г. Тюмень |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А27-9511/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Мейранс А.Г. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бытовик" поселок Зеленогорский" на решение от 07.08.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Иващенко А.П.) и постановление от 02.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Логачев К.Д., Хайкина С.Н.) по делу N А27-9511/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бытовик" поселок Зеленогорский" (652449, Кемеровская область - Кузбасс, Крапивинский район, поселок городского типа Зеленогорский, улица Центральная, дом 63, ИНН 4212024868, ОГРН 1074212002182; 652449, Кемеровская область - Кузбасс, Крапивинский район, поселок городского типа Зеленогорский, 38) к прокуратуре Кемеровской области - Кузбасса (650992, город Кемерово, улица Красная, дом 24, ИНН 4207012433, ОГРН 1024200685178) прокуратуре Крапивинского района Кемеровской области (652440, Кемеровская область - Кузбасс, Крапивинский район, поселок городского типа Крапивинский, улица Юбилейная, дом 21а) об оспаривании представления.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Мой арбитр" (онлайн-заседания) присутствует представитель прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса Прокопьева Ю.С. по удостоверению от 08.04.2020 N 268051.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бытовик" поселок Зеленогорский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к прокуратуре Кемеровской области - Кузбасса (далее - прокуратура области), прокуратуре Крапивинского района Кемеровской области (далее - прокуратура района) о признании недействительным представления от 10.03.2020 N 7-2-2020.
Решением от 07.08.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 02.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, у него имелись основания для исчисления в спорный период платы за содержание жилого помещения собственникам помещений в многоквартирных домах на основании утвержденного органом местного самоуправления тарифа, поскольку соответствующие решения в 2019 году ими не принимались; порядок определения обществом размера платы за содержание жилого помещения соответствует жилищному законодательству и пунктам 5.2-5.3 договоров управления многоквартирными домами.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура области просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура района отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующего в заседании представителя прокуратуры области, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество на основании лицензии от 29.04.2015 N 146 осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, в том числе домами, расположенными по адресу: Кемеровская область, поселок городского типа Зеленогорский, улица Центральная, NN 2, 3, 4а, 4в, 5, 6, 7, 11, 15, 16, 17, 80, 425 (далее - многоквартирные дома).
На основании обращения гражданина прокуратурой района проведена проверка исполнения обществом законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой выявлено нарушение порядка расчета платы за содержание и ремонт общего имущества, выразившееся в неприменении с 01.12.2019 утвержденных общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах размеров платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах - 15,57 и 19,57 руб. /1 кв. м (протоколы от 30.07.2017) и использовании при ее расчете тарифа, утвержденного решением Совета народных депутатов Крапивинского муниципального округа от 20.02.2020 N 86.
По результатам проверки прокурором района внесено представление об устранении нарушений закона от 10.03.2020 N 7-2-2020, согласно которому обществу требуется: безотлагательно рассмотреть указанное представление с участием представителя прокуратуры, о времени и месте его рассмотрения уведомить прокурора средствами срочной связи (электронный адрес) (пункт 1); в течение месяца со дня внесения представления принять меры по устранению допущенных нарушений закона, по выявлению и устранению их причин и условий им способствующих, и по недопущению в дальнейшем подобных нарушений закона (пункт 2); рассмотреть вопрос о привлечении к предусмотренной законом ответственности должностных лиц общества, виновных в допущенных нарушениях закона (пункт 3);
о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной форме прокурору района в течение месяца со дня вынесения представления (с приложением копий распоряжений о привлечении к дисциплинарной ответственности) (пункт 4).
Не согласившись с данным представлением прокурора, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у общества оснований для использования при расчете платы за содержание и ремонт общего имущества с 01.12.2019 тарифа, утвержденного органом местного самоуправления, при наличии действующих решений собственников помещений в многоквартирных домах об установлении размера такой платы.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств спора.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Закона о прокуратуре).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Судами установлено, что оспариваемое представление прокурора внесено руководителю общества в связи с выявлением нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 1 и 7 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 16, 17, 18 постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирных домах на общих собраниях 30.07.2017 были приняты решения об утверждении с 01.08.2017 платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах в размере 15,57 руб. /1 кв.м и 19,57 руб. /1 кв.м.
Впоследствии иных решений об изменении указанных размеров платы собственниками помещений в домах в установленном порядке не принималось.
То обстоятельство, что собственники помещений в многоквартирных домах отказались от предложения общества об увеличении размера соответствующей платы в 2019 году, также не свидетельствует о прекращении действия вышеназванных решений.
Заявляя о том, что утвержденные общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме размеры платы за содержание жилого помещения в 2017 году не соответствуют необходимым для надлежащего содержания этого дома затратам в 2019, 2020 годах и являются неразумными, общество не представило доказательств их оспаривания в судебном порядке по мотиву экономической необоснованности.
Судами установлено, что общество, начиная с 01.12.2019 года (до дня проверки), производило начисление платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов исходя из тарифов, установленных решением Совета народных депутатов Крапивинского муниципального округа от 20.02.2020 N 86.
При этом в обоснование правомерности применяемых им тарифов общество ссылается на положения пунктов 5.2-5.5 договоров управления многоквартирными домами, согласно которым при отсутствии решения общего собрания собственников помещений по вопросу установления размера платы за содержание общего имущества расчет такой платы осуществляется исходя из тарифа, утвержденного органом местного самоуправления Крапивинского муниципального района.
Между тем в рассматриваемом случае имелись действующие решения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах от 30.07.2017.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали верным довод прокуратуры района об отсутствии у общества правовых оснований для применения с 01.12.2019 утвержденного органом местного самоуправления тарифа при начислении платы за содержание жилого помещения собственникам помещений в многоквартирных домах.
Судами не установлены существенные нарушения процедуры внесения прокурором представления от 10.03.2020 N 7-2-2020.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое представление соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.08.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 02.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9511/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 16, 17, 18 постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2021 г. N Ф04-6701/20 по делу N А27-9511/2020