г. Тюмень |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А03-12429/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу производственного сельскохозяйственного кооператива "Граничный" на решение от 08.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 25.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А03-12429/2020 по заявлению производственного сельскохозяйственного кооператива "Граничный" (658863, Алтайский край, Табунский район, село Камышенка, улица Гагарина, 14, ОГРН 1022202238255, ИНН 2276002601) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в лице межмуниципального Славгородского отдела (656002, Алтайский край, город Барнаул, улица Советская, 16, ОГРН 1042202282132, ИНН 2225066565) об оспаривании решения.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Табунского района Алтайского края (658860, Алтайский край, Табунский район, село Табуны, улица Ленина, 15, ОГРН 1022202239300, ИНН 2276002841).
Суд установил:
производственный сельскохозяйственный кооператив "Граничный" (далее - кооператив, ПСК "Граничный") обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в лице межмуниципального Славгородского отдела (далее - управление, регистрирующий орган) от 21.08.2020 N 22/20-45648 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - здании зерносклада, расположенном по адресу: Алтайский край, Табунский район, село Камышенка, улица Гагарина, дом 14В/3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечена администрации Табунского района Алтайского края (далее - администрация).
Решением от 08.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 25.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ПСК "Граничный" просит отменить принятые по делу судебные акты и признать незаконным оспариваемое решение.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии у регистрирующего органа правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа; право собственности на здание возникло у правопредшественника кооператива и перешло к последнему при реорганизации; судами не учтены положения части 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Управлением, администрацией отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, управление, рассмотрев заявление кооператива о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - здании зерносклада, общей площадью 1371,4 кв. м, расположенном по адресу: Алтайский край, Табунский район, село Камышенка, улица Гагарина, дом 14В/3 (далее - здание зерносклада, спорный объект) решением от 21.08.2020 N 22/20-45648 отказало во внесении испрашиваемых кооперативом сведений, на основании пункта 2 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, поскольку не представлены документы, подтверждающие ранее возникшее право на здание зерносклада и позволяющие считать указанный объект недвижимости ранее учтенным.
Не согласившись с отказом управления в осуществлении регистрационных действий, ПСК "Граничный" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о правомерности принятого регистрирующим органом решения.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета недвижимого имущества в ЕГРН (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом N 122-ФЗ, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как следует из части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в течение пяти рабочих дней обеспечивает включение документов и сведений о таком объекте в ЕГРН, в случае их отсутствия на основании: имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В силу пункта 2 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН, в том числе в случае если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что направленный в регистрирующий орган с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости комплект документов (свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия от 31.08.1995; устав кооператива от 31.08.1995; передаточный акт имущества совхоза "Граничный" в кооператив "Граничный" на 11.08.1995; постановление администрации от 18.08.2020N 240; постановление администрации от 31.08.1995 N 306; технический паспорт здания (строения) от 18.02.1986) не подтверждает ни ранее осуществленный государственный кадастровый учет спорного объекта, ни ранее возникшее право на него, следовательно, здание зерносклада не имеет признаков ранее учтенного объекта недвижимости. При этом, как верно отмечено судами, передаточный акт имущества не является документом, удостоверяющим или подтверждающим право на спорный объект недвижимости, указанные в нем идентифицирующие признаки имущества не являются достаточными для индивидуализации объекта недвижимости, а также проведения государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями статьи 21 Закона N 218-ФЗ.
Довод подателя жалобы об отсутствии у регистрирующего органа оснований для запроса сведений о ранее осуществленном государственном учете спорного объекта подлежит отклонению, поскольку технический паспорт от 18.02.1986 на здание зерносклада, представленный кооперативом в комплекте документов, не является основанием для внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 39 Закона N 218-ФЗ;
Судами обоснованно принято во внимание, что сведений о государственном кадастровом учете спорного объекта, осуществленном в установленном законом порядке до вступления в силу Закона N 221-ФЗ или возникновении права на него до дня вступления законную силу Закона N122-ФЗ, в регистрирующий орган представлено не было; ответ из организации технической инвентаризации о подтверждении ранее осуществленного технического учета здания зерносклада в управление по его запросу не поступил.
При таких обстоятельствах, учитывая, что представленные кооперативом в управление документы не могут служить основанием для признания спорного объекта ранее учтенным объектом недвижимости, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии решения регистрирующего органа требованиям действующего законодательства и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 25.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12429/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.