г. Тюмень |
|
1 сентября 2021 г. |
Дело N А75-2654/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Крепость" на решение от 09.04.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 03.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-2654/2021 по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Свердлова, дом 10, ОГРН 1168617070335, ИНН 8601058465) к обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Крепость" (628284, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Урай, улица Геологов, дом 15/2, ОГРН 1188617017192, ИНН 8606017335) о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Крепость" (далее - общество, ООО ЧОП "Крепость") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 09.04.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 03.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО ЧОО "Крепость" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения; выявленные нарушения носят формальный характер, не влекут существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; суды необоснованно не применили положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу административным органом в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ООО ЧОО "Крепость" зарегистрировано в качестве юридического лица 07.12.2018, имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности от 12.02.2019 N 0995 сроком действия до 12.02.2024.
На основании распоряжения от 25.01.2021 N 19/5 управлением в период с 01.02.2021 по 05.02.2021 проведена внеплановая проверка ООО ЧОО "Крепость" в связи с переоформлением лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в ходе которой выявлены факты нарушения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении частной охранной деятельности, предусмотренных статьей 11.2 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), статьей 25 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), пунктом 51 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 (далее - Правила N 814), пунктом 125, подпунктом "г" пункта 127, пунктами 146, 147, 149, 152, 155, 158 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов на территории Российской Федерации", утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция N 288), подпунктом "д" пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение N 498).
По результатам проверки управлением составлены акт проверки от 05.02.2021 N 1, протокол об административном правонарушении от 10.02.2021 N 86 ЛРР 061100220210009 и подано заявление в суд о привлечении ООО ЧОП "Крепость" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное требование, сочтя доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, не усмотрев оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу части первой статьи 11 Закона N 2487-1, пункта 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Положения N 498 лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона N 2487-1, является соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Положения N 498 грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности являются и иные нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
К грубым нарушениям лицензионных требований относятся, в том числе, нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера(пункт 1 части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ).
Правовые основы оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации определяет Закон об оружии, которым установлено, что гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации (части 5, 6 статьи 22).
Во исполнение требований Закона об оружии утверждены Правила N 814, пунктом 51 которых установлено, что субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Закона об оружии, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании данных правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия. Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
В целях реализации Правил N 814 утверждена Инструкция N 288.
Пунктом 125 Инструкции N 288 установлено, что учетные документы юридических лиц составляются согласно требованиям по ведению делопроизводства в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, при этом записи в реестрах, книгах и журналах учета производятся на основании подлинных и исполненных приходно-расходных документов с указанием лицензий и разрешений, выданных органами внутренних дел. Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в настоящей Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы.
Согласно пункту 127 Инструкции N 288 лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие учетные документы: а) книга приема и выдачи оружия и патронов; б) книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов, за исключением спортивных организаций и образовательных учреждений; в) книга приема (сдачи) дежурств и другие документы при наличии круглосуточной вооруженной охраны; г) книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН); д) описи оружия и патронов, находящихсяпод охраной в оружейных комнатах, сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах; е) список закрепления оружия, размещенного в сейфах, шкафах, пирамидах; ж) список лиц, допущенных к производству работ с оружием и патронами.
В пункте 146 Инструкции N 288 определено, что в организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах. Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия. Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов. При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.
В соответствии с пунктом 147 Инструкции N 288 инвентаризация - полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности - проводится в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел. Приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации. Инвентаризации проводятся ежегодно (по состоянию на 1 января) (пункт 148 Инструкции N 288).
Для проведения инвентаризации в течение одного года в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия не менее трех человек. В инвентаризационную комиссию включаются один из руководителей юридического лица, работники бухгалтерской службы и другие специалисты, изучившие устройство и номенклатуру проверяемого оружия, а также меры безопасности при обращении с ним (пункт 149 Инструкции N 288).
Пунктом 152 Инструкции N 288 установлено, что проверка фактического наличия оружия и патронов должна начинаться комиссией с проверки мест хранения оружия и патронов и опечатывания имеющихся сейфов, шкафов, пирамид, ящиков с оружием и патронами. Вскрытие и повторное опечатывание проверенных мест хранения оружия для его приема или выдачи осуществляется только членами инвентаризационной комиссии.
Инвентаризационные описи и описи номерного учета заполняются с учетом требований, установленных для проведения инвентаризаций в органах внутренних дел. Исправления и дополнения заверяются членами инвентаризационной комиссии и лицами, ответственными за сохранность оружия и патронов. Описи являются первичными инвентаризационными документами, которые заполняются непосредственно в местах (на объектах) хранения оружия и патронов по мере их проверки. По завершении проверки каждая заполненная страница описей подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность оружия или патронов (пункт 155 Инструкции N 288).
В соответствии с пунктом 158 Инструкции N 288 результаты инвентаризации оружия и патронов отражаются в сличительной ведомости, которая заполняется в трех экземплярах. Каждый экземпляр ведомости подписывается председателем и членами комиссии, а также лицом, ответственным за сохранность проверенного оружия или патронов.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности, суды двух инстанций установили, что обществом книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН) не зарегистрирована в подразделении лицензионно-разрешительной работы (пункт 125, подпункт "г" пункта 127 Инструкции N 288); перед проведением сверок в книге проверки наличия и технического состояния оружия и патронов и в книге номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов не подведены итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов (пункт 146 Инструкции N 288); приказ общества от 18.12.2020 N 17 "О проведении инвентаризации" издан с нарушением десятидневного срока (пункт 147 Инструкции N 288); инвентаризация проведена лишь 31.12.2020 (пункт 148 Инструкции N 288); приказами общества от 01.08.2020 N 13 "О создании инвентаризационной комиссии", от 18.12.2020 N 17 "О проведении инвентаризации" в состав инвентаризационной комиссии не включен работник бухгалтерской службы (пункт 149 Инструкции N 288); Лейман И.В., являющийся лицом, ответственным за сохранность оружия и патронов, приказом общества от 18.12.2020 N 17 назначен председателем инвентаризационной комиссии (пункт 149 Инструкции N 288); проверка фактического наличия оружия и патронов комиссией не проводилась, вскрытие и повторное опечатывание проверенных мест хранения оружия и патронов членами инвентаризационной комиссии не осуществлялось (пункт 152 Инструкции N 288); инвентаризационная опись N 1 и опись номерного учета N 1 заполнены непосредственно в месте хранения оружия и патронов по мере их проверки (пункт 155 Инструкции N 288); отсутствует сличительная ведомость, отражающая результаты инвентаризации оружия и патронов (пункт 158 Инструкции N 288).
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции исключил из числа оснований для привлечения к административной ответственности эпизоды, связанные с изданием приказов от 18.12.2020, 01.08.2020, указав на то, что решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об удовлетворении требований управления в указанной части принято 09.04.2021 (резолютивная часть решения от 29.03.2021), то есть по истечении трехмесячного срока давности со дня совершения правонарушения (издания приказов). В то же время по иным эпизодам правонарушения срок привлечения к административной ответственности не истек, поскольку начал течь с момента их обнаружения должностным лицом управления (акт проверки от 05.02.2021) согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Инструкцией N 288 действий, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суды, установив, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за нарушение лицензионных прав, а осуществление деятельности в области оборота и хранения огнестрельного оружия с нарушением установленных требований создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, пришли к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В рассматриваемом случае существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы общества об отсутствии состава вменяемого ему административного правонарушения направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами на основании представленных в материалы доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций. Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.04.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 03.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда N А75-2654/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции исключил из числа оснований для привлечения к административной ответственности эпизоды, связанные с изданием приказов от 18.12.2020, 01.08.2020, указав на то, что решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об удовлетворении требований управления в указанной части принято 09.04.2021 (резолютивная часть решения от 29.03.2021), то есть по истечении трехмесячного срока давности со дня совершения правонарушения (издания приказов). В то же время по иным эпизодам правонарушения срок привлечения к административной ответственности не истек, поскольку начал течь с момента их обнаружения должностным лицом управления (акт проверки от 05.02.2021) согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Инструкцией N 288 действий, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суды, установив, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за нарушение лицензионных прав, а осуществление деятельности в области оборота и хранения огнестрельного оружия с нарушением установленных требований создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, пришли к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 сентября 2021 г. N Ф04-4288/21 по делу N А75-2654/2021