Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 1 марта 2005 г. N 109-ПП
Концепция
создания эффективной системы правовой поддержки субъектов малого предпринимательства и совершенствования форм и методов предотвращения нарушений (ограничений) прав и законных интересов предпринимателей
О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве см. Закон г. Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60
1. Цели и задачи правовой поддержки субъектов малого предпринимательства Москвы
В настоящее время основу принципиальных положений законодательства города Москвы, направленного на обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства, составляет Закон города Москвы от 28.06.95 N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве". Главными средствами поддержки малого предпринимательства на территории города Москвы признаются различные формы предоставления органами исполнительной власти города Москвы, отраслевыми и территориальными органами управления города Москвы преимуществ отдельным категориям субъектов малого предпринимательства с привлечением средств и ресурсов города.
Вместе с тем постоянное изменение федерального законодательства, прежде всего - бюджетного и налогового, существенно ограничивает возможности города в указанных сферах.
Существенной проблемой, стоящей в настоящее время перед субъектами малого предпринимательства в городе Москве, является неоправданно большое число административных барьеров, выражающихся в значительном количестве контрольных и надзорных функций федеральных и региональных органов государственной власти, подведомственных им организаций, зачастую осуществляющих свою деятельность в соответствии с ведомственными документами, не основанными на действующем законодательстве.
Субъекты малого предпринимательства не всегда имеют финансовую возможность содержать в своем штате квалифицированных юристов, создавать юридические службы, которые обеспечивали бы правовое сопровождение их деятельности, а также защиту их прав и законных интересов.
За период с 1994 г. по 2004 г. в городе Москве были реализованы несколько комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства. Одним из результатов явилось создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, на которую, в частности, были возложены функции предоставления субъектам малого предпринимательства квалифицированной правовой информации, оказания услуг по комплексному правовому сопровождению бизнеса. На основе инфраструктуры поддержки малого предпринимательства целесообразно выстроить эффективную систему правовой поддержки малого бизнеса.
Вместе с тем, организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы в настоящее время не могут обеспечить предоставление полного комплекса правовых услуг, необходимого для защиты законных интересов субъектов малого предпринимательства.
Сложившийся рынок правовых услуг в городе Москве неоднороден по своему содержанию, характеру и объему предоставления услуг и ценовой политике. Однако, большая часть организаций, предоставляющих квалифицированные услуги в сфере правовой поддержки, ориентированы в основном на крупные, платежеспособные организации, что создает неравные условия для субъектов малого предпринимательства.
Указанные проблемы требуют соответствующего урегулирования, в том числе путем совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов, а также путем реализации дополнительных мер в установленном порядке по правовой защите субъектов малого предпринимательства в рамках постановления Правительства Москвы от 01.07.03 N 510-ПП "О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг.", а именно:
- оказания финансовой поддержки, позволяющей компенсировать часть затрат субъектами малого предпринимательства на оказание им юридических услуг по вопросам, связанным с деятельностью указанных субъектов на территории города Москвы;
- осуществление организационной и иной поддержки структурам, непосредственно специализирующимся на оказании услуг по правовой поддержке субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в городе Москве;
- создание в административных округах специализированных подразделений, осуществляющих правовую (в том числе с привлечением адвокатов) защиту субъектов малого предпринимательства, а также доступной для предпринимателей "горячей линии" с использованием ресурсов организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Москвы;
- создание и поддержание функционирования специализированных информационных ресурсов, непосредственно посвященных правовой поддержке субъектов малого предпринимательства Москвы, включая издание специализированной литературы по вопросам, связанным с правовой защитой субъектов малого предпринимательства Москвы и размещение специализированной страницы на интернет-сайте "Малый бизнес Москвы".
Целями данной концепции является создание в установленном порядке правовых условий для предотвращения нарушений (ограничений) прав и законных интересов предпринимательских структур, внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, в том числе в сфере государственного контроля (надзора), обеспечение правовой поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе посредством создания базовых структур правовой защиты и сотрудничества организаций, оказывающих юридические услуги, с малым бизнесом.
Мероприятия указанной концепции будут финансироваться из средств, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 01.07.03 N 510-ПП "О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг.".
2. Основные элементы создания эффективной системы правовой поддержки субъектов малого предпринимательства
2.1. Оказание комплексных юридических услуг
Оказание квалифицированной юридической помощи субъектам малого предпринимательства Москвы (на льготных условиях) в т.ч. в приоритетных для города направлениях должно осуществляться на базе городских организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Предусматривается осуществление правовой (в том числе с привлечением адвокатов) защиты субъектов малого предпринимательства, а также доступной для предпринимателей "горячей линии" и формирование системы клиентских карточек - свидетельств, выдаваемых субъектам малого предпринимательства с целью оперативного предоставления им необходимого объема квалифицированной юридической помощи на льготных условиях с использованием ресурсов территориальных центров развития предпринимательства и территориальных агентств по развитию предпринимательства. Необходимо оказать содействие в обеспечении взаимодействия и координации деятельности территориальных центров развития предпринимательства и территориальных агентств по развитию предпринимательства, осуществляющих правовую (в том числе с привлечением адвокатов) защиту субъектов малого предпринимательства, с консалтинговыми организациями и с организациями, оказывающими юридические услуги субъектам малого предпринимательства.
2.2. Создание системы добровольной аккредитации деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих предоставление правовых услуг субъектам малого предпринимательства Москвы
Введение процедуры аккредитации предполагает установление определенных требований к организациям и предпринимателям, предоставляющим правовые услуги субъектам малого предпринимательства. Аккредитация должна стать в определенной степени "знаком качества" и должна гарантировать субъектам малого предпринимательства Москвы, обращающимся к аккредитованным организациям, высокий уровень квалификации обслуживающих их юристов.
Любой субъект предоставления юридических услуг вправе быть аккредитованным при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Аккредитация является добровольной.
В течение срока действия аккредитации субъект предоставления правовых услуг обеспечивает:
- оказание оперативных и квалифицированных правовых услуг субъектам малого предпринимательства на льготных условиях;
- высокий уровень обслуживания и качество предоставляемых услуг.
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы осуществляет контроль за соответствием субъекта предоставления правовых услуг условиям аккредитации и при выявлении нарушений в деятельности аккредитованных субъектов предоставления правовых услуг принимает решение о лишении их аккредитации.
2.3. Разрешение возникающих конфликтов третейскими судами субъектов малого предпринимательства Москвы
Примирительное урегулирование споров в последнее время получило большое практическое значение и было признано в качестве одной из наиболее эффективных форм разрешения юридических конфликтов.
Однако, в силу корпоративной и ведомственной ориентированности существующих третейских судов субъекты малого предпринимательства не ориентированы на разрешение споров в них. На базе организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы предусматривается создание в соответствии с Федеральным законом от 24.07.02 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" специализированного третейского суда, специализирующегося на рассмотрении хозяйственных споров (далее - третейский суд) во всех административных округах города Москвы. Предметом деятельности третейского суда является разрешение экономических споров, в которых хотя бы одной из сторон является субъект малого предпринимательства.
Третейское разбирательство спора призвано обеспечить:
- защиту охраняемых законом прав и интересов субъектов малого предпринимательства;
- быстроту и экономичность процедуры разрешения спора;
- сохранение и дальнейшее упрочение деловых, партнерских отношений спорящих сторон, несмотря на имеющиеся между ними разногласия.
Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
2.4. Формирование обществ взаимного страхования ответственности субъектов малого предпринимательства Москвы перед третьими лицами
Страхование предпринимательских рисков - это один из наиболее эффективных способов повышения социальной ответственности и безопасности в деятельности субъектов малого предпринимательства.
Общество взаимного страхования ответственности субъектов малого предпринимательства (далее - Общество) - организация, созданная в соответствии с действующим законодательством в форме некоммерческой организации и осуществляющая деятельность по страхованию ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц субъектами малого предпринимательства, действующими на территории города Москвы.
Объектами взаимного страхования могут быть имущественные интересы субъектов малого предпринимательства, связанные с риском:
- утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества;
- ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц;
- убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе рисков неполучения ожидаемых доходов.
Общество будет осуществлять страхование имущества и имущественных интересов своих членов непосредственно на основании членства, если учредительными документами не будет предусмотрено заключение в этом случае договора страхования.
Членами Обществ могут выступать субъекты малого предпринимательства Москвы.
Необходимо стимулировать в установленном порядке создание и функционирование в городе Москве обществ взаимного страхования ответственности субъектов малого предпринимательства перед третьими лицами.
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Совершенствование форм и методов предотвращения нарушений (ограничений) прав и законных интересов предпринимателей
3.1. Совершенствование законодательства об организации государственного контроля (надзора)
Анализ положений нормативных правовых актов в сфере государственного контроля (надзора), а также практики их применения на региональном и федеральном уровнях позволяет сделать вывод о необходимости внесения в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты изменений, включающих в себя следующие первоочередные меры:
- установление необходимости разработки регламентов контрольных мероприятий по каждому виду государственного контроля (надзора), включая закрепление требований, предъявляемых к регламентам, определение их содержания и порядка принятия, обязательности ознакомления с ними субъектов контроля до начала проведения контрольных мероприятий, а также недопустимости проведения контрольных мероприятий при отсутствии утвержденных регламентов контрольных мероприятий;
- дальнейшее осуществление государственного контроля (надзора), преимущественно на плановой и комплексной основе, а также выделение в качестве приоритетной превентивной функции государственного контроля (надзора);
- исключение практики требования выполнения предпринимателями дополнительно оплачиваемых работ и услуг по проведению экспертиз, консультаций, страхованию ответственности, обучению, выполнению отдельных работ, заключению договоров на оказание благотворительной помощи и т.д. в процессе согласования разрешительной документации и осуществления мероприятий по контролю;
- определение административной ответственности должностных лиц за нарушения в сфере государственного контроля (надзора);
- установление взаимной ответственности участников государственного контроля (надзора).
Необходимо провести работу, направленную на внесение в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты предложений по расширению и уточнению понятийного аппарата действующего законодательства о контрольной деятельности, обеспечение единообразия применения используемых терминов и, по возможности, исключения их неоднозначного толкования.
С целью снижения возможностей для злоупотреблений со стороны должностных лиц контролирующих органов и соблюдения гарантий прав субъектов контроля целесообразно сформулировать предложения по внесению изменений в действующее законодательство, устанавливающие, что контролирующие органы и их должностные лица не вправе осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору), если в отношении данного вида государственного контроля (надзора) отсутствуют: закон, определяющий соответствующий вид государственного контроля (надзора), а также регламент контрольного мероприятия.
Необходимо подготовить предложения по внесению в Федеральный закон от 08.08.01 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений и дополнений, направленных на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на конкретизацию составов административных правонарушений в области законодательства о государственном контроле (надзоре) и установление административной ответственности должностных лиц за нарушения в сфере государственного контроля (надзора).
Совершенствование законодательства должно усилить правовую защищенность субъектов предпринимательства при проведении контрольных мероприятий, уменьшить количество случаев административного давления на предпринимателей, повысить интерес граждан к предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, приведет к росту экономики города и благосостояния жителей Москвы.
3.2. Разработка комплекса мер по оптимизации норм технического регулирования, применяемых при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг субъектами малого предпринимательства Москвы
Важное значение имеет скорейший переход на новую систему технического регулирования. Для субъектов малого предпринимательства наиболее обременительна, в силу ограниченных финансовых и организационных ресурсов, излишняя техническая регламентация, они в большей степени испытывают негативные последствия существующей в настоящее время системы государственного контроля (надзора) за соблюдением технических требований.
Первоочередными задачами органов исполнительной власти города Москвы, отраслевых и территориальных органов управления города Москвы являются подготовка предложений по изменению и дополнению федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере технического регулирования, а также выработка моделей организационных действий органов государственной власти города Москвы, направленных на ускорение внедрения новой системы технического регулирования в городе Москве, с учетом интересов субъектов малого предпринимательства.
4. Подготовка, издание и распространение информационно-справочных пособий по вопросам правовой поддержки субъектов малого предпринимательства Москвы
Необходимо повысить информированность субъектов малого предпринимательства об их правах и способах их защиты и обеспечить издание информационно-справочных пособий по следующим направлениям:
- информация об инфраструктуре правовой поддержки малого предпринимательства, в том числе о субъектах инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (сфера деятельности, адрес, режим работы, стоимость услуг), об обязанностях, лежащих на них в связи с их принадлежностью к инфраструктуре поддержки малого предпринимательства, и о льготном (бесплатном) предоставлении услуг субъектам малого предпринимательства;
- информация о правах субъектов предпринимательства при осуществлении относительно них контрольных мероприятий с алгоритмом действий и конкретными способами защиты интересов субъектов малого предпринимательства;
- распространение рекламных проспектов (в том числе в Журнале учета мероприятий по контролю) о создании и функционировании системы правовой поддержки субъектов малого предпринимательства Москвы;
- нормативные правовые акты, затрагивающие права и законные интересы субъектов малого предпринимательства, с кратким комментарием.
Распространение указанных материалов должно осуществляться по заявкам субъектов малого предпринимательства по себестоимости, в том числе через свободную торговлю, а рекламные проспекты в Журнале учета мероприятий по контролю - бесплатно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.