г. Тюмень |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А70-17160/2020 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Лукьяненко М.Ф., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Фаворит" на постановление от 26.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Сидоренко О.А.) по делу N А70-17160/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (625023, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 75, корп. 1, оф. 301, ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Фаворит" (625517, Тюменская область, Тюменский м.р-н, с.п. Мальковское, д. Паренкина, ул. Орловская, д. 34, ОГРН 1177232036486, ИНН 7224078454) о взыскании задолженности в размере 193 021 руб. 38 коп.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - истец, ООО "ТЭО") обратилось в арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Фаворит" (далее - ответчик, ООО УК "Фаворит") о взыскании задолженности в размере 193 021 руб. 38 коп., в том числе основной долг за период ноябрь, декабрь 2019 года в сумме 191 502 руб. 12 коп., пени за просрочку оплаты за период с 10.02.2020 по 05.04.2020 в размере 1 519 руб. 26 коп
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 21.01.2021 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принятое собственниками помещений решение о заключении с региональным оператором прямых договоров на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) исключает обязанность ООО УК "Фаворит" по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО и по оплате услуг, оказанных с 01.11.2019.
Постановлением от 26.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, исковые требования удовлетворены, с ООО УК "Фаворит" в пользу ООО "ТЭО" взыскано 191 502 руб. 12 коп. задолженности за период ноябрь, декабрь 2019 года, пени в сумме 1 519 руб. 26 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 791 рубль.
Не огласившись с принятым судебным актом, ООО УК "Фаворит" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы, заявитель указывает на наличие у него законных оснований направить в адрес истца уведомление от имени собственников многоквартирного дома (далее - МКД) о принятом решении о переходе на прямые договоры с 01.11.2019; обращает внимание на то, что необходимые документы не могли быть направлены ранее 01.11.2019, поскольку ответчик начал осуществлять управление домом с указанной даты; ссылается на то, что вся необходимая информация была направлена вместе с протоколом в приложении к нему.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ТЭО" просит постановление оставить без изменения, как законное и обоснованное по изложенным в нем мотивам.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286, 288.2 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в период ноября и декабря 2019 года региональным оператором были оказаны услуги по вывозу ТКО, образованных в МКД по адресу: г. Тюмень, ул. Энергостроителей, д. 23, который находится в управлении ООО УК "Фаворит".
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 04.12.2019 N ТО02КО0101003506 со стороны ответчика не подписан.
Протоколом внеочередного общего собрания от 18.09.2019 N 1 собственники помещений в МКД по адресу: г. Тюмень, ул. Энергостроителей, д. 23, приняли решение о заключении с 01.11.2019 прямых договоров на оказание услуги по обращению с ТКО.
Ссылаясь на оказание услуг, незаключение прямых договоров и отсутствие сведений необходимых для их заключения, истец выставил счета управляющей компании за ноябрь 2019 года N 19123100456/72/521 на сумму 95 751 руб. 06 коп., за декабрь 2019 года N 19123100457/72/521 на сумму 95 751 руб. 06 коп.
Поскольку ООО УК "Фаворит" оплату не произвел, ООО "ТЭО" обратилось с требованием об оплате задолженности, неудовлетворение которой явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с Типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 148 (7) постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями Типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, с 03.04.2018 вступили в силу изменения, внесенные в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), в силу которых часть 2 статьи 44 ЖК РФ дополнена пунктом 4.4 о праве собственников на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно, в частности договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО.
Приведенное положение предоставляет собственникам помещений в МКД право принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров ресурсоснабжения, фактически освободив управляющую организацию от статуса исполнителя коммунальной услуги и возложив такие функции на ресурсоснабжающую организацию.
Пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении МКД управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма предоставляются региональным оператором по обращению с ТКО в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в МКД, действующим от своего имени, договором на оказание услуг по обращению с ТКО в случае принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, договорас региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между собственником помещения в МКД и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО считаются заключенными со всеми собственниками помещений в МКД одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в МКД, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в МКД по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в МКД в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пункта 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, осуществляющая управление МКД, обязана: предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с ТКО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД.
На основании пункта 148 (1) Правил N 354 управляющая организация предоставляет региональному оператору по обращению с ТКО, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в МКД сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:
фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо;
адреса жилых помещений в МК, собственникам или пользователям которых предоставляется коммунальная услуга по обращению с ТКО, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами;
сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в МКД мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев;
реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в МКД и (или) их копии (при их наличии).
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации и на электронном носителе.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе протокол общего собрания, переписку сторон, проанализировав письма от 05.11.2019 N 325, от 04.12.2019 N 344441, установив, что инициаторы собрания (собственники помещений в МКД) за реализацией решений, принятых общим собранием, в адрес регионального оператора по обращению с ТКО не обращались, протокол для перехода на прямые договоры был направлен по истечении установленного законом срока, после даты, обозначенной для такого перехода, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО направлены не были, таким образом, истец фактически был лишен возможности реализовать решение собственников, следовательно, прямые договоры в рассматриваемой ситуации не могут быть признаны заключенными с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений МКД, апелляционный суд пришел к правомерному выводу о наличии у ООО "ТЭО" правовых оснований для предъявления требования к ООО УК "Фаворит" за период с ноября по декабрь 2019 года, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования; установив нарушение сроков оплаты правомерно признал подлежащими взысканию пени.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящим судом, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Согласно правовому подходу, изложенному в определении от 17.02.2015 N 274-О Конституционного Суда Российской Федерации, иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
При принятии обжалуемого судебного акта надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, существенных нарушений норм материального и процессуального права (статья 288 АПК РФ), влекущих отмену судебных актов, не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 26.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-17160/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, осуществляющая управление МКД, обязана: предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с ТКО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД.
На основании пункта 148 (1) Правил N 354 управляющая организация предоставляет региональному оператору по обращению с ТКО, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в МКД сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 августа 2021 г. N Ф04-4225/21 по делу N А70-17160/2020