г. Тюмень |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А02-1068/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" на решение от 22.09.2020 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Борков А.А.) и постановление от 14.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Логачев К.Д.) по делу N А02-1068/2020 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (660021, красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" (649100, Республика Алтай, Майминский район, село Майма, улица Энергетиков, дом 15) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (649007, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Ленина, дом 226, строение 2, ОГРН 1020400754890, ИНН 0411073679) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле, - филиал федерального государственного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - "Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай" (649006, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Б.Головина, дом 4).
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Борисенко А.М. по доверенности от 10.03.2021.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" (далее - ПАО "МРСК Сибири", общество), впоследствии преобразованное в публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее - управление, антимонопольный орган) от 29.06.2020 N 004/04/9.21-171/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно заявленного спора, привлечен филиал федерального государственного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - "Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай" (далее - ФГУП "РТРС", предприятие).
Решением от 22.09.2020 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 14.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ПАО "Россети Сибирь" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению подателя жалобы, рассмотрение заявки на технологическое присоединение и заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям возможно только при одновременном изменении всех трех критериев: категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, а не каждого в отдельности; в соответствии с пунктом 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204 (далее - Правила N 204), спорные объекты относятся к первой категории надежности; предприятие в нарушение пункта 14(2) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), не указало в своих заявках размер необходимой технологической и (или) аварийной брони; составление и согласование акта аварийной брони является обязательным в случае присоединения энергопринимающего устройства, относящегося к первой категории надежности.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "РТРС" ссылается на законность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения.
Управлением отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при проверке содержащейся в заявлении ФГУП "РТРС" информации антимонопольным органом в действиях ПАО "МРСК Сибири" выявлены нарушения абзаца 1 пункта 15 Правил N 861.
По данному факту управлением составлен протокол об административном правонарушении от 17.06.2020 и вынесено постановление от 29.06.2020 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и об отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности. При этом суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение на него административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно пункту 2 Правил N 861 их действие распространяется, в том числе на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В пункте 12.1 Правил N 861 в качестве заявителей поименованы юридические лица, подающие заявку в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
Из пункта 14.1 Правил N 861 следует, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения ФГУП "РТРС" с заявками от 23.12.2019 N 84799/11000455585, от 24.12.2019 NN 84816/11000458167, 84859/11000458193, 84871/11000458163, 84877/11000458169 и от 25.12.2019 NN 84980/11000458159, 84973/11000458189 в ПАО "МРСК Сибири" явилась производственная необходимость перевода своих объектов с третьей на вторую категорию надежности для обеспечения непрерывного и бесперебойного вещания.
Судами двух инстанций установлен факт нарушения ПАО "МРСК Сибири" требований пункта 15 Правил N 861; проект договора о технологическом присоединении в установленный срок не был направлен в адрес предприятия.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, и учитывая неоднократное совершение им однородных правонарушений в течение года, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что заявки предприятия на технологическое присоединение содержат требования об изменении категории надежности объектов электроснабжения с третьей на вторую, тогда как указанные в заявках объекты должны быть отнесены к первой категории надежности, подлежат отклонению, поскольку из пункта 14.1 Правил N 861 следует, что отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, а также положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ о снижении размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела.
Как верно отмечено судами, обществом не приведены какие-либо доводы, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества; не усматривается очевидность избыточного ограничения прав общества определенным в отношении него наказанием; назначенное административное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствует о неправильном применении норм права судами нижестоящих инстанций.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.09.2020 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 14.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1068/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, и учитывая неоднократное совершение им однородных правонарушений в течение года, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что заявки предприятия на технологическое присоединение содержат требования об изменении категории надежности объектов электроснабжения с третьей на вторую, тогда как указанные в заявках объекты должны быть отнесены к первой категории надежности, подлежат отклонению, поскольку из пункта 14.1 Правил N 861 следует, что отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
...
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, а также положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ о снижении размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф04-1849/21 по делу N А02-1068/2020