г. Тюмень |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А03-12391/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Буровой А.А.
Кокшарова А.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи и видеоконференц-связи при протоколировании помощником судьи Шимпф Е.В. кассационную жалобу государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 17.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.) и постановление от 01.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-12391/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прома" (656054, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Георгия Исакова, д. 229, кв. 57, ОГРН 1162225063505, ИНН 2223610275) к государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Крупской, 97Д, ОГРН 1022201759623, ИНН 2225023610) о признании недействительным уведомления.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Пашкова Е.Н.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Прома" - Зеленина С.А. по доверенности от 03.11.2020,
от государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Дьячук А.А. по доверенности от 30.11.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Прома" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании незаконным и отмене уведомления от 20.05.2020 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица (кроме государственных (муниципальных) учреждений), об установлении класса профессионального риска - 6 класс, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,7%, исходя из фактического основного вида деятельности, указанного в заявлении о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2019 год и справке - подтверждении основного вида экономической деятельности.
Решением от 17.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 01.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
20.05.2020 Фондом в отношении Общества вынесено уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица (кроме государственных (муниципальных) учреждений).
В уведомлении указано, что основной вид деятельности заявителя 01.45.1 "Разведение овец и коз", в связи с чем определен 25 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 4,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско - правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Не согласившись с указанным уведомлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды, руководствуясь, в том числе положениями статей 3, 5, 17, 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением от 01.12.2005 N 713 Правительства Российской Федерации, Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О и в определении от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, оценив представленные доказательства, пришли к выводу о том, что уведомление Фонда от 20.05.2020 является незаконным, нарушает основные принципы установления страхового тарифа для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, чем нарушает права и законные интересы Общества.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и фактических обстоятельств дела.
Как обоснованно указано судами, виды деятельности страхователя-организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми видами деятельности, экономического основания не имеют; установление страхового тарифа не может быть произвольным.
По смыслу пункта 5 Порядка страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности. Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с учетом представленных страхователем документов. Бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа в силу части 1 статьи 65 АПК РФ лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход, как верно указал суд, противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Как установлено судами, Общество 02.06.2020 документально подтвердило основной вид экономической деятельности - "Производство прочих строительно-монтажных работ" (код по ОКВЭД 43.29), который составил наибольший процент в деятельности Общества - 58,738%; при этом вид деятельности - "Разведение овец и коз" (код по ОКВЭД 01.45.1) за весь период финансово-хозяйственной деятельности заявителем не осуществлялся.
В качестве доказательств, подтверждающих осуществляемый Обществом основной вид экономической деятельности "Производство прочих строительно-монтажных работ" (код по ОКВЭД 43.29), необходимость и правомерность применения тарифа 0,7% исходя из 6 класса профессионального риска, заявлены, в частности, представленные в материалы дела уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2019 год, документы бухгалтерской отчетности, подтверждающие доход от экономической деятельности, договоры, счета-фактуры.
Таким образом, Общество, хоть и с нарушением срока, но в июне 2020 года документально подтвердило основной вид деятельности. Данные обстоятельства Фондом не опровергнуты, в том числе в кассационной жалобе.
Доводы кассационной жалобы относительно нарушения заявителем сроков представления подтверждающих основной вид экономической деятельности документов, об отсутствии у Фонда обязанности по проведению контрольных мероприятий по проверке соответствия фактически осуществляемой страхователем деятельности и установлении страхового тарифа на основании документов, представленных страхователем с нарушением срока, повторяют позицию Фонда по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемого уведомления, поскольку в рассматриваемой ситуации Фонд должен был принять соответствующее решение об определении размера страхового тарифа с учетом представленных страхователем документов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 01.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12391/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды, руководствуясь, в том числе положениями статей 3, 5, 17, 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением от 01.12.2005 N 713 Правительства Российской Федерации, Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О и в определении от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, оценив представленные доказательства, пришли к выводу о том, что уведомление Фонда от 20.05.2020 является незаконным, нарушает основные принципы установления страхового тарифа для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, чем нарушает права и законные интересы Общества.
...
По смыслу пункта 5 Порядка страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности. Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с учетом представленных страхователем документов. Бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа в силу части 1 статьи 65 АПК РФ лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход, как верно указал суд, противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июня 2021 г. N Ф04-3054/21 по делу N А03-12391/2020