г. Тюмень |
|
5 февраля 2021 г. |
Дело N А70-10411/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Продовольственные товары" на решение от 20.08.2020 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 06.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-10411/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Продовольственные товары" (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Максима Горького, дом 44, офис 718, ОГРН 1117232037196, ИНН 7203267644) к Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Советская, дом 61, ОГРН 1057200723315, ИНН 7202137709) об оспаривании ненормативного правового акта.
В судебном заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Продовольственные товары" - Фирсанов А.Н. по доверенности от 21.08.2020;
от Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области - Скородзиевская Е.В. по доверенности от 11.01.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Продтовары" (далее - ООО "Продтовары", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее - департамент) об отказе в возврате государственной пошлины от 08.06.2020 N 9.
Решением от 20.08.2020 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 06.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Продтовары" просит отменить указанные судебные акты и признать оспариваемое им решение незаконным.
По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены положения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" (далее - Постановление N 440); государственная пошлина, оплаченная за продление лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сроки действия которых истекали в период с 15.03.2020 по 31.12.2020, подлежит возврату как излишне уплаченная.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Продтовары" была выдана лицензия 72 РПА 0001789 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции (далее - лицензия 72 РПА 0001789) со сроком действия до 04.04.2020.
13.03.2020 общество обратилось в департамент с заявлением N 129/16738 о продлении срока действия данной лицензии на 1 год, приложив к нему в качестве документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, платежное поручение от 11.03.2020 N 325 на сумму 65 000 руб.
По итогам рассмотрения заявления департаментом принято решение от 31.03.2020 N 146 о продлении срока действия лицензии 72 РПА 0001789 с 05.04.2020 по 04.04.2021.
В связи с изданием Постановления N 440 общество 23.04.2020 обратилось в департамент с заявлением о возврате государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 11.03.2020 N 325.
Решением департамента от 08.06.2020 N 9 обществу отказано в возврате государственной пошлины по причине совершения юридически значимого действия по заявлению о продлении срока действия лицензии.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Продтовары" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводу об отсутствии у департамента правовых оснований для возврата уплаченной обществом государственной пошлины.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.
Согласно пункту 18 статьи 19 Закона N 171-ФЗ за предоставление лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 названного Закона, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 333.16 НК РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
За действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размере 65 000 руб. за каждый год срока действия лицензии (подпункт 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 440 и пунктом 1 приложения N 1 к нему срок действия лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), действие которых истекает (истекло) в период с 15.03.2020 по 31.12.2020, продлевается на 12 месяцев.
При этом, как разъяснено Министерством финансов Российской Федерации в письме от 07.05.2020 N 03-13-06/37316, обращение заявителей в уполномоченный лицензирующий орган в данном случае не требуется, документы не предоставляются. В этой связи государственная пошлина за продление действия лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей, предусмотренное Постановлением N 440, уплате не подлежит.
Вместе с тем НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата уплаченной государственной пошлины. Так, согласно подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой, а также в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что общество обратилось в департамент с заявлением о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции 13.03.2020, предварительно оплатив государственную пошлину в сумме 65 000 руб. (платежное поручение от 11.03.2020 N 325); по данному заявлению департаментом были проведены документарная проверка (акт от 23.03.2020 N 127) и внеплановая выездная проверка (акт от 20.03.2020 N 122), по результатам которых принято решение от 31.03.2020 N 146 о продлении срока действия лицензии N 72 РПА 0001789 на один год.
Принимая во внимание, что юридически значимые действия, за которые ООО "Продтовары" уплачена государственная пошлина, были совершены департаментом до принятия и вступления в силу Постановления N 440, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения недействительным.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.08.2020 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 06.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-10411/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"За действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размере 65 000 руб. за каждый год срока действия лицензии (подпункт 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 440 и пунктом 1 приложения N 1 к нему срок действия лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), действие которых истекает (истекло) в период с 15.03.2020 по 31.12.2020, продлевается на 12 месяцев.
При этом, как разъяснено Министерством финансов Российской Федерации в письме от 07.05.2020 N 03-13-06/37316, обращение заявителей в уполномоченный лицензирующий орган в данном случае не требуется, документы не предоставляются. В этой связи государственная пошлина за продление действия лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей, предусмотренное Постановлением N 440, уплате не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2021 г. N Ф04-5955/20 по делу N А70-10411/2020
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5955/20
10.12.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12445/2021
05.02.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5955/20
06.11.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10918/20
20.08.2020 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-10411/20