г. Тюмень |
|
16 апреля 2021 г. |
Дело N А03-1799/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Серковой Л.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" на решение от 21.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление от 14.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Логачев К.Д.) по делу N А03-1799/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (658930, Алтайский край, Волчихинский район, село Волчиха, улица Матросова, 18, ОГРН 1112235000206, ИНН 2238005111) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 7, ОГРН 1122225019070, ИНН 2225135610) об оспаривании предписаний.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" -Чернышова Ольга Сергеевна по доверенности от 27.11.2020;
от Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края - Федорова Ирина Валерьяновна по доверенности от 23.12.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (далее - общество, ООО "ВторГеоРесурс") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлениями о признании недействительными предписаний Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - инспекция) от 21.01.2020 N 12-05/3333-1, от 23.01.2020 N 13-04/9.
Принятые к производству по указанным заявлениям дела в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А03-1799/2020.
Решением от 21.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 14.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, положения пункта 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) не подлежат применению при определении периодичности вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), складируемых в пакеты и принимаемых региональным оператором непосредственно от потребителей; судами не установлен факт наличия мест (площадок) накопления твердых ТКО по адресам, указанным в оспариваемых предписаниях; сбор и вывоз ТКО осуществляется по графикам, согласованным с органами местного самоуправления.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 01.01.2019 общество является региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с ТКО на территории Рубцовской зоны (соглашение от 06.12.2018 с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края).
На основании обращений жителей жилых домов, расположенных в селе Назаровка Михайловского района, инспекцией проведены внеплановые документарные проверки (приказы от 30.12.2019 N 12-04/3333, от 09.01.2020 N 12-04/9), в ходе которых выявлено несоблюдение региональным оператором предусмотренной пунктом 17 приложения N 1 к Правилам N 354 периодичности вывоза ТКО, принимаемых региональным оператором непосредственно от собственников жилых домов.
По результатам проверки инспекцией выданы предписания от 21.01.2020 N 12-05/3333-1 и от 23.01.2020 N 13-04/9, согласно которым обществу необходимо произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям, проживающим в селе Назаровка Михайловского района, ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Не согласившись с указанными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта нарушения обществом установленного порядка обращения с ТКО, соответствии оспариваемого предписания управления требованиям действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 1.1, 2.1.3 Положения об инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского край от 11.12.2018 N 199, к полномочиям инспекции отнесено осуществление регионального государственного жилищного надзора в Алтайском крае и выдача по его результатам предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пунктам 148(1), 148(2) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) названных Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных названными Правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156) и форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - типовой договор).
Пунктом 10 Правил N 1156 предусмотрено, что складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае в связи с отсутствием мест (площадок) накопления ТКО в селе Назаровка Михайловского района реализован бесконтейнерный (бестарный) сбор ТКО.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31, подпунктом "а" пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг определены в приложении N 1 к Правилам N 354, согласно пункту 17 которого при обращении с ТКО к качеству этой услуги отнесено обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре свыше +5°C (пункт 17).
При этом приложением N 1 к Правилам N 354 не предусмотрены иные сроки вывоза ТКО при их сборе бестарным способом непосредственно у потребителей.
В силу пункта 148 (45) Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом при оказании коммунальной услуги по обращению с ТКО жителям жилых домов в селе Назаровка Михайловского района были допущены нарушения периодичности вывоза отходов; сведений об осуществлении потребителю соответствующего перерасчета платы за коммунальную услугу не имеется.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у инспекции правовых оснований для выдачи обществу оспариваемых предписаний и обоснованно отказали в удовлетворении заявленный требований.
В целом доводы подателя кассационной жалобы выводов судов первой и апелляционной инстанции не опровергают, направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из определенных в статье 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 14.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1799/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.