г. Тюмень |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А46-18037/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ткаченко Э.В.,
судей Аникиной Н.А.,
Лукьяненко М.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Мурзиной Н.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Омская Слобода" на постановление от 14.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Аристова Е.В., Рожков Д.Г., Тетерина Н.В.) по делу N А46-18037/2019 по иску товарищества собственников жилья "Новая Слобода" (ИНН 5504222964, ОГРН 1105543041262, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 56, 6) к жилищно-строительному кооперативу "Омская Слобода" (ИНН 5504232641, ОГРН 1125543038345, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 56, 4) об обязании ввести в эксплуатацию на постоянной основе тепловые сети и тепловые установки в жилом доме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525, г. Кемерово, ул. Институтская, д. 3).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Баландин В.А.) в заседании участвовал представитель: жилищно-строительного кооператива "Омская Слобода - Тимофеев И.В. по доверенности от 19.08.2019.
Суд установил:
товарищество собственников жилья "Новая Слобода" (далее - товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к жилищно-строительному кооперативу "Омская Слобода" (далее - кооператив, ответчик) об обязании ввести в эксплуатацию на постоянной основе тепловые сети и тепловые установки 3-ей очереди (блок-секции 5-6-7) в жилом доме по адресу: г. Омск, ул. Куйбышева, д. 56 в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Сибирское управление Ростехнадзора).
Решением от 03.07.2020 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 14.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 03.07.2020 Арбитражного суда Омской области отменено, по делу принят новый судебный акт. На кооператив возложена обязать ввести в эксплуатацию на постоянной основе тепловые сети и тепловые установки 3-й очереди (блок-секции 5-6-7) в жилом доме по адресу: г. Омск, ул. Куйбышева, д. 56, в срок не позднее трех месяцев со дня принятия настоящего постановления. Постановлено производить начисление судебной неустойки на случай неисполнения судебного акта в размере 500 руб. за каждый день просрочки до момента фактического исполнения. С кооператива в пользу товарищества взыскано 9 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, кооператив обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований; либо изменить постановление, установив срок для осуществления действий по вводу в эксплуатацию тепловых сетей и тепловых установок не менее шести месяцев со дня принятия постановления.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что считает судебные акты незаконными и необоснованными, подлежащими отмене в связи с тем, что они вынесены с нарушениями норм материального и процессуального права; судебный акт является неисполнимым; установка индивидуальных приборов учета тепла является обязанностью собственников, без установки которых исполнение требований условий подключения к системе теплоснабжения невозможно; права и законные интересы истца не нарушены, поскольку жилой дом подключен к теплоснабжению; срок на исполнение ответчиком судебного акта установлен судом 3 месяца, между тем предоставленный Ростехнадзором срок составляет 6 месяцев.
Сибирское управление Ростехнадзора известило суд округа о возможности рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие его представителя по имеющимся в деле документам.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, товарищество создано на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: город Омск, ул. Куйбышева, д. 56 (протокол от 16.12.2010 N 1).
Согласно пункту 2.1 Устава товарищество создается для совместного управления, содержания эксплуатации, ремонта и реконструкции комплекса недвижимого имущества, непосредственно связанного с многоквартирным домом.
Как установлено судом, строительство жилого дома N 56 по ул. Куйбышева в г. Омске осуществлялось по заказу кооператива.
В материалы дела представлен акт осмотра тепловых установок и тепловых сетей от 28.02.2017 N 36-29/А-ОЭу-24 и разрешение на эксплуатацию тепловых энергоустановок от 28.02.2017 N 36-29/Р-Дэу-10 для проведения пусконаладочных работ сроком действия до 28.08.2017.
Распоряжением от 14.04.2017 N 71 Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска выдано разрешение на ввод объекта - жилой дом 3-я очередь в эксплуатацию от 18.04.2017 N 55-ru55301000-2072-2017.
Между тем до настоящего времени тепловые энергоустановки не допущены к постоянной эксплуатации.
Полагая ответчика лицом, обязанным выполнить перевод объектов на постоянные источники инженерно-технического обеспечения, истец обратился в арбитражный суд.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и принимая новый судебный акт об удовлетворении иска, исходил из того, что обязательства по получению разрешения на допуск в постоянную эксплуатацию тепловой энергоустановки объекта, в том числе по проведению пусконаладочных работ, отнесены на застройщика.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Инициирование настоящего спора обусловлено отказом ответчика от совершения действий, направленных на ввод тепловых энергоустановок в эксплуатацию на постоянной основе.
Избранный способ защиты направлен на устранение нарушений положений жилищного законодательства, необходимость соблюдения которых обусловлена осуществлением товариществом хозяйственной деятельности, в процессе которой складываются экономические отношения по обслуживанию, эксплуатации и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе энергоустановок. Учитывая, что оспариваемое бездействие ответчика затрагивает права и законные интересы товарищества в сфере экономической деятельности (предоставления услуг по управлению общим имуществом за вознаграждение); в отсутствие возражений участвующих в деле лиц относительно компетенции арбитражного суда, суд апелляционной инстанции правомерно рассмотрел спор по существу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 10 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать существенные условия договора теплоснабжения.
Из пунктов 3, 16, 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), следует, что порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами N 124, а также субсидиарно нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Из подпункта "в" пункта 6 Правил N 124 следует, что с заявкой на заключение договора исполнитель коммунальных услуг в числе прочих документов должен представить документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа.
В пункте 36 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, установлен перечень документов, прилагаемых к заявке на заключение договора теплоснабжения, в числе которых разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 190 подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 28.02.2017 N 36-29/Р-Дэу-10, далее - Правила N 307).
В силу пункта 42 Правил N 307 до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель предъявляет устройства и сооружения, созданные для подключения к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный энергетический надзор.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Требования к готовности к эксплуатации энергоустановки установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, зарегистрированными Минюстом России от 02.04.2003 N 4358 (далее - Правила N 115), а также приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212 (далее - приказ N 212), и применяются к энергоустановке отдельно от требований к готовности к эксплуатации объекта теплоснабжения в целом.
В силу требований пунктов 2.4.2, 2.4.11 Правил N 115 допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора (Ростехнадзора), включение в работу тепловых энергоустановок проводится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 2.4.4 Правил N 115 перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемо-сдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом.
Таким образом, допуск в эксплуатацию и подключение тепловых сетей без разрешения органов государственного энергетического надзора (Ростехнадзора) является нарушением требований Правил N 115.
С учетом положений части 1, пунктов 6 - 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации пусконаладочные работы по характеру и назначению являются одним из завершающих этапов нового строительства, подтверждают пригодность объекта строительства к использованию.
Согласно пункту 17 приказа N 212 для проведения пусконаладочных работ, если это предусмотрено проектом, выдается разрешение на допуск на период пусконаладочных работ. Срок действия такого разрешения устанавливается руководителем территориального органа Службы или в соответствии с его распоряжением должностными лицами этого органа исходя из режима и графика проведения пусконаладочных работ на энергоустановке.
Пусконаладочные работы считаются выполненными при условии предоставления акта проверки пусконаладочных работ, акта допуска в постоянную эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей, разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, выданных органами государственного энергетического надзора.
Исследовав фактические обстоятельства, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе условия подключения к системе теплоснабжения от 29.06.2016, акт осмотра тепловых установок и тепловых сетей от 28.02.2017 N 36-29/А-ОЭу-24, разрешение на эксплуатацию тепловых энергоустановок от 28.02.2017 N 36-29/Р-Дэу-10 для проведения пусконаладочных работ сроком действия до 28.08.2017, разрешение на ввод объекта - жилой дом 3-я очередь в эксплуатацию от 18.04.2017 N 55-ru55301000-2072-2017, акт разграничения балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) тепловых сетей, акт о самовольном подключении от 25.09.2020, акты повторного ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 16.08.2019, от 03.08.2020, переписку, материалы дела об административном правонарушении, установив, что разрешение органов Ростехнадзора на допуск в постоянную эксплуатацию тепловой энергоустановки 3-й очереди указанного выше многоквартирного дома не получено, энергоустановки в постоянную эксплуатацию не приняты, в связи с чем использование энергоустановки не соответствует требованиям закона, создает угрозу выхода тепловой энергоустановки из строя и нарушает права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома, принимая во внимание, что обязательства по получению разрешения на допуск в постоянную эксплуатацию тепловой энергоустановки объекта, в том числе по проведению пусконаладочных работ, отнесены на застройщика, суды обоснованно удовлетворили исковые требования, не установив оснований для вывода о неисполнимости решения (статья 308.3 ГК РФ, пункты 28, 31, 32, 34, 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление N 7)).
Доводы кассационной жалобы о том, что судебный акт является неисполнимым, установка индивидуальных приборов учета тепла является обязанностью собственников, без установки которых исполнение требований условий подключения к системе теплоснабжения невозможно; об отсутствии нарушения прав и законных интересов истца, поскольку жилой дом подключен к теплоснабжению, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано на то, что устранение выявленных по результатам осмотра 28.02.2017 тепловых энергоустановок нарушений (отсутствие монтажа предусмотренного проектом оборудования, отсутствие проектных решений в части установки индивидуальных приборов учета, монтаж не предусмотренной проектом запорной арматуры), равно как и проведение пуско-наладочных работ, является обязанностью застройщика. При этом обстоятельства теплоснабжения жилого дома при наличии временного допуска не исключают необходимости исполнения ответчиком названной обязанности.
Суд апелляционной инстанции, с учетом характера имеющихся недостатков и видов работ, необходимых для их устранения, счел трехмесячный срок с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу разумным и достаточным для его исполнения (часть 1 статьи 174 АПК РФ, пункт 27 постановления N 7). Обоснованных возражений относительно предложенного истцом срока ответчиком не приведено.
По мнению суда кассационной инстанции, судом апелляционной инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, им дана надлежащая правовая оценка, приведенные сторонами спора доводы и возражения исследованы в полном объеме с указанием в судебном акте мотивов, по которым они были приняты или отклонены судами, а также верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Обжалуемый судебный акт содержит в соответствии с требованиями части 7 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ мотивированную оценку доводов лиц, участвующих в деле, и представленных доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права (статья 288 АПК РФ), влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 14.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-18037/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.