г. Тюмень |
|
5 августа 2021 г. |
Дело N А27-20679/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Тихомирова В.В.,
Щанкиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.12.2020 (судья Алференко А.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021 (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Логачев К.Д.) по делу N А27-20679/2020 по заявлению кузбасского акционерного общества энергетики и электрификации (650000, город Кемерово, Кузнецкий проспект, дом 30, ОГРН 1024200678260, ИНН 4200000333) к комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (650064, город Кемерово, Советский проспект, дом 58, ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании заключить договор аренды земельного участка.
Суд установил:
кузбасское акционерное общество энергетики и электрификации (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (далее - комитет) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 42:24:0000000:1279, выраженного в письме от 30.06.2020 N 10-6-06/1628.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.12.2020, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020, заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением и постановлением, комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель жалобы полагает отказ в заключении договора аренды земельного участка под теплосетевым комплексом, являющимся объектом теплоснабжения протяженностью 7 137 м, заявителю отказано правомерно, так как по смыслу взаимосвязанных положений статьи 23, пункта 1.1 статьи 39.20, статьи 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок может быть предоставлен на основании сервитута, публичного сервитута.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда первой и постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является собственником сооружения с кадастровым номером 42:24:0000000:878 "Теплосетевой комплекс N 2" протяженностью 7 137 м, 1959 года постройки, которое размещено на земельном участке с кадастровым номером 42:24:0000000:1279. Право собственности зарегистрировано 12.09.2017.
Между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 17.07.2017 N 18-07-Э/17 сроком до 30.06.2020, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору во временное возмездное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 42:24:0000000:1279 площадью 212 кв. м, вид разрешенного использования "занятый объектом инженерной инфраструктуры" (далее - земельный участок).
В соответствии с пунктом 1.3 договора земельный участок предоставляется для: размещения теплосетевого комплекса N 2 принадлежащего обществу на праве собственности.
В связи с окончанием срока действия договора аренды 18.06.2020 общество обратилось в комитет с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду без проведения торгов на новый срок.
Решением, выраженным в письме от 30.06.2020 N 10-6-06/1628, комитет отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов со ссылкой на то, что принадлежащий обществу теплосетевой комплекс относится к объектам, включенным в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).
Полагая, что решение комитета незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, рассмотренным в рамках настоящего дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает права заявителя, поскольку заявитель вправе использовать спорный земельный участок для размещения объекта на праве аренды.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов предоставляются в собственность земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (пункт 1); обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2).
Согласно статье 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случаях размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, проведения изыскательских работ и ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Пунктом 1 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-Ф) предусмотрено право юридических лиц, имеющих на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
Как обоснованно указано судами первой и апелляционной инстанций, переоформление арендных отношений на публичный сервитут в переходный период является правом, а не обязанностью арендатора.
В силу изложенных норм права установление сервитута в рассматриваемом случае не будет отвечать правовой природе гражданско-правового механизма, предусмотренного статьей 274 ГК РФ, ввиду того, что границы испрашиваемых земельных участков включают в себя исключительно земли, непосредственно занятые объектом недвижимости. Данный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет только в целях эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости и предоставлены обществу в аренду исключительно для размещения последнего, в связи с чем обременение земельных участков сервитутом для размещения указанного объекта недвижимости не будет соответствовать существу возникших между сторонами настоящего спора правоотношений.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на положения пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку не учитывают, что указанная норма введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ с целью упрощения размещения строящихся линейных объектов, как следует из названия и цели данного Закона, но не направлена на исключение из правового регулирования исключительного права собственника уже построенного объекта недвижимости на приобретение земельного участка, на котором такой объект размещен, в собственность или в аренду.
С учетом изложенного, поскольку право собственности общества на теплосетевой комплекс возникло до 01.09.2018, суды пришли к обоснованным выводам о том, что заявитель вправе использовать земельный участок для размещения объекта в переходный период на праве аренды, в связи с чем правомерно признали оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим права заявителя.
Ссылка комитета на судебную практику (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.12.2019 по делу N А43-11626/2019) подлежит отклонению судом округа, поскольку положения пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ не направлены на исключение из правового регулирования исключительного права собственника уже построенного объекта недвижимости на приобретение земельного участка, на котором такой объект размещен, в собственность или в аренду.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного судами приняты законные и обоснованные судебные акты по существу спора, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.12.2020 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021 по делу N А27-20679/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы со ссылкой на положения пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку не учитывают, что указанная норма введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ с целью упрощения размещения строящихся линейных объектов, как следует из названия и цели данного Закона, но не направлена на исключение из правового регулирования исключительного права собственника уже построенного объекта недвижимости на приобретение земельного участка, на котором такой объект размещен, в собственность или в аренду.
...
Ссылка комитета на судебную практику (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.12.2019 по делу N А43-11626/2019) подлежит отклонению судом округа, поскольку положения пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ не направлены на исключение из правового регулирования исключительного права собственника уже построенного объекта недвижимости на приобретение земельного участка, на котором такой объект размещен, в собственность или в аренду."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 августа 2021 г. N Ф04-3330/21 по делу N А27-20679/2020