г. Тюмень |
|
15 апреля 2021 г. |
Дело N А75-5114/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Малышевой И.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Сургутского района на решение от 19.10.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 15.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-5114/2020 по исковому заявлению администрации Сургутского района (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энгельса, дом 10, ОГРН 1028600615207, ИНН 8617011350) к Региональной ассоциации некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Мелик-Карамова, д. 74, ОГРН 1178600001975, ИНН 8602283047) о взыскании 1 998,39 руб.
Суд установил:
администрация Сургутского района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Региональной ассоциации некоммерческих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Ассоциация) о взыскании субсидии в размере 1 998,39 руб.
Решением от 19.10.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 15.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, между Администрацией (главный распорядитель) и Ассоциацией (получатель субсидии) заключен договор от 14.11.2019 N 967 о предоставлении из бюджета Сургутского района субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, на возмещение затрат (далее - Договор).
Предметом Договора является предоставление из бюджета Сургутского района субсидии в целях возмещения затрат Ассоциации, связанных с предоставлением услуг по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению (в том числе обеспечение своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности) вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах 1 года с момента их государственной регистрации.
Во исполнение условий Договора Администрацией в адрес Ассоциации перечислена субсидия в размере 459 542,47 руб. по платежному поручению от 18.11.2019 N 7221.
24.01.2020 Прокуратурой Сургутского района Администрации выдано представление N 03-02-2020 об устранении нарушений закона, содержащее ссылки на неэффективность предоставления Администрацией субсидий в адрес Ассоциации.
11.03.2020 Администрация в адрес Ассоциации направила претензию о возврате в бюджет Сургутского района субсидии в размере 1 998,39 руб.
Поскольку требование о возврате субсидии Ассоциацией не было выполнено в добровольном порядке, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о надлежащем исполнении Ассоциацией условий Договора, а также использовании Ассоциацией денежных средств субсидии с соблюдением целей ее предоставления.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Постановлением администрации Сургутского района от 25.12.2018 N 5211-нпа утвержден Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка целью предоставления субсидий является возмещение затрат организациям, предоставляющим перечень услуг в целях развития предпринимательства в соответствии с главой 3 Порядка.
Согласно пункту 34 Порядка возмещению подлежат услуги по созданию на территории Сургутского района вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 34.1), а также услуги по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению (в том числе обеспечение своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности) вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах 1 года с момента их государственной регистрации (пункт 34.2).
Условиями предоставления субсидии являются: соответствие организаций условиям, установленным Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; предоставление организациями полного пакета документов, предусмотренного настоящим Порядком; отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом Сургутского района, за исключением случаев, установленных администрацией Сургутского района; соответствие требованиям, указанным в пункте 11 Порядка (пункт 10 Порядка).
Подпунктом 37.1 пункта 37 Порядка установлено, что субсидия (часть субсидии) подлежит возврату получателем субсидии в бюджет Сургутского района в следующих случаях: несоблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии; выявления в представленных документах недостоверных сведений; нарушения организацией условий, предусмотренных пунктом 11 Порядка, договором о предоставлении субсидии.
Факты, указанные в подпункте 37.1 пункта 37 Порядка, устанавливаются актом проверки главного распорядителя как получателя бюджетных средств либо актом, предписанием, представлением органов муниципального финансового контроля (подпункт 37.2 пункта 37 Порядка).
Судами установлено, что по условиям заключенного Договора Администрация предоставляет Ассоциации из бюджета Сургутского района субсидию на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению (в том числе обеспечение своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности) вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах 1 года с момента их государственной регистрации, в размере 459 542,47 руб.
Пунктами 5.1 Договора предусмотрена возможность возврата субсидии в случаях несоблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий (пункт 5.1.1); выявления в представленных документах недостоверных сведений (пункт 5.1.2); нарушения получателем субсидии условий, предусмотренных договором и порядком предоставления субсидий (пункт 5.1.3).
Как следует из материалов дела, 09.01.2019 Ассоциацией были заключены договоры об оказании услуг N 206/19 и N 204/19 по созданию на территории Сургутского района и дальнейшему сопровождению вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства с Чикуровой А.Г., Халиуллиной А.О.
Согласно актам об оказании услуг от 30.06.2019, от 30.09.2019 Ассоциацией в адрес индивидуальных предпринимателей были оказаны услуги по обеспечению бухгалтерского (в том числе обеспечению своевременной сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности), юридического и методологического сопровождения вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
24.12.2019, 11.02.2020 Халиуллина А.О. и Чикурова А.Г., соответственно, прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
Администрация, полагая, что прекращение деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей Чикуровой А.Г. и Халиуллиной А.О. свидетельствует о несоблюдении Ассоциацией цели предоставления субсидии (развитие предпринимательства), пришла к выводу о том, что компенсация понесенных расходов в виде выплаченной субсидии должна быть возвращена.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав условия Договора, пришли к выводу о том, что прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей не является основанием для возврата в бюджет части субсидии; получение и возврат субсидии не поставлены в зависимость от поступления доходов предпринимателям при осуществлении ими деятельности.
Кроме того, суды правомерно указали, что Администрация, ссылаясь на несоблюдение Ассоциацией целей, условий и порядка предоставления субсидии, тем не менее, не обосновала, в чем конкретно выразилось нарушение Ассоциацией условий Договора и положений Порядка.
Представление прокуратуры, на которое ссылается Администрация в подтверждение доводов о несоблюдении Ассоциацией целей, условий и порядка предоставления субсидии, как отмечено судами, не содержит ссылок на конкретные обстоятельства и факты, в том числе в отношении неоказания услуг Ассоциацией Чикуровой А.Г. и Халиуллиной А.О. по регистрации их в качестве индивидуального предпринимателя, неоказания иных оговоренных договорами N 206/19, N 204/19 услуг до момента прекращения деятельности.
Сам по себе факт прекращения Чикуровой А.Г. и Халиуллиной А.О. деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, вопреки доводам Администрации, не свидетельствует о том, что в период осуществления ими деятельности Ассоциация не способствовала развитию предпринимательства.
Кроме того, судами установлено, что услуги по бухгалтерскому, юридическому и методологическому сопровождению оказывались предпринимателям Халиуллиной А.О. и Чикуровой А.Г. до прекращения ими предпринимательской деятельности и исключения их из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Доказательства оказания Ассоциацией услуг указанным предпринимателям после прекращения ими деятельности в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, установив, что цели предоставления субсидии, а также условия Договора Ассоциацией соблюдены, доказательств обратного в материалы дела не представлено, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного Администрацией требования о возврате части субсидии.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию Администрации по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Администрации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.10.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 15.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5114/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
...
Условиями предоставления субсидии являются: соответствие организаций условиям, установленным Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; предоставление организациями полного пакета документов, предусмотренного настоящим Порядком; отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом Сургутского района, за исключением случаев, установленных администрацией Сургутского района; соответствие требованиям, указанным в пункте 11 Порядка (пункт 10 Порядка)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 апреля 2021 г. N Ф04-1807/21 по делу N А75-5114/2020