г. Тюмень |
|
1 октября 2021 г. |
Дело N А46-1832/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Серковой Л.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области на решение от 06.05.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 22.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-1832/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройКонтроль" (644033, Омская область, город Омск, улица Волховстроя, дом 94, помещение 2П, ОГРН 1185543022940, ИНН 5503182490) к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Красногвардейская, дом 42, ОГРН 1135543018522, ИНН 5503242252) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) в заседании участвовали представители:
от Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Кириллова М.А. по доверенности от 25.03.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "СтройКонтроль" - Кучеренко М.А. по доверенности от 01.07.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "СтройКонтроль" (далее - ООО "СтройКонтроль", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным постановления Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - административный орган, управление) от 29.01.2021 N 7 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения.
Решением от 06.05.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 22.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, факт неосуществления обществом строительного контроля подтверждается выявленными в ходе проверки общества с ограниченной ответственностью "Квантор Строй" (далее - ООО "Квантор Строй") нарушениями; акты освидетельствования скрытых работ и протокол испытаний не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими осуществление строительного контроля.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает судебные акты не подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 16.12.2020 N 690-р управлением проведена плановая проверка в отношении ООО "Квантор-Строй" при строительстве объекта капитального строительства "Детский сад", расположенного по адресу: Омская область, Большереченский район, рабочий поселок Большеречье, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 14; застройщиком объекта является казенное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик"; строительный контроль от застройщика осуществляет ООО "СтройКонтроль" (государственный контракт от 12.10.2020 N 47-2020/СК).
Результаты проверки отражены в акте от 30.12.2020 N 06/1-07/289, согласно которому при строительстве объекта выявлены следующие нарушения: отсутствуют испытания прочности контрольных образцов бетона ленточного фундамента в проектном возрасте бетона - нарушение требований проекта N 009-19-09-06-КР и пункта 5.5.5 СП 70.13330.2012 "Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции" (пункт 3); отсутствует исполнительная документация на выполненные работы (акт выноса осей в натуру, акт приемки котлована, акты освидетельствования скрытых работ и исполнительные схемы по устройству ленточного фундамента) - нарушение требований части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), РД-11-02-2006 "Требование к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявленные к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" (пункт 4); горизонтальная гидроизоляция фундамента выполнена в 1 слой рубероида (по проекту в 2 слоя рубероида на битумной мастике) - нарушение проекта N 009-19-09-06-КР, лист 3 (пункт 7); ведутся работы по устройству стен подвала, фактически работы по устройству фундаментов не освидетельствованы - нарушение требований проекта N 009-19-09-06-ПОС (лист 10), пункта 8.3.4 СП 48.13330.2019. "Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004" (пункт 9); строительный контроль со стороны застройщика ООО "СтройКонтроль" не осуществляется, что подтверждается ведением работ по возведению стен подвала, до освидетельствования скрытых работ по устройству фундаментов - нарушение части 4 статьи 53 ГрК РФ (пункт 10).
Указанные обстоятельства послужили основанием для оставления в отношении ООО "СтройКонтроль" протокола об административном правонарушении 11.01.2021 N 1 и вынесения постановления от 29.01.2021 N 7 о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в деянии общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (часть 2 статьи 53 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций.
Согласно части 8 статьи 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" установлено, что строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает в себя, в том числе, проведение таких контрольных мероприятий, как освидетельствование совместно с подрядчиком скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что обществу управлением вменено неосуществление строительного контроля со стороны застройщика, выраженное в ведении работ по возведению стен подвала (пункты 3, 4, 7, 9 выявленных нарушений в акте проверки от 30.12.2020 N 06/01-07/289) до освидетельствования скрытых работ по устройству фундаментов - нарушение части 4 статьи 53 ГрК РФ (протокол об административном правонарушении от 11.01.2021 N 1, постановление по делу об административном правонарушении от 29.01.2021N 7); обществом 11.01.2021 при составлении протокола об административном правонарушении представлены акты освидетельствования скрытых работ от 15.11.2020 N 6.1-Ф, от 15.11.2020 N 6.2-Ф, от 19.11.2020 N 7-Ф, от 29.11.2020 N 8-ГФ, от 29.11.2020 N 9-СТП, протокол испытаний от 24.11.2020 N 553 в подтверждение факта осуществления строительного контроля надлежащим образом (комиссионное освидетельствование скрытых работ по устройству фундамента до возведения стен подвала; определение прочности бетона); при этом событие административного правонарушения сформулировано управлением в виде утверждения о неосуществлении строительного контроля, иных нарушений ни в протоколе, ни в постановлении не содержится, оценка представленным обществом документам не дана.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии события административного правонарушения, вменяемого обществу административным органом.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), и влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление административного органа.
Доводы подателя кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу направлены на иную оценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами на основании представленных в дело доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.05.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-1832/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.