г. Тюмень |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А45-25548/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Терентьевой Т.С.,
судей Клат Е.В.,
Лукьяненко М.Ф.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств веб-конференции при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юрковым С.И. кассационную жалобу акционерного общества "Росгеология" на решение от 18.01.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Исакова С.А.) и постановление от 06.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Марченко Н.В., Кайгородова М.Ю., Сухотина В.М.) по делу N А45-25548/2020 по иску департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (630099, г. Новосибирск, Красный пр., д. 35, 502, ИНН 5406289329, ОГРН 1045402499141) к акционерному обществу "Росгеология" (117246, г. Москва, ул. Херсонская, д. 43, к. 3, ИНН 7724294887, ОГРН 1047724014040) о взыскании неустойки.
В заседании приняли участие: представитель акционерного общества "Росгеология" - Худышкина Т.А. по доверенности от 19.01.2021 (сроком на три года), паспорт, диплом; в режиме онлайн посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" представитель департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу - Акацатова И.Б. по доверенности от 06.11.2020 (сроком на один год), паспорт, диплом.
Суд установил:
департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к акционерному обществу "Росгеология" (далее - общество) о взыскании 382 643 руб. 77 коп. неустойки за просрочку исполнения обязательства по государственному контракту от 07.09.2017 N 4ф-17.
Решением суда от 18.01.2021, оставленным без изменения постановлением от 06.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить, в удовлетворении иска отказать. По мнению заявителя, при принятии обжалуемых судебных актов суды не применили подлежащее применению постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - постановление Правительства N 783).
В отзыве на кассационную жалобу департамент выразил несогласие с доводами заявителя; обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными, ссылку на постановление Правительства N 783 - ошибочной, поскольку настоящий спор касается ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств в 2019 году, на который действие указанного ненормативного акта не распространяется.
В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции по делу.
Законность и обоснованность судебных актов проверена судом округа на основании статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, по государственному контракту от 07.09.2017 N 4ф-17 с дополнительными соглашениями от 20.02.2018 N 1, от 17.05.2018 N 2, от 07.03.2019 N 3, от 21.03.2019 N 4, от 30.09.2019 N 5 (далее - контракт) общество (подрядчик) приняло на себя обязательство выполнить по заданию департамента (заказчик) в сроки с III квартала 2017 года по IV квартал 2019 года работы по объекту "Поисковые работы на золото в пределах Каячинской площади (Алтайский край)".
Работы по контракту выполняются в соответствии с техническим (геологическим) заданием (приложение 1), календарным планом выполнения работ (приложение 2) и утвержденной заказчиком проектной документацией. Техническое (геологическое) задание и календарный план могут подлежать ежегодному уточнению по результатам ранее выполненных работ по контракту и с учетом выделяемых заказчику лимитов бюджетных обязательств, установленной контрактом (пункт 1.2 контракта).
Стоимость работ по контракту составляет 176 400 000 руб., из них на 2017 год - 30 000 000 руб., на 2018 год - 85 000 000 руб., на 2019 год - 61 400 000 руб. (пункт 2.1 контракта).
Согласно пункту 3.3 контракта за 20 дней до окончания текущего года подрядчик представляет заказчику акт выполненных работ за последний квартал, акт сдачи-приемки выполненных работ за отчетный период (приложение 4) и информационные геологические отчеты о результатах и объемах выполненных работ за квартал и отчетный год.
Согласно пункту 3.4 контракта за 25 дней до окончания срока действия контракта подрядчик предоставляет заказчику: акт выполненных работ за последний квартал; акт сдачи-приемки выполненных работ за текущий год (приложение 4) и информационный геологический отчет о результатах и объемах выполненных работ за квартал и акт сдачи-приемки работ за весь срок действия контракта (приложение 5); геологический отчет о результатах выполнения работ по контракту.
Ответственность сторон регламентирована в разделе 5 контракта.
В случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан потребовать от подрядчика уплату пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени составляет не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком (пункт 5.3 контракта).
В соответствии с пунктом 10.2 контракта заказчик направил в адрес подрядчика претензионное письмо от 21.07.2020 с требованием об уплате 382 643 руб. 77 коп. неустойки в связи с допущенной просрочкой исполнения обязательства: согласно пункту 3.4 контракта весь объем работ по контракту должен был быть завершен не позднее 06.12.2019, однако, представленным в указанный срок документами (акт выполненных работ за 4 квартал 2019 года) подтверждено выполнение работ не в полном объеме; обязательства на сумму 3 918 523 руб. остались не исполненными; полный комплект отчетных материалов и документов, подтверждающих выполнение подрядчиком работ предусмотренном контрактом объеме поступил заказчику 10.07.2020 (письмо общества от 07.07.2020).
В письме от 11.08.2020 подрядчик отказался от добровольного удовлетворения требования заказчика, сославшись на то, что предусмотренные контрактом сроки являются неисполнимыми.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Исходя из того, что материалами дела подтверждается факт просрочки исполнения обязательств ответчиком, суд первой инстанции, проверив правильность расчета и периода начисления неустойки, не установив оснований для снижения неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), удовлетворил иск в заявленной департаментом сумме.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Из преамбулы контракта следует, что он заключен на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Календарным планом выполнение работ подрядчиком предусмотрено в сроки с III квартала 2017 года по IV квартал 2019 года.
Условия и порядок расчета неустойки согласованы сторонами в пункте 5.3 контракта.
Департамент определил период начисления неустойки по контракту с 07.12.2019 по 10.07.2020; размер неустойки исходя из суммы неисполненного в срок обязательства (3 918 523 руб.) составил 382 643 руб. 77 коп.
В силу части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (часть 42.1 указанной статьи введена Федеральным законом от 23.04.2018 N 108-ФЗ, в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 783 (в редакции от 26.04.2020) утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью государственного (муниципального) заказчика.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства (определение от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
В силу части 4 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом судебные приказы, решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Взыскивая с ответчика неустойку за нарушение конечного срока выполнения работ по контракту в заявленной истцом сумме, суды обеих инстанций не учли положения части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, не исследовали вопрос о наличии правовых оснований для списания начисленной и неуплаченной неустойки согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства N 783 (в редакции от 26.04.2020).
Выявленное нарушение могло повлечь принятие неправильных судебных актов и не может быть устранено в суде кассационной инстанции, так как требует оценки доказательств, а также установления фактических обстоятельств по делу, что невозможно на стадии кассационного рассмотрения дела в силу положений главы 35 АПК РФ.
С учетом изложенного, поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судами установлены не в полном объеме, не дана надлежащая оценка всем имеющимся доказательствам делу в их совокупности и взаимосвязи, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда на основании части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, с учетом мотивировочной части настоящего постановления определить круг обстоятельств, подлежащих установлению, полно и всестороннее исследовать представленные в материалы дела доказательства, применить подлежащие применению нормы материального права, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.01.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 06.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-25548/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.С. Терентьева |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства (определение от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
...
Взыскивая с ответчика неустойку за нарушение конечного срока выполнения работ по контракту в заявленной истцом сумме, суды обеих инстанций не учли положения части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, не исследовали вопрос о наличии правовых оснований для списания начисленной и неуплаченной неустойки согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства N 783 (в редакции от 26.04.2020)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2021 г. N Ф04-3957/21 по делу N А45-25548/2020
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1588/2021
26.11.2021 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-25548/20
11.08.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3957/2021
06.04.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1588/2021
18.01.2021 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-25548/20