г. Тюмень |
|
29 января 2021 г. |
Дело N А75-12475/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Буровой А.А.
Малышевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения Советский на решение от 16.07.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Истомина Л.С.) и постановление от 16.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-12475/2019 по заявлению администрации городского поселения Советский (628242, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Советский район, г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 11Б, ОГРН 1068622000050, ИНН 8622012140) к Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628006, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 5, ОГРН 1128601003750, ИНН 8601047819) о признании недействительным предписания.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Советского района (628242, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Советский район, г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 10, ОГРН 1028601846965, ИНН 8615007291).
Суд установил:
администрация городского поселения Советский (далее - Администрация поселения, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба контроля), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Советского района (далее - Администрация района), о признании недействительным предписания от 10.04.2019 N 32-Исх-546.
Решением от 16.07.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 16.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Администрация поселения, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Служба контроля возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами подтверждено следующее.
В отношении Администрации поселения проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами, в том числе по вопросу соблюдения целей, порядка и условий предоставления иных межбюджетных трансфертов, за период с 01.01.2018 по 17.01.2019.
По результатам проверки составлены справка от 01.02.2019 и акт от 27.02.2019.
В ходе проверки установлено, что в рамках исполнения регионального законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (в частности, муниципальной программы "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог общего пользования местного значения в Советском районе на 2017 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации района от 25.09.2017 N 3907 (далее - Муниципальная программа N 3907), Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.03.2018, Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджету городского поселения Советский из бюджета Советского района от 16.11.2018 (далее - Соглашение от 16.11.2018) Администрация района уведомлениями от 27.09.2018, 23.10.2018 довела до Администрации поселения лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Администрацией поселения (исполнитель Муниципальной программы N 3907) заключен муниципальный контракт от 11.09.2018 на выполнение работ по реконструкции автодороги по ул. Северо-Восточная объездная, в границах улиц Трассовиков д. 12 - железнодорожный переезд ТЦ "АМБАР" со сроком выполнения работ по 30.04.2019. Цена контракта (33 762 081 руб.) и объем выполняемых работ были увеличены дополнительным соглашением от 03.10.2018 N 1 до 37 138 289,1 руб.
Фактическое финансирование в 2018 году, которое использовала Администрация поселения, составило: иные бюджетные трансферты (ИМБТ) - 58 453 911,76 руб., бюджет городского поселения Советский - 3 076 522,55 руб.
Оплата контракта произведена на основании акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 28.09.2018 N 1, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 от 28.09.2018 N 1 за счет бюджета автономного округа - 32 073 976,95 руб., за счет бюджета поселения - 1 688 104,05 руб.
Оплата работ по дополнительному соглашению к контракту произведена на основании акта о приемке работ по форме N КС-2 от 09.10.2018 N 1 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 от 09.10.2018 N 2 за счет бюджета автономного округа - 3 207 397,69 руб., за счет бюджета поселения - 168 810,41 руб.
В ходе проверки Служба контроля пришла к следующим выводам, которые отразила в акте:
1. Разделом 3 (подпункт "а" пункта 3.2) Соглашения от 16.11.2018 одним из условий предоставления ИМБТ установлено наличие в городском поселении Советский муниципального правового акта об утверждении перечня мероприятий (объектов) в целях софинансирования. Пунктом 4.2.1 данного Соглашения предусмотрено, что Администрация поселения обязуется обеспечивать выполнение условий предоставления ИМБТ, установленных пунктом 3.2 Соглашения.
Между тем в муниципальной программе "Развитие транспортной системы городского поселения Советский на 2018 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации поселения от 30.11.2017 N 1452, перечень объектов, которые подлежат капитальному ремонту или ремонту и софинансируются за счет ИМБТ, отсутствует.
2. Приложением N 1 к Соглашению от 16.11.2018 Администрации поселения установлен показатель результативности по приросту протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующий нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на 2018 год в размере 4,591 км, что на 0,116 км меньше, чем предусмотрено Муниципальной программой N 3907, Соглашением от 16.11.2018.
3. При заключении дополнительного соглашения N 1 к контракту нарушены требования подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому не допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении, что привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов в размере 521 478,94 руб. (ИМБТ - 495 404,99 руб., бюджет поселения - 26 073,95 руб.).
4. При заключении Администрацией поселения дополнительного соглашения N 1 к контракту в локальном сметном расчете увеличена стоимость за 1 тонну асфальтобетонной смеси дорожной аэродромной и асфальтобетона (горячего и теплого для приготовления асфальтобетона мелко и крупно зернистого, песчаного) марки 1, тип А и Б (далее - асфальт) с 577,98 руб. до 688,56 руб. (позиции 3, 10, 22 в локальном сметном расчете к дополнительному соглашению N 1 к контракту).
В ходе проверки произведен перерасчет стоимости дополнительных работ, в результате чего стоимость работ уменьшилась на 521 478,94 руб. и составила 2 854 729,16 руб.
5. В нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Администрацией поселения использованы бюджетные средства в размере 3 376 208,1 руб. (ИМБТ - 3 207 397,69 руб., бюджет поселения - 168 810,41 руб.) на ремонт участка автодороги, который не предусмотрен перечнем мероприятий Муниципальной программы N 3907, Соглашения от 16.11.2018 и предметом муниципального контракта.
6. В нарушение Порядка проведения проверки сметной стоимости проектно-изыскательских работ, работ по капитальному и текущему ремонту, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением от 03.06.2011 N 192-п Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Порядок N 192-п), Администрацией поселения при заключении контракта и дополнительного соглашения к нему не проведена проверка сметной стоимости работ по капитальному (текущему) ремонту.
В ходе проверки установлено превышение сметной стоимости работ в размере 6 444 297,8 руб. (в том числе НДС 18%).
По результатам проверки Службой контроля выдано заявителю предписание от 10.04.2019 N 32-Исх-546 об устранении нарушений бюджетного законодательства, в соответствии с которым Администрации поселения требуется обеспечить возмещение ущерба, причиненного бюджету в результате оплаты работ по ремонту автодороги по завышенной сметной стоимости, в размере 6 444 297,8 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Администрации поселения в арбитражный суд.
Делая выводы о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для удовлетворения заявленного требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Учитывая правовую природу предписания, в том числе руководствуясь статьями 265, 266.1, 267.1, 269.2, 270.2 БК РФ, постановлением от 22.09.2012 N 356-п Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, суды пришли к обоснованному выводу, что поскольку заявитель являлся получателем ИМБТ, источником которых являлись средства бюджета автономного округа, проверка в отношении Администрации поселения проведена уполномоченным органом государственного финансового контроля (Службой контроля), проверка проведена в пределах компетенции, с соблюдением установленной процедуры, по указанным в приказе Службы контроля от 17.01.2019 N 32-Пр-6 вопросам.
Доводы кассатора о том, что Служба контроля вышла за рамки предоставленных полномочий, об отсутствии оснований для назначения и проведения проверки в отношении заявителя, были рассмотрены судами и обоснованно отклонены, поскольку не нашли документального подтверждения.
Кассационная инстанция полагает, что суды пришли к обоснованному выводу о том, что оплата по контракту произведена за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в обход установленной процедуры, без проведения обязательной экспертизы проектной документации, получения положительного заключения о проверке сметной стоимости капитального ремонта автодороги.
Отклоняя доводы заявителя о том, что требования Порядка N 192-п на него не распространяются, так как Администрация поселения не является получателем средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, суды обоснованно указали, что данный нормативный акт регламентирует проведение проверки сметной стоимости проектно-изыскательских работ, работ по капитальному и текущему ремонту, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета автономного округа; поскольку заявителем были получены ИМБТ, источником которых являлся бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, то требования Порядка N 192-п распространяются на заявителя.
Поскольку проверка сметной стоимости не проводилась, Администрации поселения следовало осуществить оплату по муниципальному контракту за счет средств бюджета городского поселения, как это и было запланировано при осуществлении закупки и заключении контракта; между тем заявитель использовал при оплате контракта ИМБТ, что свидетельствует о нарушении условий и порядка их предоставления.
В ходе проверки контролирующий орган также пришел к выводу, что часть автомобильной дороги не была включена в перечень мероприятий (объектов) в целях софинансирования в рамках Соглашения от 16.11.2018.
Дефектная стоимость, содержащая необходимые объемы работ по капитальному ремонту автодороги с указанием марки материалов и параметров конструкций, заявителем не составлялась; какие-либо документы, обосновывающие необходимость проведения капитального ремонта спорного участка автомобильной дороги, заявителем не представлены.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что Служба контроля правомерно осуществила проверку сметной стоимости работ исходя из исполнительной документации по объекту.
Доводы заявителя о том, что Порядок N 192-п распространяет своё действие только на объекты капитального строительства, которыми автодороги не являются, суды правомерно отклонили, поскольку Порядок N 192-п распространяет свое действие, в том числе, на работы в отношении линейных объектов согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым относятся автомобильные дороги.
Как отмечалось, в ходе проверки Служба контроля установила превышение сметной стоимости работ на 6 444 297,8 руб. При этом расчет сумм, на которые превышена сметная стоимость работ, был оспорен Администрацией поселения. В связи с наличием возражений со стороны заявителя судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза.
При этом результаты судебной экспертизы подтвердили обоснованность расчета Службы контроля, а также ее выводы о составлении Администрацией поселения локальных сметных расчетов с нарушением требований действующего законодательства и завышении сметной стоимости.
В частности, эксперт пришел к следующим выводам: в результате систематизации и последующего изучения предоставленных материалов по контракту установлен факт отсутствия проектной документации на реконструкцию автодороги и ведомостей объемов работ в архиве документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта; с целью установления организационно-технологического состава работ эксперт изучил расчеты, содержащиеся в локальных сметных расчетах, и определил, что существенных изменений характеристик линейного объекта либо отдельных его частей не проводилось, класс или категория объекта, значимые показатели или границы полосы отвода не менялись, в связи с чем указал, что идентификация работ по контракту произведена неверно; анализ соответствия локальных сметных расчетов нормативам в области нормирования и ценообразования, действующим на 3 квартал 2018 года, показал, что в ходе определения цены контракта итоговая стоимость работ и затрат была определена с техническими (арифметическими) ошибками в расчетах; сметная стоимость материальных ресурсов единичного применения, не учтенных в единичных расценках, принята с нарушением рекомендаций нормативной документации в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве; в локальных сметных расчетах отсутствуют сведения, указывающие полное официальное наименование документа, в котором приведен индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ, действующий на момент составления расчета, предъявляемый к оплате, орган, утверждающий и издающий индексы, номер выпуска и дата утверждения.
Как указывалось выше, результаты судебной экспертизы фактически подтвердили обоснованность выводов Службы контроля; при этом судами обоснованно принято во внимание, что сумма завышения сметной стоимости, определенная экспертом, превышает сумму ущерба, рассчитанную Службой контроля.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно необходимости уменьшения суммы ущерба, неясностей в порядке исполнения предписания, порядка проведения и результатов судебной экспертизы, о компетенции Службы контроля), выражают несогласие кассатора с выводами судов, которые признали обоснованным вынесение Службой контроля оспариваемого предписания по результатам исследования представленных в материалы дела доказательств в их совокупности.
Ссылка кассатора на судебную практику в подтверждение своих доводов не принимается судом кассационной инстанции, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, судами установлены, доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов, мотивированно отклонены со ссылкой на соответствующие обстоятельства и доказательства.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.07.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 16.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-12475/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе проверки произведен перерасчет стоимости дополнительных работ, в результате чего стоимость работ уменьшилась на 521 478,94 руб. и составила 2 854 729,16 руб.
5. В нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Администрацией поселения использованы бюджетные средства в размере 3 376 208,1 руб. (ИМБТ - 3 207 397,69 руб., бюджет поселения - 168 810,41 руб.) на ремонт участка автодороги, который не предусмотрен перечнем мероприятий Муниципальной программы N 3907, Соглашения от 16.11.2018 и предметом муниципального контракта.
...
Доводы заявителя о том, что Порядок N 192-п распространяет своё действие только на объекты капитального строительства, которыми автодороги не являются, суды правомерно отклонили, поскольку Порядок N 192-п распространяет свое действие, в том числе, на работы в отношении линейных объектов согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым относятся автомобильные дороги."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2021 г. N Ф04-6580/20 по делу N А75-12475/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6580/20
15.12.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9267/20
16.10.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9267/20
16.07.2020 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-12475/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-12475/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-12475/19