г. Тюмень |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А03-13397/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабанова Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Холлифуд" на решение от 12.03.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление от 31.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А03-13397/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Холлифуд" (644005, город Омск, переулок Красный, дом 2, помещение 3, ИНН 5505043485, ОГРН 1075505000295) к Прокуратуре Алтайского края (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Партизанская, дом 71, ИНН 2225028552, ОГРН 1032202262157) о признании недействительным представления от 17.08.2020 N 0253-2020.
Иные лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Стройфуд" (644005, город Омск, переулок Красный, дом 2, помещение 25, ИНН 5505217702, ОГРН 1135543023880), общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (191025, город Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 90/92, ИНН 7825706086, ОГРН 1027809237796), Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (656015, Алтайский край, город Барнаул, улица Молодежная, дом 26, ИНН 2221114472, ОГРН 1052241873012).
В заседании принял участие представитель Прокуратуры Алтайского края Огарков А.С. по доверенности от 09.08.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Холлифуд" (далее - общество, ООО "Холлифуд") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Прокуратуре Алтайского края (далее - прокуратура) о признании недействительным представления от 17.08.2020 N 0253-2020 об устранении нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности торговых объектов.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Стройфуд" (далее - ООО "Стройфуд"), общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее - ООО "Агроторг"), Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее - управление).
Решением от 12.03.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 31.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии у прокуратуры правовых оснований для вынесения оспариваемого представления, поскольку ООО "Холлифуд" не является надлежащим субъектом, ответственным за соблюдение требований к антитеррористической защищенности в отношении спорного объекта.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя прокуратуры, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Холлифуд" на праве собственности принадлежат помещения в здании, расположенном по адресу: Алтайский край, село Михайловское, улица К. Маркса, дом 29.
Данный объект включен в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Алтайского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, утвержденный распоряжением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 N 468-р (далее - Перечень). Соответствующее уведомление направлено обществу 14.01.2020.
На основании договоров от 24.01.2020 и 01.04.2020 помещения в указанном здании переданы обществом в аренду ООО "Агроторг" и ООО "Стройфуд".
В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в нарушение Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273 (далее - Требования N 1273), обследование и категорирование указанного торгового объекта на предмет антитеррористической защищенности не проведено, комиссия по обследованию и категорированию не создана, паспорт безопасности на торговый объект не разработан и не утвержден.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокуратурой в отношении общества представления от 17.08.2020 об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Возражая против указанного представления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у прокуратуры правовых оснований для вынесения оспариваемого представления, поскольку обществом не обеспечено выполнение Требований N 1273.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон N 35-ФЗ) правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, названный Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Законом N 35-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 Закона N 35-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Данные требования регламентируют комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (пункт 1 Требований N 1273).
Пунктом 2 Требований N 1273 определено, что под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с пунктом 5 Требований N 1273 перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 3 Требований N 1273 определено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).
Как следует из материалов дела, спорный объект предназначен исключительно для осуществления торговой деятельности, что подтверждается в том числе договорами аренды, заключенными в отношении помещений в данном здании.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обществом не были оспорены действия управления по внесению спорного объекта в Перечень (уведомление от 14.01.2020) с указанием в качестве правообладателя ООО "Холлифуд", а договоры аренды были заключены 24.01.2020 и 01.04.2020, суды пришли к обоснованному выводу о законности возложения обязанности по соблюдению Требований N 1273 на общество.
Иной подход к регулированию спорных правоотношений, учитывая отсутствие в заключенных договорах аренды условий о наличии у арендатора обязанности по антитеррористической защите объекта, в рассматриваемом случае не обеспечит достижение целей антитеррористического законодательства.
Согласно пункту 13 Требований N 1273 всем торговым объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 названных требований.
Для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 Требований N 1273 (пункт 14 Требований N 1273).
В силу пункта 21 Требований N 1273 на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).
При таких обстоятельствах, учитывая, что в установленный законом срок ООО "Холлифуд" не выполнило обязанность по созданию комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта, проведению категорирования торгового объекта и разработке паспорта безопасности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у прокуратуры правовых оснований для вынесения оспариваемого представления и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.03.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 31.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-13397/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 13 Требований N 1273 всем торговым объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 названных требований.
Для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 Требований N 1273 (пункт 14 Требований N 1273).
В силу пункта 21 Требований N 1273 на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 августа 2021 г. N Ф04-4284/21 по делу N А03-13397/2020