г. Тюмень |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А81-2964/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Е.Ю. Демидовой
судей В.В. Сириной
В.В. Тихомирова,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу на решение от 13.10.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 04.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю.) по делу N А81-2964/2020 по заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ИНН 6658278616, ОГРН 1076658027588, адрес: 620043, Свердловская область, город Екатеринбург, Московский тракт, 9 км, дом 23А) к Администрации муниципального образования поселок Уренгой (ИНН 8911021426, ОГРН 1058901221906, адрес: 629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, поселок городского типа Уренгой, микрорайон 3-й, дом 21а,) об оспаривании распоряжения от 22.05.2007 N377.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1058900021861, ИНН 8901017195, 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, улица Матросова, д. 29,); общество с ограниченной ответственностью "Пурдорстрой" (ОГРН 1058901200599, ИНН 8911020616, 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, р-он Пуровский, г. Тарко-Сале, улица Победы, 19/1, 4/2); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028900509538, ИНН 8901002135, 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Свердлова, 47).
Суд установил:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - департамент лесного хозяйства, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Администрации муниципального образования поселок Уренгой (далее - администрация, заинтересованное лицо) об оспаривании распоряжения администрации от 22.05.2007 N 377 "Об утверждении проекта границ территориального землеустройства по разделу земельного участка" (далее - распоряжение N 377).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, общество с ограниченной ответственностью "Пурдорстрой", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - третьи лица).
Решением от 13.10.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 04.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявления отказано.
Департамент лесного хозяйства обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным распоряжения N 377
Податель жалобы указывает, что при сопоставлении границ земельных участков с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, Западно-Сибирским филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (далее - ФГБУ "Рослесинфорг"), выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:300 пересекают (налагаются) с землями лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа, Пуровского района, Таркосалинского лесничества, Уренгойского участкового лесничества, квартал N 782, выдела 6, 9, 12 (площадь пересечения 22 426 кв. м), границы земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:301 пересекают (налагаются) с землями лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа, Пуровского района, Таркосалинского лесничества, Уренгойского участкового лесничества, квартал N 782, выдела 6, 9, 40 (площадь пересечения 22 332 кв. м); считает, что государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей, при этом, земельные участки подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного факта их использования; перевод земельного участка из состава земель лесного фонда возможен только в установленном законом порядке с обязательным согласованием собственника; сведениями о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию земель департамент лесного хозяйства не располагает; фактически оспариваемым распоряжением N+ 377 "Об утверждении проекта границ территориального землеустройства по разделу земельного участка" от 22.05.2007 администрацией утвержден проект территориального землеустройства земельного участка находящегося на землях лесного фонда и принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, при этом органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению лесными участками из состава земель лесного фонда. Подобное распоряжение землями лесного фонда представляется заявителю незаконным в связи с отсутствием полномочий, несоблюдением порядка перевода земель из одной категории в другую, игнорированием зарегистрированного права Российской Федерации и материалов лесоустройства, на основании которых производится идентификация земель лесного фонда; департаментом не нарушен срок для обращения в суд, поскольку о нарушении прав и законных интересов Российской Федерации департаменту стало известно лишь 19.12.2019 при получении заключения, содержащего информацию о пересечении (наложении) земельных участков на земли лесного фонда.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле не представлены.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 22.05.2007 администрацией издано распоряжение N 377 "Об утверждении проекта границ территориального землеустройства по разделу земельного участка" по объекту: "Земельный участок (кадастровый номер 89:00:000000:233) под строительство понтонно-мостовой и ледовой переправы через реку Пур в поселке Уренгой", ООО "Пурдорстрой", расположенному вблизи поселка Уренгой по обе стороны реки Пур с площадью земельного участка - 6,0379 га (60 379 кв. м), с категорией "земли населенных пунктов".
В 2011 году земельный участок с кадастровым номером 89:11:080101:233 разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 89:11:080101:301 и 89:11:080101:300.
Указывая, что на момент издания распоряжения N 377 земельный участок с кадастровым номером 89:00:000000:233, общей площадью 6,0379 га, располагался на землях лесного фонда, а не на землях населенного пункта, департамент лесного хозяйства обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов, руководствуясь положениями статей 6.1, 7, 8, 83, 84, 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), 8, 9, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), 1, 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172- ФЗ), 1, 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), 14 Федерального закона N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", (далее - Закон N 280-ФЗ), 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) правовой позицией, содержащейся в Обзоре практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017, статьями 198, 200, 201 АПК РФ исходили из отсутствия оснований для отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 89:11:080101:301 и 89:11:080101:300 к землям лесного фонда, а также пропуска департаментом срока обжалования распоряжения N 377.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
В силу положений статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
К землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статья 101 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Согласно статье 91 ЛК РФ Государственный лесной реестр (далее также - ГЛР) представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью, пункт 2 статьи 9 ЗК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац девятый пункта 1 статьи 8 Кодекса).
Пунктом 3 статьи 8 ЗК РФ предусматривается, что нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Согласно положений части 1 статьи 83 ЛК РФ Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В свою очередь подпунктом 1 части 1 статьи 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнесены владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Состав, порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регламентированы статьей 2 Закона N 172-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, данным Законом, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Судами установлено, что из заявления департамента лесного хозяйства следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 89:11:080101:301 и 89:11:080101:300 располагаются в квартале N 782 выделах N 6, 9, 12, 40 Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества. При этом доказательством нахождения спорных земельных участков с кадастровыми номерами 89:11:080101:300, 89:11:080101:301 на землях лесного фонда служит заключение Западно-Сибирского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (ФГБУ "Рослесинфорг"). Так, при сопоставлении границ земельных участков с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, ФГБУ "Рослесинфорг" выявлено, что:
- границы земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:300 пересекают (налагаются) с землями лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа, Пуровского района, Таркосалинского лесничества, Уренгойского участкового лесничества, квартал N 782, выдела 6. 9, 12. Площадь пересечения - 22 426 кв. м;
- границы земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:301 пересекают (налагаются) с землями лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа, Пуровского района, Таркосалинского лесничества, Уренгойского участкового лесничества, квартал N 782, выдела 6. 9. 40. Площадь пересечения - 22 332 кв. м.
Как утверждает заявитель, спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, находящимся в собственности Российской Федерации, отчуждение которых в частную собственность в соответствии с законодательством не допускается, при этом сведениями о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию земель департамент лесного хозяйства не располагает, в чем заявителем усмотрено нарушение публичного порядка землепользования и землеустройства (лесопользования и лесоустройства).
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
На основании правил пункта 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (пункт 2 статьи 8).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи Закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке (пункт 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Принимая во внимание, что в обоснование доводов заявления департамент лесного хозяйства ссылается сведения ЕГРН, согласно которым на земельный участок государственного лесного фонда площадью 44 235 110 000 кв. м, местоположение которого установлено в ЯНАО, Пуровский район, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что, по мнению заявителя, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.10.2004, представленным в материалы дела, судами установлено, что в государственном кадастре недвижимости данному лесному участку присвоен кадастровый номер 89:00:000000:0192; право собственности на земельный участок категории "земли лесного фонд" с кадастровым номером 89:00:000000:0192, общей площадью 44 235 110 000 кв. м, зарегистрировано за Российской Федерацией.
При этом, судами установлено, что доказательств включения спорных земельных участков с кадастровыми номерами 89:11:080101:301 и 89:11:080101:300 в состав земельного участка с кадастровым номером 89:00:000000:0192 общей площадью 44 235 110 000 кв. м в материалы дела не представлено.
Так, согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 89:11:080101:301 и 89:11:080101:300 отнесены к категории земель населенных пунктов (выписки из ЕГРН по состоянию на 23.09.2020).
Судом апелляционной инстанции отмечено, что вопреки утверждению заявителя, поступившие в апелляционный суд из Управления Росреестра по ЯНАО материалы (сведения ЕГРН) в отношении земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:416 (ЯНАО, р-н Пуровский, Таркосалинское лесничество) и земельного участка с кадастровым номером 89:00:000000:0192 (ЯНАО, р-н Пуровский, Таркосалинский лесхоз), из которого впоследствии образован поименованный выше участок с кадастровым номером 89:11:080101:416, не содержат сведений, позволяющих определить принадлежность спорных участков с кадастровыми номерами 89:11:080101:301 и 89:11:080101:300 к землям лесного фонда.
Вместе с тем в ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 89:00:000000:0192 отсутствуют, при этом земельные участки с кадастровыми номерами 89:11:080101:301 и 89:11:080101:300, образованные из земельного участка с кадастровым номером 89:11:080101:233 на сегодняшний день состоят на кадастровом учете с определением местоположения границ, сведения о границах земельных участков являются публичными и не оспорены заинтересованными лицами.
При таких обстоятельствах является верным вывод судов об отсутствии оснований для отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда, что исключило бы правомерность утверждения оспариваемым распоряжением заинтересованного лица проекта границ территориального землеустройства.
При этом, как верно указано судом апелляционной инстанции, оспариваемое распоряжение администрации датировано 22.05.2007.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что об издании оспариваемого распоряжения администрации заявитель был осведомлен не позднее 04.12.2019. Указанное следует из административного искового заявления о признании незаконным решения органа местного самоуправления об утверждении проекта границ территориального землеустройства по разделу земельного участка, поданного департаментом лесного хозяйства в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа и представленного администрацией в материалы настоящего дела с отзывом на заявление. Из поименованного административного искового заявления следует, что 04.12.2019 в департамент лесного хозяйства поступило обращение департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии с обращением третьего лица 22.05.2007 администрацией издано распоряжение N 377 об утверждении проекта границ территориального землеустройства по разделу земельного участка с кадастровым номером 89:00:0000000:233 по объекту "Земельный участок под строительство понтонно-мостовой и ледовой переправы через реку Пур в п. Уренгой" обществу с ограниченной ответственностью "Пурдорстрой", расположенному вблизи поселка Уренгой по обе стороны руки Пур: с площадью земельного участка - 6,0379 гектар, с категорией земель - земли населенных пунктов.
Следовательно трехмесячный срок на обжалование указанного предписания истекал 04.03.2020; с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа департамент лесного хозяйства обратился 03.04.2020, о чем свидетельствует оттиск на почтовом конверте (т. 1 л.д. 31), то есть за пределами трехмесячного срока на обжалование распоряжения администрации; заявитель о восстановлении срока обжалования распоряжения от 22.05.2007 N 377 не просил, при этом заинтересованным лицом указано на пропуск процессуального срока, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что подача заявления с пропуском установленного срока является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении, заявленных департаментом лесного хозяйства требований.
В целом доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения принятых по настоящему делу решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.10.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 04.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-2964/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции установлено, что об издании оспариваемого распоряжения администрации заявитель был осведомлен не позднее 04.12.2019. Указанное следует из административного искового заявления о признании незаконным решения органа местного самоуправления об утверждении проекта границ территориального землеустройства по разделу земельного участка, поданного департаментом лесного хозяйства в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа и представленного администрацией в материалы настоящего дела с отзывом на заявление. Из поименованного административного искового заявления следует, что 04.12.2019 в департамент лесного хозяйства поступило обращение департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии с обращением третьего лица 22.05.2007 администрацией издано распоряжение N 377 об утверждении проекта границ территориального землеустройства по разделу земельного участка с кадастровым номером 89:00:0000000:233 по объекту "Земельный участок под строительство понтонно-мостовой и ледовой переправы через реку Пур в п. Уренгой" обществу с ограниченной ответственностью "Пурдорстрой", расположенному вблизи поселка Уренгой по обе стороны руки Пур: с площадью земельного участка - 6,0379 гектар, с категорией земель - земли населенных пунктов.
Следовательно трехмесячный срок на обжалование указанного предписания истекал 04.03.2020; с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа департамент лесного хозяйства обратился 03.04.2020, о чем свидетельствует оттиск на почтовом конверте (т. 1 л.д. 31), то есть за пределами трехмесячного срока на обжалование распоряжения администрации; заявитель о восстановлении срока обжалования распоряжения от 22.05.2007 N 377 не просил, при этом заинтересованным лицом указано на пропуск процессуального срока, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что подача заявления с пропуском установленного срока является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июня 2021 г. N Ф04-3233/21 по делу N А81-2964/2020