г. Тюмень |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А70-15216/2020 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Подразделение транспортной безопасности "Орион" на решение от 18.02.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 30.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е.) по делу N А70-15216/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Подразделение транспортной безопасности "Орион" (640007, Курганская область, город Курган, улица Омская, дом 82Б, строение 1, офис 1, ОГРН 1184501003664, ИНН 4501220491) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (620089, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Белинского, строение 246, ОГРН 1096674021179, ИНН 6674342330) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле: государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Объединение автовокзалов и автостанций" (625013, Тюменская область, город Тюмень, улица Пермякова, дом 9, ОГРН 1127232004866, ИНН 7202226772).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Подразделение транспортной безопасности "Орион" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу (далее - административный орган) от 24.08.2020 N 168 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение "Объединение автовокзалов и автостанций" (далее - учреждение).
Решением от 18.02.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 30.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
По мнению подателя кассационной жалобы, использование в качестве тест-предмета какого-либо предмета кроме макета взрывного устройства, боеприпаса или оружия является неправомерным, так как делает невозможным его обнаружение и не может являться показателем качества досмотра; проверка с использованием тест-объекта и тест-предмет проведена с нарушением требований действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Учреждение отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представило.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Судами установлено, что общество на основании контракта от 27.12.2019 N 0167200003419007516, заключенного с учреждением, оказывает услуги по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Административный орган, рассмотрев обращение гражданина Перминова В.М., в период с 27.07.2020 по 31.07.2020 провел в отношении учреждения внеплановую выездную проверку (распоряжение от 20.07.2020 N СФ-127-р), в ходе которой выявил нарушение требований по обеспечению транспортной безопасности при оказании охранных услуг на объекте транспортной инфраструктуры (автовокзал г. Тюмень).
По результатам проверки административным органом составлены акт проверки от 31.07.2020 N 07-238А, протокол об административном правонарушении от 06.08.2020 N 168 и вынесено постановление от 24.08.2020 N 168 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и соблюдении порядка привлечения его к административной ответственности.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10); к объектам транспортной инфраструктуры относятся, в том числе автомобильные вокзалы (подпункт "а" пункта 5); субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9).
В силу части 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено названным Законом и иными федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 N 924 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта (далее - Требования N 924).
Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности утверждены приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 (далее - Приказ N 227).
В силу пункта 14 Требований N 924 субъекты транспортной инфраструктуры на объектах транспортной инфраструктуры III категории обязаны принимать меры по недопущению проникновения в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и (или) технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе нарушителя, использующего автотранспортные средства, самоходную технику и машины, путем осуществления контроля (мониторинга состояния) за границами зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частей и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры, поддержания установленных пропускного и внутриобъектового режимов, досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, осуществления контроля за передвижением физических лиц, транспортных средств в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частях и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, использования технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, реагирования на попытки проникновения или проникновение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также путем незамедлительного информирования уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выявленных лицах, совершивших, совершающих или подготавливающих совершение акта незаконного вмешательства.
В соответствии с пунктом 14 Приказа N 227 основанием для пересечения объектами досмотра физическими лицами границ технологического сектора зоны транспортной безопасности или критического элемента ОТИ или ТС, а также их нахождения на территории соответствующих частей зоны транспортной безопасности, является отсутствие у таких лиц запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в Перечни, за исключением случаев, когда возможность перемещения соответствующих предметов и веществ предусмотрена названным Приказом.
Согласно пункту 61 Приказа N 227 работники досмотра не допускают в зону транспортной безопасности ОТИ или ТС или ее часть предметы и вещества, указанные в Перечнях, содержащие взрывчатые вещества, являющиеся оружием или его составными частями, в случае, если ограниченные к обороту предметы и вещества не принадлежат определенным участникам оборота, либо специальные разрешения на оборот этих предметов и веществ отсутствует, а также физических лиц, при которых находились такие предметы и вещества.
Приказом Минтранса России от 25.09.2014 N 269 утвержден Порядок проверки субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры с использованием тест-предметов и тест-объектов органами государственного контроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом нарушены вышеназванные требования безопасности, поскольку 27.07.2020 в период с 14 часов 30 минут до 14 часов 35 минут допущено проникновение тест-объекта с тест-предметом (МОН-50) в зону транспортной безопасности объекта через КПП автовокзала.
В соответствии с пунктами 19, 20 Порядка N 269 на предоставленные уполномоченными представителями тест-предметы необходимо наличие соответствующей документации, в том числе содержащей заключение специалиста, обладающего специальными знаниями в области взрывчатых веществ и взрывных устройств, об изготовлении макета взрывного устройства; фотографию макета взрывного устройства; рентгенограмму макета взрывного устройства. Тест-предметы и тест-объекты, используемые при проведении проверки, непосредственно перед проведением проверки фиксируются средствами фотосъемки и (или) видеосъемки.
Результаты мероприятий по проверке с использованием тест-предметов и (или) тест-объектов отражаются в акте проверки; к акту проверки прилагаются фотоматериалы и (или) видеоматериалы проверки с использованием тест-предметов и (или) тест-объектов (пункты 24, 25 Порядка N 269).
Материалами дела подтверждается, что во время проверки велась фотосъемка процесса видеорегистратором AdvoCam и сделано 3 фотографии в 14:41:30, в 14:41:32, 14:41:41 от 27.07.2020, на которых видны лица, проводившие проверку, входная группа автомобильного вокзала города Тюмени (акт поверки от 31.07.2020 N 07-238А, приложение к нему: фото тест-предмета с указанием даты и времени фотосъемки 27.07.2020, 14:25:47). Акт осмотра объекта на предмет обнаружения взрывного устройства (взрывчатого вещества) от 21.02.2020 содержит заключение специалиста, обладающего специальными познаниями в области взрывчатых устройств (взрывотехник ИТО ОМОН Управления Росгвардии по Тюменской области).
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер для соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.02.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-15216/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 61 Приказа N 227 работники досмотра не допускают в зону транспортной безопасности ОТИ или ТС или ее часть предметы и вещества, указанные в Перечнях, содержащие взрывчатые вещества, являющиеся оружием или его составными частями, в случае, если ограниченные к обороту предметы и вещества не принадлежат определенным участникам оборота, либо специальные разрешения на оборот этих предметов и веществ отсутствует, а также физических лиц, при которых находились такие предметы и вещества.
Приказом Минтранса России от 25.09.2014 N 269 утвержден Порядок проверки субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры с использованием тест-предметов и тест-объектов органами государственного контроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов.
...
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер для соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 августа 2021 г. N Ф04-4311/21 по делу N А70-15216/2020