г. Тюмень |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А45-14015/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи и аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Футбольный клуб Сибирь" на решение от 22.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 18.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Логачев К.Д.) по делу N А45-14015/2020 по исковому заявлению Министерства физической культуры и спорта Новосибирской области (ОГРН 1105476048545, ИНН 5407455868) к обществу с ограниченной ответственностью "Футбольный клуб Сибирь" (ОГРН 1025403194090, ИНН 5401189842) о взыскании задолженности в размере 6 874 122,74 руб.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - временный управляющий обществом с ограниченной ответственностью "Футбольный клуб Сибирь" Лебедев С.В.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Степаненко Р.А.) в заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Футбольный клуб Сибирь" - Голикова Т.Ю. по доверенности от 06.05.2021.
С у д установил:
Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Футбольный клуб Сибирь" (далее -Общество, ООО "Футбольный клуб Сибирь") о взыскании задолженности в размере 6 874 122,74 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО "Футбольный клуб Сибирь" Лебедев С.В.
Решением от 22.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 18.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт, которым исковые требования оставить без рассмотрения в силу пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ, поскольку ко взысканию заявлены требования (возврат полученной 28.06.2019 субсидии), которые подлежали рассмотрению в деле о банкротстве Общества, так как носят реестровый характер исходя из момента их возникновения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Учитывая надлежащее извещение Министерства о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что между Министерством и ООО "Футбольный клуб Сибирь" заключено соглашение от 06.03.2019 N 1 о предоставлении Обществу субсидии из областного бюджета Новосибирской области на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение затрат) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее - соглашение от 06.03.2019).
Предметом соглашения от 06.03.2019 является предоставление из областного бюджета Новосибирской области в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с подготовкой и участием спортивных команд физкультурно-спортивных организаций во всероссийских соревнованиях на уровне чемпионатов, первенств и кубков России по видам спорта среди сильнейших команд, и (или) международных спортивных соревнованиях по командным игровым видам спорта согласно Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, регламентам и календарям игр команд по игровым видам спорта (пункт 1.1 соглашения).
Объем субсидии в соответствии с дополнительным соглашением от 19.06.2019 составил 205 000 000 руб.
В рамках соглашения от 06.03.2019 Общество приняло на себя обязательство осуществлять расходование средств субсидии в соответствии с соглашением и Порядком предоставления субсидии, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 04.03.2019 N 70-п (далее - Порядок), а Министерство - обеспечить контроль за соблюдением получателем субсидии Порядка, целей и условий предоставления и расходования субсидии. Субсидия может быть использована только на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, указанных в Порядке.
Согласно отчету о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, подписанного 20.01.2020, остаток субсидии на конец отчетного периода (на 31.12.2019) составил 6 874 122,74 руб.
Министерством в адрес Общества направлено требование о возврате неиспользованной субсидии от 07.02.2020 в течение 20 рабочих дней с момента получения требования.
Письмом от 16.03.2020 Общество сообщило Министерству, что в отношении ООО "Футбольный клуб Сибирь" введена процедура наблюдения.
Субсидия в размере 6 874 122,74 руб. до настоящего времени Обществом не возвращена.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 28, 38, 78, 158, 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о доказанности наличия оснований для возврата Обществом субсидии в бюджет.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
Абзацем 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств (ассигнований) осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 4.3.8 соглашения от 06.03.2019 предусмотрено, что получатель обязуется возвратить неиспользованный остаток субсидии в доход областного бюджета Новосибирской области в случае отсутствия решения Министерства о наличии потребности в направлении в текущем финансовом году остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году, на цели предоставления субсидии.
Из анализа вышеуказанных норм БК РФ следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует в случае неиспользования по целевому назначению выделенной суммы субсидии (ее части).
Судами установлено, что денежные средства в качестве субсидии предоставлены Обществу в полном объеме 28.06.2019 (платежные поручения от 06.03.2019 N 183, от 05.04.2019 N 302, от 19.04.2019 N 357, от 21.05.2019 N 454, от 28.06.2019 N 617).
Из отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, подписанного 20.01.2020, следует, что остаток субсидии на конец отчетного периода (31.12.2019) составил 6 874 122,74 руб.
Установив, что расходование Обществом субсидии в полном объеме не произошло в отчетном финансовом году (до 31.12.2019), решение Министерства о наличии потребности в направлении в текущем финансовом году остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году, на цели предоставления субсидии отсутствует, суды пришли к правильному выводу об обоснованности требований Министерства о возврате средств в размере 6 874 122,74 руб., в связи чем правомерно удовлетворили заявленное требование.
Довод Общества о наличии оснований для оставления искового заявления без рассмотрения по пункту 4 части 1 статьи 148 АПК РФ, был предметом рассмотрения судов двух инстанций и обоснованно отклонен.
Проверяя данный довод, суды установили, что 13.09.2019 определением Арбитражного суда Новосибирской области было принято к производству заявление ОАО "Спартак" о признании Общества банкротом (дело N А45-33426/2019).
Определением от 16.10.2019 по делу N А45 - 33426/2019 в отношении Общества введена процедура банкротства - наблюдение.
Решением от 04.08.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-33426/2019 Общество признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство на 6 месяцев.
Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
В силу статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее -Закон о банкротстве) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В силу положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.
Установив, что в рассматриваемом случае Министерство просит взыскать с Общества сумму неиспользованного остатка субсидии в размере 6 874 122,74 руб., расходование которой могло быть осуществлено до конца финансового года - 31.12.2019, до этой даты у Общества отсутствовала обязанность по возврату неиспользованной субсидии в Министерство, данная обязанность возникла у Общества в 2020 году, требование о возврате субсидии датировано 07.02.2020, суды пришли к правильному выводу о том, что указанная задолженность является текущей, поскольку возникла после принятия арбитражным судом заявления о признании Общества банкротом (13.09.2019).
В кассационной жалобе Общество указывает на то, что требования Министерства заявлены в порядке пункта 4.3.8 соглашения от 06.03.2019 и могут быть квалифицированы в качестве неосновательного обогащения с момента получения им субсидии. В подтверждение своей позиции Общество ссылается на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-13889 по делу N А32-41315/2016.
Суд кассационной инстанции отклоняет данный довод, поскольку он основан на неверном толковании норм права применительно к фактическим обстоятельствам. Ссылка на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-13889 не принимается во внимание, поскольку правовая позиция, изложенная в нем, основана на иных фактических обстоятельствах, отличных от обстоятельств, установленных по настоящему спору. В частности, в деле N А32-41315/2016 заявлены требования о взыскании необоснованно излишне выплаченных (неправомерно полученных) средств субсидии, в то время как предметом настоящего сора является возврат остатка обоснованно полученной субсидии в сумме, не использованной по итогам 2019 года.
В целом доводы Общества выводы судов не опровергают, направлены на их переоценку, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ее подателя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-14015/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.