа; после указанной даты ООО "ВТК" производило отбор газа с превышением определенного в уведомлениях объема; ООО "ВТК" является организацией, осуществляющей выработку коммунальных ресурсов для оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению абонентов-потребителей, подключенным к ее сетям; конечными получателями коммунальных услуг являются физические лица, а также объекты социального назначения (школы, больницы, детские сады), государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе и те, кто добросовестно оплачивают потребляемые услуги и не имеют задолженности.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в силу технологических причин, ООО "ВТК" не могло выполнить требование об ограничении потребления газа, техническая возможность отключения только неплательщиков у него отсутствовала, а прекращение (ограничение) поставки газа всем потребителям привело бы к нарушению прав добросовестных абонентов.
С учетом изложенного и принимая во внимание положения частей 1 и 4 статьи 1.5, статьи 2.1 КоАП РФ, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии вины ООО "ВТК" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования, поскольку у управления имелись основания для вынесения оспариваемого постановления.
Суд округа не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.06.2020 Арбитражного суда Томской области и постановление от 17.07.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-919/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.