г. Тюмень |
|
23 марта 2021 г. |
Дело N А45-18171/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Спортивно-оздоровительное предприятие "Прогресс" на решение от 23.07.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 25.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А45-18171/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Спортивно-оздоровительное предприятие "Прогресс" (630102, город Новосибирск, улица Шевченко, дом 15/1, квартира 2, ИНН 5406264910, ОГРН 1035402511803) к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (633162, Новосибирская область, Колыванский район, рабочий поселок Колывань, улица Ленина, дом 2 А45-18171/2019 79, квартира 23, ИНН 5406558540, ОГРН 1105406000798) о признании недействительными приказа и отрицательного заключения.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Спортивно-оздоровительное предприятие "Прогресс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - министерство) о признании недействительными отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 08.02.2019 N 19 (далее - отрицательное заключение экспертизы N 19) и приказа от 13.02.2019 N 199 об утверждении данного заключения.
Решением от 09.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.10.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены; на министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов.
Постановлением от 06.02.2020 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа указанные судебные акты отменены; дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 23.07.2020 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 25.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, арендованный участок находится целиком в зеленой зоне, а не в лесопарковой зоне; Лесохозяйственный регламент Новосибирского лесничества, утвержденный приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30.12.2008 N 811, не подлежит применению; суд первой инстанции необоснованно отказал обществу в проведении судебной экспертизы, которая могла бы разрешить вопрос определения правового статуса земельного (лесного) участка.
В отзыве на кассационную жалобу министерство ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу на основании договора аренды от 31.12.2008 N 99/08 предоставлен в пользование с целью осуществления рекреационной деятельности лесной участок общей площадью 12,5 га, расположенный на землях лесного фонда Новосибирского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества: квартал N 64, выделы NN 1- 4, кадастровый номер участка 54:19:101403:486 (ранее - 54:19:101403:80:ЗУ1) (далее - лесной участок).
Для использования лесного участка с целью осуществления указанной деятельности обществом в 2017 году был разработан проект освоения лесов, получивший во исполнение решения от 09.10.2017 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11854/2017 положительное заключение государственной экспертизы от 15.06.2018 N 52.
В связи с принятием Лесохозяйственного регламента Новосибирского лесничества Новосибирской области на периоды 2019-2028 годы, утвержденного приказом министерства от 27.12.2018 N 2176 (далее - Лесохозяйственный регламент 2018 года), и истечением срока действия названного положительного заключения государственной экспертизы общество в январе 2019 года вновь представило в министерство на государственную экспертизу проект освоения лесного участка, по результатам которой было получено отрицательное заключение экспертизы N 19 (утверждено приказом министерства от 13.02.2019 N 199).
Не согласившись с указанными заключением и приказом министерства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии проекта освоения лесов требованиям действующего законодательства и правомерной выдаче министерством оспариваемого отрицательного заключения экспертизы N 19, утвержденного приказом от 13.02.2019 N 199.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса (часть 1). Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Проект освоения лесов подлежит государственной экспертизе или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса).
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок N 496).
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3 Порядка N 496).
Согласно пункту 9 Порядка N 496 результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
В силу абзаца 2 пункта 10 Порядка N 496 отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
В рассматриваемом случае утвержденное приказом министерства от 13.02.2019 N 199 отрицательное заключение экспертизы N 19 содержит указание на несоответствие представленного проекта освоения лесов требованиям статей 12, 41, 102 Лесного кодекса, пунктам 6, 8 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 (далее - Правила N 62), подпункту "а" пункта 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р (далее - Перечень N 849-р), пункту 1.1.3 подраздела 1.1, пунктам 2.8.1, 2.8.3, 2.8.4 подраздела 2.8 Лесохозяйственного регламента 2018 года, а также на необходимость доработки данного проекта.
Согласно части 1 статьи 10 Лесного кодекса леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что проект освоения лесов составлен обществом в целях использования для осуществления рекреационной деятельности арендованного лесного участка, который имеет целевое назначение: защитные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в том числе расположенные в зеленых зонах и лесопарковых зонах (подпункты "в", "в.1" пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 62 лесной участок должен использоваться способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Подпунктом "а" пункта 6 Перечня N 849-р предусмотрена возможность возведения объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов, а именно: в лесопарковых зонах и городских лесах.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что арендуемый обществом лесной участок расположен в лесопарковой зоне; разработанный обществом проект освоения лесов без учета расположения лесного участка в лесопарковой зоне не соответствует статьям 12, 41 и 102 Лесного кодекса, пунктам 6, 8 Правил N 62, подпункту "а" пункта 6 Перечня N 849-р, пункту 1.1.3 подраздела 1.1, пунктам 2.8.1, 2.8.3, 2.8.4 подраздела 2.8 Лесохозяйственного регламента 2018 года, которым определены новые нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для признания недействительными оспариваемых отрицательного заключения экспертизы N 19 и приказа об его утверждении, в связи с чем суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, основанные на нормах действующего законодательства и установленных обстоятельствах спора.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.07.2020 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 25.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда
по делу N А45-18171/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу -
без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.