г. Тюмень |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А46-1753/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на решение от 08.06.2020 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 13.08.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-1753/2020 по заявлению Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов (644043, город Омск, улица Краснофлотская, дом 24, ИНН 5503239348, ОГРН 1125543062072) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 12а, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) об оспаривании решения в части.
Суд установил:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 12.11.2019 N 055/01/17-6256/2019.
Решением от 08.06.2020 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 13.08.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, фонд просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, при проведении спорной закупки фондом соблюдены требования пункта 78 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615); включение 13 многоквартирных домов в один лот обусловлено расположением 10 домов на "гостевых маршрутах" Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, нахождением на контроле у мэра города Омска вопроса по капитальному ремонту 1 дома, признанием в 2018 году торгов несостоявшимися в отношении 2 домов и принятием решения о включении их в состав иных торгов путем дополнения лотов. Суды не учли, что формирование лотов выше уровня 60 млн. руб. является общепринятой практикой в разных субъектах Российской Федерации; сообщившие управлению подрядные организации о своем желании участвовать в торгах не имели реальной возможности принять участие в них. Кроме того, антимонопольным органом неправомерно указано на передачу материалов дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку исполняющий обязанности директора фонда не является субъектом данного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в апреле 2019 года фондом проведен электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области (в состав лота включено 13 многоквартирных домов, начальная (максимальная) цена договора - 72, 2 млн. руб.), по результатам которого с победителем аукциона обществом с ограниченной ответственностью "ТРИАЛСТРОЙ" (предложена цена 71, 9 млн. руб.) заключен договор от 17.05.2019 N 2019/037/ЭА.
В соответствии с приказом руководителя управления от 15.05.2019, на основании обращений прокуратуры Омской области и Общероссийского общественного движения "Народный Фронт "За Россию" в Омской области, сообщения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет" (статья "Признаки коррупционфондности", сайт KVnews.ru) антимонопольным органом проведена внеплановая документарная проверка в отношении фонда, по результатам которой вынесен приказ от 24.07.2019 N 173 о возбуждении дела N 055/01/17-625/2019 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Управлением установлено, что в предмет вышеназванной закупки включено выполнение функционально не связанных различных работ по капитальному ремонту общего имущества 13 территориально удаленных друг от друга многоквартирных домов в городе Омске (ремонт крыш, фасадов, инженерных систем электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, канализации, узла учета холодного водоснабжения, автоматизированного теплового узла); такое укрупнение лота повлекло увеличение начальной (максимальной) цены договора до 72,2 млн. руб. и исключение из числа возможных участников торгов 97 подрядных организаций, имеющих первый уровень ответственности членов саморегулируемых организаций (не более 60 млн. руб.) и включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций Омской области (85,9 % от общего числа подрядных организаций); в ходе проверки указанные подрядные организации сообщили о фактическом устранении конкуренции на спорном аукционе и о своем намерении принять участие в нем в случае установления начальной (максимальной) цены договора в размере не превышающем 60 млн. руб.
Решением антимонопольного органа от 12.11.2019 N 055/01/17-625/2019 действия фонда при проведении данного электронного аукциона признаны нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (пункт 1); указано на отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела и выдачи предписания (пункты 2 и 3), а также на передачу материалов дела уполномоченному должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 КоАП РФ (пункт 4).
Не согласившись с пунктами 1 и 4 названного решения, фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого решения, поскольку фондом нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии со статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1).
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры (пункт 3 части 2).
К выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (часть 3).
Привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5).
Положение N 615 определяет порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1).
Согласно пункту 3 Положения N 615 принципами привлечения подрядных организаций являются создание равных условий для участников электронных аукционов (подпункт "б"), добросовестная конкуренция участников электронных аукционов (подпункт "в"), эффективное использование средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания (подпункт "д").
Исходя из пунктов 23, 57, 63, 103 Положения N 615 в проводимых в субъекте Российской Федерации электронных аукционах на выполнение работ по капитальному ремонта общего имущества в многоквартирных домах вправе участвовать подрядные организации, включенные в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации, исходя из начальной (максимальной) цены договора и предельного размера обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии которым они внесли взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в саморегулируемой организации по правилам статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Пунктом 78 Положения N 615 предусмотрено право заказчика объединить в один предмет закупки несколько объектов в случае наличия одного из следующих условий: а) одинаковые виды услуг и (или) работ на различных объектах; б) территориально близкое расположение объектов, которое позволяет экономично располагать временные здания и сооружения для размещения строительных материалов и обустройства бытовых условий для рабочего персонала подрядных организаций, экономить на вывозе строительного мусора и завозе строительных материалов; в) функциональная связанность услуг и (или) работ на объектах.
При этом в пункте 79 Положения N 615 указано, что заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с положениями статьи 178 ЖК РФ, распоряжения Правительства Омской области от 12.12.2012 N 196-рп, постановления Правительства Омской области от 24.07.2013 N 156 фонд осуществляет деятельность регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что при проведении электронного аукциона N 2019/037/ЭА фондом в состав одного лота включено выполнение работ в отношении 13 многоквартирных домов с разным составом (конструктивом) работ в отсутствие территориально близкого расположения объектов; необоснованное укрупнение лота повлекло увеличение начальной (максимальной) цены договора и ограничило потенциальное количество подрядных организаций, желающих принять участие в аукционе (85,9 % от включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций Омской области); на указанном аукционе фактически отсутствовало соперничество за право заключения договора (подано единственное ценовое предложение) и договор заключен с минимальным снижением начальной (максимальной) цены, в результате чего не достигнуты цели развития добросовестной конкуренции, экономии средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки государственного бюджета.
При таких обстоятельствах суды сочли правомерной квалификацию управлением действий фонда при проведении аукциона в качестве нарушения запрета, установленного частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (пункт 1 оспариваемого решения).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Вопреки доводам фонда приведенное в пункте 4 оспариваемого решения антимонопольного органа указание на передачу материалов дела уполномоченному должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 КоАП РФ носит внутренний организационный характер; сама по себе такая передача материалов дела каких-либо правовых последствий для фонда не влечет, не возлагает на него каких-либо обязанностей, не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; в рамках настоящего дела не подлежит разрешению вопрос определения надлежащего субъекта административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленного фондом требования о признании недействительными пунктов 1 и 4 оспариваемого решения антимонопольного органа.
Возражения подателя кассационной жалобы относительно наличия в его в его действиях нарушения антимонопольного законодательства, необоснованного укрупнения лота при проведении закупки по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
В рассматриваемом случае применительно к установленным обстоятельствам суды не усмотрели оснований для признания целесообразным объединения в один предмет закупки ремонтных работ в отношении многоквартирных домов, расположенных по "гостевому маршруту" международного форума, и иных домов, состав работ на которых является различным.
Ссылка фонда на проведение аналогичных закупок с начальной (максимальной) ценой договора свыше 60 млн. руб. в иных субъектах Российской Федерации обоснованно отклонена судами, поскольку в каждом субъекте различный по своему составу реестр квалифицированных подрядных организаций и практика формирования лотов аукционов другими региональными операторами не может быть учтена в настоящем деле.
Приведенные фондом доводы об отсутствии у участвовавших в опросе антимонопольного органа подрядных организаций намерений и возможности принять участие в спорной закупке являются несостоятельными.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.06.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 13.08.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-1753/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.