г. Тюмень |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А46-9239/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Зиновьевой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 03.07.2020 (судья Распутина В.Ю.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2020 (судьи Грязникова А.С., Воронов Т.А., Краецкая Е.Б.) по делу N А46-9239/2020 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (644001, город Омск, улица 10 лет Октября, дом 98, ОГРН 1055504019768, ИНН 5503088113) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (644000, город Омск, улица Тарская, дом 11, ОГРН 1045504000838, ИНН 5503077584), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (109012, город Москва, переулок Никольский, дом 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134) об обязании осуществить действия, связанные с прекращением права оперативного управления на нежилые помещения.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - управление Роспотребнадзора) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением:
- об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее - территориальное управление Росимущества) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов истца путем осуществления действий в течение тридцати рабочих дней с момента вступления в законную силу настоящего решения, связанных с прекращением права оперативного управления истца на нежилые помещения площадью 50,1 и 25 кв. м, расположенные по адресу: Омская область, Черлакский район, рабочий поселок Черлак, улица Победы, дом 43;
- об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов истца путем издания в течение тридцати рабочих дней с момента вступления в законную силу настоящего решения распоряжения об изъятии в состав имущества казны Российской Федерации и подписания с управлением Роспотребнадзора акта приема-передачи спорных нежилых помещений.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.07.2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2020, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением, территориальное управление Росимущества обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В жалобе заявитель приводит доводы о следующем: действующим законодательством не определен порядок и сроки приема-передачи имущества в казну Российской Федерации; решение об изъятии недвижимого имущества в казну Российской Федерации может быть принято только в случае наличия предложения о дальнейшем использовании имущества и без дополнительных финансовых затрат, тогда как истцом не представлено достаточных доказательств того, что передаваемое имущество находится в удовлетворительном состоянии; истцом до настоящего времени не представлен полный пакет документов, список которых указан в письмах от 14.11.2019 и от 26.02.202.
В отзыве на кассационную жалобу управление Роспотребнадзора просит оставить решение суда первой и постановление апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежат административный корпус площадью 50,1 кв. м и гараж площадью 25 кв. м в хозяйственном корпусе по адресу: Омская область, Черлакский район, рабочий поселок Черлак, улица Победы, дом 43.
Указанное имущество передано истцу на праве оперативного управления (распоряжение Росимущества от 28.12.2005 N 882-р, свидетельства о государственной регистрации права от 24.12.2007 серии 55 АВ N 547888, от 24.12.2007 серии 55 АВ N 547886).
В связи с тем, что длительное время указанные объекты недвижимого имущества не используются управлением Роспотребнадзора в служебной деятельности, истец обратился к территориальному управлению Росимущества с письмом от 27.05.2015 N 01/3996-09 о прекращении права оперативного управления.
На обращение управления Роспотребнадзора в письмах от 01.07.2015 N ТУ-03/4906, от 05.08.2015 N ТУ-03/5857 территориальное управление Росимущества сообщило о том, что спорные помещения предложены федеральным органам власти; решение об изъятии недвижимого имущества в казну Российской Федерации может быть принято только в случае наличия предложения о дальнейшем использовании данного имущества; указало на необходимость направления истцом дополнительных документов: акта осмотра предлагаемого к изъятию недвижимого имущества, актуальные материалы фотофиксации, отражающие техническое состояние помещений, документально подтвержденную информацию об отсутствии перепланировки объектов.
Истец 28.06.2016 представил ответчику акты обследования недвижимого имущества и фотоматериалы.
Письмом от 30.05.2017 N 01/4993-09 управление Роспотребнадзора вновь запросило согласие территориального управления Росимущества на изъятие помещений из оперативного управления.
23.08.2017 истец направил в адрес главы Черлакского муниципального района Омской области письмо N 01/7667-09 с просьбой о принятии неиспользуемых им помещений в безвозмездное пользование с последующей передачей из федеральной в муниципальную собственность.
Администрация Черлакского муниципального района письмом от 12.09.2017 N 01-04/254 сообщила об отсутствии необходимости в использовании данного имущества для муниципальных нужд.
Территориальное управление Росимущества предложило федеральным учреждениям принять объекты недвижимости, которые в свою очередь указали на то, что в случае поступления обращений о готовности принять имущество в оперативное управление будет сообщено дополнительно.
Письмом от 27.08.2019 исх. N 55-00-09-01-1201-2019 истец запросил согласие Роспотребнадзора на передачу помещений в состав казны Российской Федерации.
Роспотребнадзор согласовал прекращение права оперативного управления с последующей передачей помещений в казну Российской Федерации (письмо от 04.10.2019 исх. N 02/14128-2019-27).
В письме от 08.10.2019 N 08/7164-2019, направленном в адрес территориального управления Росимущества, истец заявил отказ от спорных помещений.
В ответ территориальное управление Росимущества в письмах от 14.11.2019 N ТУ-03/7874, от 26.02.2020 N 55-МУ-03/1318 сообщило, что согласование отказа учреждений от права оперативного управления территориальными органами Росимущества законодательством не предусмотрено; указало, что согласно письму Росимущества от 31.01.2020 N ВЯ-08/2882 "О порядке распоряжения федеральным имуществом" рассмотрение вопросов по согласованию решений, связанных с распоряжением имуществом организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализуется исключительно через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, включая обращения федеральных органов исполнительной власти, и указало на необходимость предоставить документы согласно приложению N 1 к письму от 26.02.2020 N 55-МУ-03/1318 (в том числе письменное согласие организации на закрепление недвижимого имущества).
Отказ в прекращении права оперативного управления явился основанием для обращения управления Роспотребнадзора в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались пунктом 1 статьи 235, статьями 236, 296, пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Положением о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432) и исходили из наличия у истца права отказаться от оперативного управления неиспользуемым имуществом, обязанности собственника в лице его уполномоченного территориального органа принять это имущество в казну Российской Федерации.
Выводы судов являются правильными.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке для прекращения права собственности (статья 235 ГК РФ), а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом по правилам статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
На основании приведенных нормативных положений суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у заявителя права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Вывод судов соответствует правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, о том, что непринятие в казну имущества, неиспользуемого истцом, со ссылкой на отсутствие на то согласия собственника имущества, противоречит полномочиям управления Росимущества в сфере его деятельности.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения N 432 Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
При этом в соответствии с пунктом 4.1.9 Типового Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, территориальное управление Росимущества самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
На основании изложенного довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у территориального управления Росимущества полномочий на принятие имущества в казну Российской Федерации правильно отклонен судами первой и апелляционной инстанции как несостоятельный и не исключающий правомочий ответчика на изъятие из оперативного управления истца вышеуказанного федерального имущества.
Отклоняя довод территориального управления Росимущества о не предоставлении истцом полного пакета документов, суды правомерно исходили из того, что управление Роспотребнадзора не имеет возможности предоставить письменное согласие организации на закрепление недвижимого имущества, поскольку отсутствуют предложения по передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, являющегося предметом искового заявления, при этом меры по разрешению вопроса о возможной передаче объектов истцом предпринимались неоднократно, несмотря на то, что разрешение указанного вопроса в компетенции истца не находится.
Ссылка заявителя жалоба на то, что действующим законодательством не определен порядок и сроки приема-передачи имущества в казну Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку указанное не является основанием для отказа обладателю права оперативного управления в прекращении этого права в отношении имущества, неиспользуемого в деятельности, для осуществления которой учреждение создано собственником закрепленного за ним имущества.
Иных доводов о несогласии с обжалуемыми судебными актами, ссылок на нарушения судами при рассмотрении настоящего дела норм материального и процессуального права в кассационной жалобе не приведено.
В связи с изложенным отсутствуют основания для отмены принятых по делу решения и постановления.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 03.07.2020 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2020 по делу N А46-9239/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
При этом в соответствии с пунктом 4.1.9 Типового Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, территориальное управление Росимущества самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2021 г. N Ф04-5798/20 по делу N А46-9239/2020