Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 1 марта 2005 г. N 110-ПП
Концепция
развития и размещения предприятий быстрого питания в городе Москве
1. Общие положения
Настоящая Концепция разработана в соответствии с п. 2.1 распоряжения Правительства Москвы от 9 октября 2002 г. N 1510-РП "О дальнейшем развитии и совершенствовании предприятий быстрого питания в г. Москве".
Целью разработки настоящей Концепции является определение основных среднесрочных и долгосрочных целей, задач и направлений развития предприятий быстрого питания в городе Москве.
Концепция включает в себя анализ существующего состояния сети предприятий быстрого питания в Москве, их размещения на территории города, устанавливает цели и задачи развития предприятий быстрого питания на среднесрочную и долгосрочную перспективу, определяет основные пути и механизмы решения поставленных задач.
2. Существующее состояние сети предприятий быстрого питания в городе Москве
В последние годы происходят заметные изменения в системе организации общественного питания города Москвы. По сравнению с началом 90-х годов сеть предприятий общественного питания удвоилась, значительно повысились показатели обеспеченности сети, улучшилось качество и организация обслуживания.
Возросшая деловая активность в городе, все более ускоряющийся темп жизни, изменение менталитета москвичей с ориентацией на западный деловой образ жизни, необходимость более экономного использования рабочего времени - все это обусловило увеличение доли предприятий быстрого питания в общедоступной сети общественного питания. Каждый москвич ежегодно тратит на быструю еду более полутора тысяч рублей. Емкость рынка быстрого питания составляет порядка 16 млрд. рублей в год.
В настоящее время сформировались и успешно работают системы сетевых стационарных предприятий быстрого питания, таких как "Русское бистро", "Елки-палки", "Макдоналдс", "Росинтер", "Фудзи", "Ростикс", "Сбарро" и пр. Увеличилось количество специализированных предприятий на базе мобильных средств в парках и зонах отдыха. Начато развитие предприятий нового формата с современными подходами к организации производства и усовершенствованными формами самообслуживания, работа которых организована по типу ресторанов системы "фри-фло", являющейся самой передовой в мире с точки зрения обеспечения пропускной способности, полноценной еды, низких цен и культуры обслуживания. К таким предприятиям относятся рестораны "Грабли" и "Му-Му".
Постановлением Правительства Москвы от 05.10.2004 г. N 677-ПП "О развитии сети "народных ресторанов" в г. Москве" утверждена Концепция развития сети "народных ресторанов", предусматривающая открытие более 19 предприятий сети "народных ресторанов" с применением новейшей технологии "фри-фло".
Вместе с тем сложившиеся темпы и направления развития рынка быстрого питания не полностью отвечают все возрастающим потребностям москвичей и гостей столицы в быстром и качественном питании по доступным ценам. Сохраняется большой дефицит в городе предприятий питания, доступных среднему классу и малообеспеченным слоям населения.
Не получают должного развития стационарные предприятия быстрого питания, особенно на центральных магистралях и площадях города, в зданиях аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, крупных торговых центров и комплексов, парках и зонах отдыха, местах проживания.
Недостаточно развита специализированная сеть предприятий быстрого питания. Доля специализированных кафе, закусочных в общем наличии общедоступной сети составляет 19,5%. Недостаток наблюдается в предприятиях быстрого питания для обслуживания молодежи, родителей с детьми: кафе "молочное", "мороженое", "интернет-кафе", "семейное".
Не развита сеть закусочных, кафе в крупных торговых центрах, культурно-развлекательных комплексах, при строительстве жилых домов, в имеющихся свободных нежилых помещениях в административных округах. Большая часть предприятий питания в торговых центрах и культурно-развлекательных комплексах организована не сетевыми компаниями, предприятия питания открываются хаотично - без торговых площадей, с недостаточным ассортиментом реализуемых блюд, невысокой культурой обслуживания.
Открытие новых современных предприятий быстрого питания, создание сетевых предприятий быстрого питания в торговых и культурно-развлекательных центрах позволит восстановить инфраструктуру питания для досуга и отдыха населения по доступным ценам, удовлетворить потребность в услугах общественного питания всех категорий населения.
2.1. Анализ обеспеченности города Москвы предприятиями быстрого питания. Особенности размещения предприятий быстрого питания по территории города.
Общее количество предприятий общественного питания открытой сети Москвы составляет 5,3 тыс. предприятий, количество посадочных мест - 223,2 тыс.мест. В среднем по городу обеспеченность предприятиями общественного питания открытой сети составляет 21,5 посадочных места на 1000 жителей*.
Доля предприятий быстрого питания в открытой сети предприятий общественного питания составляет порядка 36%.
Общее количество предприятий быстрого питания составляет порядка 1,9 тыс. предприятий, количество посадочных мест - 83,4 тыс. мест. Средняя по городу обеспеченность предприятиями быстрого питания - 8 посадочных мест на 1000 жителей.
Ниже приведены сравнительные данные по количеству предприятий общественного, в том числе быстрого питания, по двум американским городам - Нью-Йорку, Лос-Анджелесу и городу Москве. Источником данных по американским городам является статистический отчет Мичиганского университета по предприятиям бизнеса и индустрии (Центр документации Мичиганского университета. Статистические показатели по бизнесу и индустрии).
Таблица N 1
Наименование города |
Количество предприятий обществен- ного питания |
Количест- во предприя- тий быстрого питания |
Процент предприятий быстрого питания от общего количества предприятий быстрого питания |
Количество жителей, млн. чел. |
Количество предприятий быстрого питания на 1000 жителей |
Нью-Йорк, США Лос-Анджелес, США Москва, Россия |
12244 5444 5314 |
7060 3032 1893 |
58% 56% 36% |
8,0 3,7 10,4 |
0,88 0,82 0,18 |
Как видно из таблицы, в Москве наблюдается отставание в развитии сети предприятий быстрого питания по сравнению с зарубежными аналогами в 4,5-5 раз.
Более 60 процентов всех предприятий быстрого питания города Москвы размещены на территории Центрального административного округа. Концентрация предприятий быстрого питания в Центральном округе обусловлена тем, что на территорию округа приходится наибольшее количество дневного населения** города, так как это культурно-деловой, исторический и туристский центр города.
Обеспеченность предприятиями быстрого питания в Центральном административном округе - 74 посадочных места на 1000 жителей. С учетом дневного населения обеспеченность предприятиями быстрого питания в Центральном административном округе составляет 10,2 посадочных места на 1000 жителей.
На втором месте по количеству предприятий быстрого питания стоит Западный административный округ, где размещено 11 процентов от общего количества предприятий.
Обеспеченность предприятиями быстрого питания в Западном административном округе - 7,6 посадочных мест на 1000 жителей.
На остальные административные округа приходится 26 процентов от общего количества предприятий быстрого питания, обеспеченность составляет от 1 до 8 посадочных мест на 1000 жителей.
Наименьшее количество предприятий быстрого питания наблюдается в Юго-Восточном и Юго-Западном административных округах города (менее одного процента от общего количества).
В Северо-Восточном, Юго-Восточном, Юго-Западном, Северном округах на территории некоторых районов вообще нет стационарных предприятий быстрого питания. В основном, это спальные районы в периферийной зоне города.
Наибольшее количество предприятий быстрого питания по административным округам размещается в районах срединной зоны города, граничащих с районами Центрального административного округа, а также в районах, примыкающих к крупным транспортным магистралям.
Таблица N 2
Размещение предприятий быстрого питания по административным округам и районам города
Административные округа, районы города Москвы |
Численность постоянного населения, тыс.чел. |
Количество предприятий быстрого питания |
Емкость сети (пос. мест) |
Обеспечен- ность (пос. мест на 1000 жителей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Центральный Арбат Басманный Замоскворечье Красносельский Мещанский Пресненский Таганский Тверской Хамовники Якиманка Всего Северо-Восточный Алексеевский Алтуфьевский Бабушкинский Бибирево Бутырский Лианозово Лосиноостровский Марфино Марьина Роща Останкинский Отрадное Ростокино Свиблово Северное Медведково Северный Шереметьевский Южное Медведково Ярославский Всего Восточный Богородское Вешняки Восточное Измайлово Гольяново Ивановское Измайлово Косино-Ухтомский Метрогородок Новогиреево Новокосино Перово Поселок Восточный Преображенское Северное Измайлово Соколиная гора Сокольники Всего Юго-Восточный Выхино-Жулебино Капотня Кузьминки Лефортово Люблино Марьино Нижегородский Печатники Поселок Некрасовка Рязанский Текстильщики Южнопортовый Всего Южный Бирюлево Восточное Бирюлево Западное Братеево Даниловский Донской Зябликово Москворечье-Сабурово Нагатино-Садовники Нагатинский затон Нагорный Орехово-Борисово Северное Орехово-Борисово Южное Царицыно Чертаново Северное Чертаново Центральное Чертаново Южное Всего Юго-Западный Академический Гагаринский Зюзино Коньково Котловка Ломоносовский Обручевский Северное Бутово Теплый Стан Черемушки Южное Бутово Ясенево Всего Западный Дорогомилово Крылатское Кунцево Можайский Новопеределкино Очаково-Матвеевское Поселок Внуково Проспект Вернадского Раменки Солнцево Тропарево-Никулино Филевский парк Фили-Давыдково Всего Северо-Западный Куркино Митино Покровское-Стрешнево Северное Тушино Строгино Хорошево-Мневники Щукино Южное Тушино Всего Северный Аэропорт Беговой Бескудниковский Войковский Восточное Дегунино Головинский Дмитровский Западное Дегунино Коптево Левобережный Молжаниновский Савеловский Сокол Тимирязевский Ховрино Хорошевский Всего Зеленоградский Крюково Матушкино-Савелки Панфиловский Всего Итого |
26,3 102,2 51,1 44,3 56,8 118,6 111,5 76,7 73,4 23,4 684,3 74,3 50,4 78,1 153,7 61,8 78,1 74,4 23,9 61,7 59,2 171,4 35,3 54,2 113,4 10,1 н/д 74,3 85,7 1260 92,3 118,3 70,2 148,2 119,6 102,7 15,6 35,1 88,4 91,0 126,1 11,7 75,4 75,4 79,3 50,7 1300 185,6 28,1 123,8 87,7 132,8 208,1 39,4 72 7,9 90 88,9 60,7 1125 123,1 79,1 89,7 86,6 44,1 115,5 63,8 65,4 101,8 66,9 115,5 132,2 111 100,3 98,9 126,1 1520 97,2 73,2 114 140,4 60 82,8 64,8 76,8 115,2 91,2 106,8 177,6 1200 66,1 84,7 138,1 120,6 96,3 99,8 22 62,6 112,6 94 85,8 74,2 103,2 1160 2,4 139,8 47,4 140,6 125,6 148,5 90,9 94,8 790 76 45,4 76 69,2 98,8 104,4 90,8 78,3 99,9 52,2 3,4 59 57,9 86,3 80,6 56,8 1135 88,7 86,6 84,7 260 10434,3 |
102 118 58 37 89 198 101 357 79 32 1171 7 нет нет 5 6 1 нет нет 7 4 6 нет нет 3 нет нет нет 5 44 5 10 9 5 4 21 3 2 3 1 8 4 15 11 10 18 129 8 нет 3 1 нет 3 1 нет нет 1 4 2 23 1 2 3 34 5 2 4 2 2 5 18 5 4 14 4 4 109 нет 2 нет 3 нет 1 1 1 нет 2 1 нет 11 24 18 13 8 6 4 20 6 26 11 24 13 9 182 нет 24 17 6 16 26 12 7 108 11 9 1 10 1 1 нет 7 1 5 нет 2 1 3 нет 10 62 12 25 17 54 1893 |
5462 5103 3128 1260 4277 9000 5500 12530 2528 2000 50788 597 - - 415 140 45 - - 379 531 926 - - 188 - - - 284 3505 177 220 240 116 94 816 60 50 54 40 522 60 377 618 409 599 4452 193 - 240 50 - 306 50 - - 36 55 104 1034 32 48 174 1201 114 72 107 125 78 219 900 140 185 448 76 554 4473 - 100 - 300 - 64 115 60 - 224 60 - 923 3313 766 338 500 308 320 583 226 1019 292 394 467 283 8809 - 567 507 415 1050 898 534 270 4241 640 420 16 450 40 110 - 600 20 275 - 250 50 380 - 284 3535 349 798 455 1602 83362 |
207,7 49,9 61,2 28,4 75,3 75,9 49,3 163,4 34,4 85,5 74,2 8,0 - - 2,7 2,3 0,6 - - 6,1 9,0 5,4 - - 1,7 - - - 3,3 2,8 1,9 1,9 3,4 0,8 0,8 7,9 3,8 1,4 0,6 0,4 4,1 5,1 5,0 8,2 5,2 11,8 3,4 1,0 - 1,9 0,6 - 1,5 1,3 - - 0,4 0,6 1,7 0,9 0,3 0,6 1,9 13,9 2,6 0,6 1,7 1,9 0,8 3,3 7,8 1,1 1,7 4,5 0,8 4,4 2,9 - 1,4 0,0 2,1 0,0 0,8 1,8 0,8 - 2,5 0,6 - 0,8 50,1 9,0 2,4 4,1 3,2 3,2 26,5 3,6 9,0 3,1 4,6 6,3 2,7 7,6 - 4,1 10,7 3,0 8,4 6,0 5,9 2,8 5,4 8,4 9,3 0,2 6,5 0,4 1,1 - 7,7 0,2 5,3 - 4,2 0,9 4,4 - 5,0 3,1 3,9 9,2 5,4 6,2 8,0 |
Таким образом можно выделить следующие особенности размещения предприятий быстрого питания по территории города:
- наибольшая концентрация предприятий быстрого питания наблюдается в Центральном административном округе;
- наибольшее количество предприятий быстрого питания в других административных округах размещается в районах, граничащих с районами Центрального административного округа, а также районах, примыкающих к крупным транспортным магистралям;
- отсутствие или незначительное количество предприятий быстрого питания наблюдается на территории периферийных спальных районов.
3. Основные принципы размещения предприятий быстрого питания по территории города
3.1. Типология предприятий быстрого питания по градостроительным и объемно-планировочным характеристикам
Принципиальным в определении типа предприятия быстрого питания является уровень обслуживания населения районов города, направленный на четкое выделение ареала действия объекта. Определены два основных уровня обслуживания населения: местный и городской.
Местный уровень включает объекты, размещенные вблизи жилья, в том числе в жилой застройке, и предназначенные для повседневного использования жителями конкретного жилого образования, а также "деловых" и "бытовых" мигрантов. К местному уровню относятся следующие объекты: столовые открытого типа; закусочные; кафетерии; кафе (бистро, кофейни, чайные, пельменные, чебуречные, пирожковые); бары (молочные, гриль, винные, пивные).
Городской уровень включает объекты, предназначенные для обслуживания дневного и постоянного населения локальных и общегородских центров города. К городскому уровню отнесены: кафе специализированного типа (детские, национальной кухни, чебуречные, пирожковые, сосисочные, пончиковые и пр.); сетевые кафе ("Елки-палки", "Патио-пицца" и др.); рестораны в т.ч. сетевые ("Макдоналдс", "Максима Пицца", "Сбарро", "Планета суши" и пр.); кафе и рестораны в составе крупных торговых объектов ("Мега", "Ашан", "Рамстор" и др.).
Местному уровню обслуживания соответствуют следующие градостроительные характеристики и объемно-планировочные решения объектов:
1. Приоритетная зона размещения - в границах жилого квартала.
2. Радиус доступности - "шаговая" доступность, не превышающая 500 метровый радиус.
3. Пропускная способность - не менее 20 посещений на 1 посадочное место в смену.
4. Обеспеченность стояночными местами - стояночные места не предусмотрены.
5. Емкость объекта - 20-30 посадочных мест.
6. Общая площадь объекта - 90-140 кв.м. общей площади.
7. Объемно-планировочное решение объектов - 1-е этажи жилых домов, пристройки к жилым и общественным зданиям, подземное пространство (подвальные, цокольные этажи жилых и общественных зданий).
Городскому уровню обслуживания соответствуют следующие градостроительные и объемно-планировочные решения объектов:
1. Приоритетная зона размещения - в зоне локальных и общегородских центров города - в местах концентрации дневного населения (крупные транспортные узлы, общественные, деловые, культурные зоны города).
2. Радиус доступности - не более 1000 м пешеходной доступности для общегородских центров локального значения; более 1000 метров для зоны общегородского центра.
3. Пропускная способность - 20-40 посещений на 1 посадочное место в смену для объектов локальных центров; 40-75 посещений для объектов общегородского центра.
4. Обеспеченность стояночными местами - 12 маш./мест для общегородских центров локального значения, 6-10 маш./мест для зоны общегородского центра. Удаленность стоянок от объекта должна быть не более 200 м.
5. Емкость объектов - 30-40 посадочных мест для общегородских центров локального значения, 100-300 пос. мест для зоны общегородского центра.
6. Общая площадь объектов - 140-450 кв.м общей площади для общегородских центров локального значения, 450-1350 кв.м общей площади для зоны общегородского центра.
7. Объемно-планировочное решение объектов - 1-е этажи жилых зданий, пристройки к жилым и общественным зданиям, в составе крупных многофункциональных центров, в подземном пространстве общественных зданий и комплексов для общегородских центров локального значения; отдельно стоящие сооружения, пристройки к жилым или общественным зданиям, в составе крупных многофункциональных комплексов, подземное пространство общественных зданий и комплексов для объектов зоны общегородского центра.
3.2. Типология районов города по градостроительным условиям размещения предприятий быстрого питания
В соответствии с градостроительными условиями размещения районов, которые определяются численностью дневного населения и величиной транспортных потоков, на территории города выделены три типа районов. К 1-му типу отнесены спальные районы в периферийной зоне города вблизи МКАД. Ко 2-му типу - районы города на периферии и в срединной зоне, ограниченной магистралями 1-го и 2-го класса радиальных и кольцевых направлений. К 3-му типу - район в центральной части города, группирующийся вокруг основных радиальных и кольцевых магистралей 1-го класса (рис. 1).
Типы районов города по градостроительным условиям размещения представлены ниже и на рис. 2.
Типы районов по градостроительным условиям
Тип 1
Северо-Восточный административный округ
Бибирево, Северное Медведково, Южное Медведково, Бабушкинский, Свиблово, Лосиноостровский
Восточный административный округ
Богородское, Метрогородок, Измайлово, Восточное Измайлово, Новогиреево, Вешняки, Новокосино, Косино-Ухтомский
Юго-Восточный административный округ
Печатники, Люблино, Марьино, Капотня, Южнопортовый
Южный административный округ
Царицыно, Бирюлево Западное, Бирюлево Восточное, Чертаново Южное, Орехово-Борисово Южное, Зябликово, Братеево
Юго-Западный административный округ
Ясенево, Северное Бутово, Южное Бутово
Западный административный округ
Филевский парк, Внуково
Северо-Западный административный округ
Куркино, Северное Тушино, Южное Тушино, Строгино, Щукино, Хорошево-Мневники
Северный административный округ
Дмитровский, Западное Дегунино, Ховрино, Коптево Зеленоградский административный округ Крюково, Матушкино-Савелки, Панфиловский
Тип 2
Северо-Восточный административный округ
Северный, Лианозово, Алтуфьевский, Отрадное, Марфино, Бутырский, Марьина Роща, Останкинский, Алексеевский, Ростокино, Ярославский
Восточный административный округ
Сокольники, Преображенское, Соколиная гора, Гольяново, Северное Измайлово, Перово, Ивановское, Поселок Восточный
Юго-Восточный административный округ
Лефортово, Нижегородский, Текстильщики, Рязанский, Кузьминки, Выхино-Жулебино
Южный административный округ
Даниловский, Донской, Нагорный, Нагатино-Садовники, Нагатинский затон, Москворечье-Сабурово, Орехово-Борисово Северное, Чертаново Северное, Чертаново Центральное
Юго-Западный административный округ
Гагаринский, Академический, Ломоносовский, Котловка, Черемушки, Зюзино, Обручевский, Коньково, Теплый Стан
Западный административный округ
Крылатское, Кунцево, Можайский, Фили-Давыдково, Дорогомилово, Раменки, Очаково-Матвеевское, Проспект Вернадского, Тропарево-Никулино, Солнцево, Ново-Переделкино
Северо-Западный административный округ
Митино, Покровское-Стрешнево
Северный административный округ
Левобережный, Головинский, Восточное Дегунино, Бескудниковский, Тимирязевский, Аэропорт, Савеловский, Беговой, Хорошевский, Сокол, Молжаниновский, Войковский
Тип 3
Центральный административный округ
Арбат, Басманный, Замоскворечье, Красносельский, Китай-город, Мещанский, Пресненский, Таганский, Тверской, Хамовники, Якиманка
"Рисунок 1. Типология районов города по градостроительным условиям размещения"
"Рисунок 2. Типы районов города по градостроительным условиям размещения"
4. Развитие сети предприятий быстрого питания на период до 2020 года
4.1. Цели и задачи
Целью развития предприятий быстрого питания в Москве является улучшение уровня обслуживания москвичей и гостей столицы в сфере общественного питания, предоставления им качественных и разнообразных услуг быстрого питания по доступным ценам по месту жительства, работы, отдыха с учетом выявленных потребностей и современных требований.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
- качественное преобразование сети предприятий быстрого питания, обеспечение предприятий быстрого питания соответствующим фондом стационарных сооружений высокого качества, соответствующих международным стандартам;
- повышение территориальной доступности предприятий быстрого питания для населения города, увеличение плотности сети и равномерности ее распределения;
- достижение к 2006 году обеспеченности населения предприятиями быстрого питания не менее 10 мест на 1000 жителей;
- удовлетворение потребности в развитии сети предприятий быстрого питания в Москве на перспективу с учетом основных направлений социально-экономического развития Москвы, роста населения города, повышения уровня жизни населения и возрастающих потребностей разных слоев населения в предприятиях быстрого питания путем увеличения обеспеченности населения предприятиями быстрого питания к 2020 году до 23-26 мест на 1000 жителей;
- разработка схемы развития и размещения предприятий быстрого питания;
- разработка и реализация мероприятий по совершенствованию структуры предприятий быстрого питания по видам объектов, развитие сети специализированных предприятий быстрого питания;
- развитие сети предприятий быстрого питания местного уровня обслуживания;
- развитие предприятий быстрого питания в локальных городских центрах;
- развитие предприятий быстрого питания в зоне общегородского центра;
- создание благоприятных условий для привлечения средств инвесторов к реализации концепции и схемы развития предприятий быстрого питания.
Приоритетными направлениями развития предприятий быстрого питания в Москве являются:
1) создание новых стационарных предприятий быстрого питания:
- городского уровня обслуживания на центральных магистралях и площадях города (в зоне общегородского центра);
- городского уровня обслуживания в составе крупных объектов и комплексов транспортной инфраструктуры, потребительского рынка и услуг, рекреации (в зданиях аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, крупных торговых центров и комплексов, парках и зонах отдыха);
- городского уровня обслуживания в локальных городских центрах (расположенных в радиусе доступности до 1000 м от мест проживания населения);
- местного уровня обслуживания непосредственно в местах проживания населения;
2) развитие сети "народных ресторанов" с использованием новых прогрессивных технологий, обеспечивающих широкие слои населения питанием высокого качества по низким ценам в пределах пешеходной доступности от мест работы, больших транспортных развязок и в зонах отдыха.
4.2. Прогнозируемая потребность населения в предприятиях быстрого питания до 2020 года с выделением очередей до 2006, 2010, 2015, 2020 гг.
С каждым годом спрос на услуги предприятий быстрого питания в городе Москве растет. Анализ основных факторов, влияющих на развитие рынка, позволяет предположить, что данный сегмент рынка будет расширяться и далее. Основными предпосылками являются рост экономической активности и повышение уровня жизни и численности населения города Москвы.
Немаловажным фактором является и развитие Москвы как туристского центра, потенциал которого в настоящее время используется далеко не в полной мере. Политика администрации города, а также интерес инвесторов к туристской отрасли являются предпосылками для ее интенсивного развития. Увеличение количества туристов, традиционно повышающих спрос на услуги общественного питания, благоприятно скажется на развитии отрасли быстрого питания.
На основе анализа основных направлений социально-экономического развития Москвы, роста населения города, ожидаемого повышения уровня жизни населения и с учетом зарубежных аналогов, потребность в развитии сети предприятий быстрого питания оценивается в размере 350-400 тыс. посадочных мест.
На период 2004-2006 гг. с учетом объемов нового строительства, запланированных префектурами административных округов, емкость сети предприятий быстрого питания увеличится до 106 тыс.мест, что составит 40% от общей емкости открытой сети предприятий общественного питания. Обеспеченность предприятиями быстрого питания в среднем по городу составит 10 мест на 1000 жителей.
На основании выявленной потребности в предприятиях быстрого питания определены расчетные показатели прогнозируемой потребности населения в предприятиях общественного, в том числе быстрого питания на периоды до 2010, 2015, 2020 гг. по трем вариантам развития сети - пессимистическому, умеренному и оптимистическому.
Формирование сети предприятий быстрого питания на периоды до 2010, 2015, 2020 гг. будет осуществляться с учетом реализации различных городских программ, в том числе туристской программы "Венок русских усадеб". Объекты показа программы располагаются на территории нескольких туристско-рекреационных зон (ТРЗ) города, формирование которых предусмотрено Генеральным планом развития Москвы. В их число входят туристско-рекреационные зоны Остоженка, Нескучное, Донской-Святоданилов монастыри, Петровско-Разумовская - ВВЦ, Измайлово, Кусково, Кузьминки, Коломенское, Царицыно, Юго-Западная, Узкое.
Для обслуживания туристов, следующих по маршрутам программы "Венок русских усадеб", а также других посетителей на территории данных туристско-рекреационных зон необходимо размещение дополнительного объема предприятий быстрого питания. Размещение предприятий быстрого питания предусматривается в составе высотных и гостиничных объектов, городских многофункциональных общественных центров, туристско-рекреационных зон города, на территории которых расположены объекты показа туристской программы "Венок русских усадеб".
Часть потребности в дополнительных предприятиях быстрого питания может быть удовлетворена за счет создания сети "народных ресторанов". Согласно разработанной Концепции развития сети "народных ресторанов" в течение 5-летнего периода предполагается создание 29 крупных объектов быстрого питания общей емкостью 10,0 - 12,0 тыс. посадочных мест.
Вариант 1 (пессимистический)
По первому варианту к 2020 году предусматривается увеличение обеспеченности предприятиями открытой сети общественного питания до 57 мест на 1000 жителей, в том числе 25 мест на 1000 жителей - в 2006 году, 32 места на 1000 жителей в 2010 году, 45 мест на 1000 жителей - в 2015 году.
Доля предприятий быстрого питания составит 40%, обеспеченность к 2020 году достигнет 23 места на 1000 жителей, в том числе 10 мест на 1000 жителей в 2006 году, 13 мест на 1000 жителей в 2010 году, 18 мест на 1000 жителей в 2015 году (Табл. 3).
Таблица 3
Прогнозируемая потребность населения в предприятиях общественного питания в Москве до 2020 г.
(Вариант 1)
(мест на 1000 жителей)
Существующее положение |
2006 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | |
Открытая сеть - всего в т. ч. предприятия быстрого питания |
21,5 8,0 |
25,0 10,0 |
32,0 13,0 |
45,0 18,0 |
57,0 23,0 |
Вариант 2 (умеренный)
По второму варианту к 2020 году предусматривается увеличение обеспеченности предприятиями общественного питания до 60 мест на 1000 жителей, в том числе 25 мест на 1000 жителей - в 2006 году, 35 мест на 1000 жителей в 2010 году, 47 мест на 1000 жителей - в 2015 году.
Доля предприятий быстрого питания составит также 40%, обеспеченность к 2020 году увеличится до 24 мест на 1000 жителей, в том числе до 10 мест на 1000 жителей в 2006 году, 14 мест на 1000 жителей в 2010 году, 19 мест на 1000 жителей в 2015 году. (Табл. 4)
Таблица 4
Прогнозируемая потребность населения в предприятиях общественного питания в Москве до 2020 г.
(Вариант 2)
(мест на 1000 жителей)
Существующее положение |
2006 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | |
Открытая сеть - всего в т.ч. предприятия быстрого питания |
21,5 8,0 |
25,0 10,0 |
35,0 14,0 |
47,0 19,0 |
60,0 24,0 |
Вариант 3 (оптимистический)
По третьему варианту к 2020 году предусматривается увеличение сети предприятий быстрого питания ускоренными темпами, при этом доля предприятий быстрого питания достигнет 45% от общего объема сети.
Обеспеченность всей открытой сетью общественного питания составит 60 мест на 1000 жителей, в том числе 25 мест на 1000 жителей - в 2006 году, 35 мест на 1000 жителей в 2010 году, 47 мест на 1000 жителей - в 2015 году.
Обеспеченность предприятиями быстрого питания в 2020 году составит 26 мест на 1000 жителей, в том числе 10 мест на 1000 жителей - в 2006 году, 16 мест на 1000 жителей в 2010 году, 21 место на 1000 жителей - в 2015 году. (Табл. 5)
Таблица 5
Прогнозируемая потребность населения в предприятиях общественного питания в Москве до 2020 г.
(Вариант 3)
(мест на 1000 жителей)
Существую- щее положение |
2006 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | |
Открытая сеть - всего в т. ч. предприятия быстрого питания |
21,5 8,0 |
25,0 10,0 |
35,0 16,0 |
47,0 21,0 |
60,0 26,0 |
4.3. Дифференциация по территории города прогнозируемой потребности населения в предприятиях быстрого питания. Оценка перспективной емкости сети по административным округам города Москвы до 2020 года с выделением очередей до 2006, 2010, 2015, 2020 гг.
Прогнозируемая потребность населения в предприятиях быстрого питания дифференцируется по районам города с учетом их типологии (см. раздел 3.2).
В районах 3-го типа (центральная часть города) потребность в предприятиях быстрого питания значительно выше средней по городу, так как данные территории привлекают наибольшее количество дневного населения города и гостей столицы. Здесь сосредоточены основные объекты деловой и культурной жизни города, крупные туристские зоны.
В районах 1-го типа (спальные районы в периферийной зоне города) потребность населения в предприятиях быстрого питания ниже средней по городу.
В районах 2-го типа (района#, ограниченные магистралями 1-го и 2-го класса радиальных и кольцевых направлений) потребность населения в предприятиях быстрого питания соответствует средней по городу.
При расчете потребности в предприятиях быстрого питания в районах 1-го типа к средней по городу прогнозируемой потребности населения в предприятиях общественного питания применяется коэффициент К=0,6, в районах 2-го типа К=1, в районах 3-го типа К=7.
На основании прогнозируемой потребности населения в предприятиях быстрого питания, ее дифференциации по территории города, а также с учетом предложений префектур и территориальных возможностей размещения объектов по районам города, рассчитывается перспективная емкость сети предприятий быстрого питания.
Существующая и перспективная емкость сети предприятий быстрого питания до 2006 года представлена в таблице 6.
Прогноз увеличения емкости сети предприятий быстрого питания до 2020 года по трем вариантам развития сети представлен в таблицах 7-9.
Таблица 6
Существующая и перспективная емкость сети предприятий быстрого питания по административным округам Москвы до 2006 года
Административный округ |
Существующее положение |
2006 г. | |||
Емкость сети (тыс. мест) |
Обеспечен- ность (мест на 1000 жителей) |
Новое строите- льство (тыс. мест) |
Емкость сети (тыс. мест) |
Прогнози- руемая потреб- ность (мест на 1000 жителей) |
|
Центральный Северо-Восточный Восточный Юго-Восточный Южный Юго-Западный Западный Северо-Западный Северный Зеленоградский Москва |
50,8 3,5 4,5 1,0 4,5 0,9 8,8 4,2 3,6 1,6 83,4 |
74,2 2,8 3,4 0,9 2,9 0,8 7,6 5,4 3,1 6,2 8,0 |
1,5 5,3 2,1 1,8 1,1 3,8 1,1 1,6 3,2 1,0 22,5 |
52,3 8,8 6,6 2,8 5,6 4,7 9,9 5,8 6,8 2,6 105,9 |
76,4 7,0 4,9 2,5 3,7 4,0 8,6 7,4 6,0 9,7 10,1 |
Таблица 7
Прогноз развития сети предприятий быстрого питания по административным округам Москвы до 2020 года
(по варианту 1)
Административный округ | Прогнозируемая потребность (мест на 1000 жителей) |
Прогнозируемая емкость сети, тыс.мест | |||||||
По 1-му варианту увеличения численности постоянного населения |
По 2-му варианту увеличения численности постоянного населения |
||||||||
2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | |
Центральный Северо-Восточный Восточный Юго-Восточный Южный Юго-Западный Западный Северо-Западный Северный Зеленоградский по Москве в целом |
86* 10 10 10 10 11 12 8 11 7 13 |
119* 14 14 14 14 15 16 12 15 10 18 |
154* 18 18 18 18 19 21 15 19 13 23 |
62 13 13 11 14 13 14 7 12 2 161 |
89 18 18 16 19 19 21 10 18 3 231 |
117 24 24 22 25 25 27 13 24 4 305 |
60 13 13 12 14 14 15 8 13 2 165 |
96 18 18 19 20 23 22 12 19 4 252 |
132 24 24 25 25 32 31 18 27 5 344 |
* - Прогнозируемая потребность с учетом дневного населения города на территории Центрального административного округа. |
Таблица 8
Прогноз развития сети предприятий быстрого питания по административным округам Москвы до 2020 года
(по варианту 2)
Административный округ | Прогнозируемая потребность (мест на 1000 жителей) |
Прогнозируемая емкость сети, тыс.мест | |||||||
По 1-му варианту увеличения численности постоянного населения |
По 2-му варианту увеличения численности постоянного населения |
||||||||
2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Центральный Северо-Восточный Восточный Юго-Восточный Южный Юго-Западный Западный Северо-Западный Северный Зеленоградский по Москве в целом |
100* 12 11 12 11 12 14 10 12 8 14 |
133* 16 15 16 15 17 18 13 17 11 19 |
168* 20 19 20 19 21 23 17 21 14 24 |
72 15 15 13 16 15 17 8 14 2 187 |
100 20 20 18 22 21 23 11 20 3 258 |
128 26 26 24 27 27 30 14 26 4 333 |
71 15 15 14 16 17 17 9 15 3 192 |
108 20 20 21 22 26 25 13 22 4 281 |
144 27 26 28 28 34 34 20 29 6 376 |
* - Прогнозируемая потребность с учетом дневного населения города на территории Центрального административного округа. |
Таблица 9
Прогноз развития сети предприятий быстрого питания по административным округам Москвы до 2020 года
(по варианту 3)
Административный округ | Прогнозируемая потребность (мест на 1000 жителей) |
Прогнозируемая емкость сети, тыс.мест | |||||||
По 1-му варианту увеличения численности постоянного населения |
По 2-му варианту увеличения численности постоянного населения |
||||||||
2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2020 г. | |
Центральный Северо-Восточный Восточный Юго-Восточный Южный Юго-Западный Западный Северо-Западный Северный Зеленоградский по Москве в целом |
112* 13 13 13 13 14 15 11 14 10 16 |
147* 17 17 17 17 18 20 15 18 13 21 |
182* 21 21 21 21 23 25 18 23 16 26 |
82 17 17 15 19 17 19 9 17 3 216 |
110 22 22 20 24 23 26 12 22 4 286 |
138 28 28 26 30 29 32 15 28 5 360 |
82 17 17 16 19 19 20 10 17 3 219 |
119 22 23 23 24 29 28 15 24 4 311 |
157 29 28 30 30 37 37 21 32 6 406 |
* - Прогнозируемая потребность с учетом дневного населения города на территории Центрального административного округа. |
5. Разработка Схемы развития и размещения предприятий быстрого питания в городе Москве и общие механизмы ее реализации
5.1. Общие принципы формирования Схемы развития и размещения предприятий быстрого питания в городе Москве
В настоящей Концепции определены общие принципы и основные направления развития предприятий быстрого питания в Москве.
Принципы размещения различных типов предприятий быстрого питания в Москве конкретизируются в Схеме развития и размещения предприятий быстрого питания в городе Москве.
Схема разрабатывается на среднесрочный период (три года).
Схема содержит:
- целевые показатели развития предприятий быстрого питания в Москве в 2004-2006 годах по городу в целом, административным округам и районам города;
- графические материалы схемы;
- обосновывающие материалы (ресурсное обеспечение реализации схемы, укрупненную оценку социальной и бюджетной эффективности реализации схемы).
- адресные перечни первоочередных объектов для размещения предприятий быстрого питания в городе Москве в 2004-2006 гг.
5.2. Общие механизмы реализации Схемы развития и размещения предприятий быстрого питания в городе Москве
Схема развития и размещения предприятий быстрого питания в городе Москве на трехлетний период определяет приоритеты города Москвы в отношении выделения земельных участков и нежилых помещений для создания предприятий быстрого питания с целью обеспечения необходимого уровня развития в городе сети этих предприятий.
Общественное питание является высокоэффективной сферой предпринимательской деятельности, обеспечивающей высокие доходы от вложенного в данную сферу капитала.
Поэтому, развитие сети предприятий быстрого питания в городе должно происходить исключительно на коммерческой основе за счет собственных и привлеченных средств предприятий, инвесторов, без привлечения бюджетных средств.
При этом должно быть обеспечено регулирование со стороны города процесса создания новых предприятий общественного питания в соответствии с установленными принципами их размещения.
Реализация принципов размещения новых объектов быстрого питания на территории города, заложенных в Схеме, должна осуществляться путем:
- формирования адресных перечней первоочередных объектов для размещения новых предприятий быстрого питания в соответствии с принципами, заложенными в Концепции и Схеме;
- учета материалов Схемы при разработке и корректировке градостроительных планов развития территорий административных округов и районов города Москвы, другой градостроительной документации;
- предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для размещения предприятий быстрого питания, в соответствии с требованиями и ограничениями, установленными градостроительной документацией и принципами размещения объектов, заложенными в Схеме; оформление актов разрешенного использования земельных участков с учетом Схемы;
- включения мероприятий по строительству и реконструкции объектов для размещения предприятий быстрого питания в состав городских целевых программ развития потребительского рынка и услуг, малого предпринимательства;
- предоставления предприятиям быстрого питания нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы в соответствии с принципами, заложенными в Схеме, то есть в тех районах города, в которых Схемой намечено развитие данного типа объектов быстрого питания;
- принятия мер по недопущению перепрофилирования существующих объектов, на которых размещены предприятия быстрого питания, размещение которых соответствует принципам, заложенным в Концепции и Схеме.
------------------------------
* Из расчета количества постоянного населения города Москвы - 10,4 млн.чел.
** Дневное население представляет собой совокупность мигрантов кратковременного, дневного и длительного пребывания, к которым относятся группы "деловых" мигрантов (прибывающие с кратким визитом; работающие в рассматриваемом районе), "бытовых" (зарубежные и российские туристы, проживающие в гостиницах города, посетители торговых центров, других объектов бытового обслуживания), "культурных" мигрантов (посетители музеев, театров и др. объектов сферы культурного обслуживания). По расчетным оценкам ГУП НИиПИ Генплана Москвы, дневное население на территории Центрального административного округа составляет порядка 4,5-5 млн.человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.