г. Тюмень |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А03-13994/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Севастьяновой М.А.,
Щанкиной А.В. -
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Бабиковой Ю.Л. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы (крестьянского) фермерского хозяйства Стебунова Игоря Михайловича на решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.02.2021 (судья Винникова А.Н.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 (судьи Афанасьева Е.В., Киреева О.Ю., Фертиков М.А.) по делу N А03-13994/2020 по иску индивидуального предпринимателя главы (крестьянского) фермерского хозяйства Стебунова Игоря Михайловича (ОГРНИП 315220400007890, ИНН 228706523196) к муниципальному учреждению "Комитет администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края" (659325, Алтайский край, город Бийск, улица Валериана Куйбышева, дом 88, ОГРН 1022200561514, ИНН 2234003353) и обществу с ограниченной ответственностью "Агро-Русь" (659357, Алтайский край, Бийский район, село Новиково, улица Средняя, дом 27, ОГРН 1082234001387, ИНН 2234019875) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 24.07.2020 N 76/1 и применении последствий недействительности сделки.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, администрация Бийского района Алтайского края.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Ангерман Н.В.) в заседании участвовали: представитель индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Стебунова Игоря Михайловича Кобяков А.С. по доверенности от 11.09.2020; представитель комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района по доверенности от 25.01.2021 и представитель администрации Бийского района Алтайского края от 02.07.2021 Клянкина Н.Э.; представители общества с ограниченной ответственностью "Агро-Русь" Денисова М.В. по доверенности от 30.09.2021 и Гурина И.В. по доверенности от 18.10.2021.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Стебунов Игорь Михайлович (далее - глава КФХ Стебунов И.М., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к муниципальному учреждению "Комитет администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края" (далее - МУ "Комитет администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края", комитет, ответчик), обществу с ограниченной ответственностью "Агро-Русь" (далее - ООО "Агро-Русь", ответчик) о признании недействительным договора аренды земельного участка N 76/1 от 24.07.2020, заключенного между комитетом и ООО "Агро-Русь" в отношении земельного участка, кадастровый номер 22:04:460003:1339, расположенный по адресу: Алтайский край, Бийский район, 6 км северо-восточнее с. Новиково, площадью 2 891 861 кв.м.; и применении последствий недействительности договора аренды земельного участка N 76/1 от 24.07.2020 в виде обязания ООО "Агро-Русь" возвратить комитету земельный участок.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25.02.2021, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, глава КФХ Стебунов И.М. обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования. В обоснование кассационной жалобы ее податель ссылается на то, что вывод судов о правомерности предоставления комитетом ООО "Агро-Русь" спорного земельного участка без проведения торгов основан на неправильном применении норм материального права; полагает, что наличие или отсутствие у претендента на получение земельного участка в аренду статуса участника государственных программ поддержки сельского хозяйства не имеет специального правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); также ссылается на то, что администрация Бийского района в лице своих уполномоченных органов в силу прямого указания пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ обязана принять решение о проведении аукциона и об отказе в предоставлении земельного участка ООО "Агро-Русь" без проведения торгов; заявитель считает, что выводы судов об отсутствии у истца правового интереса в оспаривании торгов ошибочны. Также податель жалобы указал, что извещение о предоставлении спорного земельного участка не опубликовано в порядке пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ, полагает, что комитет обязан разместить извещение о предоставлении спорного участка на сайте www.torgi.gov.ru; также, по мнению заявителя, установленный в извещении о проведении торгов срок составлял 29 дней, а не 30 дней, что противоречит пункту 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Агро-Русь" просит оставить принятые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои процессуальные позиции по делу.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21.05.2020 МУ "Комитет администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края" в газете "Моя Земля" Бийского района (N 21) опубликовало в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Уставом Бийского района Алтайского края, объявление - извещение о наличии свободных земельных участков с кадастровыми номерами 22:04:520002:667, 22:04:520002:668, 22:04:460003:1339 и о намерении сдать их в аренду со следующим текстом: МУ "Комитет администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района" объявляет о наличии свободных земельных участков и о намерении сдачи таких земельных участков в аренду лицам, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями и заключившим соглашения государственной поддержки в рамках реализации мероприятии государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края":... для иных видов сельскохозяйственного использования из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:04:460003:1339, общей площадью 2891861 кв.м., расположенный по адресу: Алтайский край, Бийский район, 6 км Северо - Восточнее с. Новиково. Заявления принимаются с 21.05.2020 по 19.06.2020 включительно.
17.06.2020 истец обратился в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором просил предоставить земельный участок с кадастровым номером 22:04:460003:1339 в аренду для использования в сельскохозяйственных целях. Указал, что изъявляет желание принять участие в аукционе по предоставлению участка в аренду.
25.06.2020 письмом N 414 комитет сообщил истцу, что ему отказано в предоставлении истребуемого земельного участка, поскольку им не представлены документы об участии в реализации мероприятий государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" и заключении главой КФХ Стебуновым И.М. соответствующего соглашения о мерах государственной поддержки в рамках их реализации.
В ходе рассмотрения дела N А03-10849/2020 истцу стало известно о заключении в отношении спорного участка договора аренды земельного участка N 76/1 от 24.07.2020 между МУ "Комитет администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района" и ООО "Агро-Русь".
Ссылаясь на то, что администрацией Бийского района допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии в отношении участка решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, вследствие чего имеются основания для признания незаконным бездействия администрации Бийского района Алтайского края, предприниматель обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 39.3, 39.6, 39.18 ЗК РФ, статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), положениями постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", правовой позицией, изложенной в пункте 1 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, исходили из того, что наличие у заявителя статуса участника какой-либо программы материалами дела не подтверждено.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.
Из подпункта 12 пункта 2 указанной статьи ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовому подходу, изложенному в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию.
Таким образом, указанные положения направлены на приоритетную поддержку участников программ в сфере развития сельского хозяйства.
В целях установления лиц, имеющих право на предоставление земельного участка без проведения торгов, уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ.
Судами установлено, что в связи с поступлением 13.05.2020 в администрацию Бийского района заявления ООО "Агро-Русь" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 22:04:460003:1339 на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, комитет разместил извещение - объявление в газете "Моя земля" о намерении сдать в аренду земельный участок.
17.06.2020 в администрацию Бийского района в ответ на извещение поступило заявление главы КФХ Стебунова И.М., в котором предприниматель просил предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым номером 22:04:460003:1339 для использования его в сельскохозяйственных целях для сельскохозяйственного производства, также заявил о своем желании принять участие в аукционе по предоставлению данного земельного участка.
Однако истцом не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение условий предоставления земельного участка в аренду, отраженных в извещении от 21.05.2020 и в пункте 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а именно:
не представлено доказательств участия главы КФХ Стебунова И.М. в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Отсутствие у истца статуса участника программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не позволяет ему претендовать на получение земельного участка в соответствии с правилами пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Наличие или отсутствие у претендента статуса участника государственных программ поддержки сельского хозяйства устанавливается на стадии рассмотрения заявления как обстоятельство, являющееся предпосылкой возникновения правоспособности субъекта в рамках данного правового конструкта.
Таким образом, для принятия решения о проведении торгов, вопреки доводам подателя жалобы, в распоряжении органов местного самоуправления должна быть информация о наличии как минимум двух претендентов на получение земельных участков, отвечающих требованиям, предъявляемым к заявителю Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Подобное требование к заявителям минимизирует в дальнейшем риск признания торгов несостоявшимися, что в полной мере отвечает целям и задачам специального законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения.
В силу указанных причин положения статьи 39.18 ЗК РФ, как ошибочно полагает податель жалобы, судами не нарушены.
При данных обстоятельствах комитет правомерно избрал первую форму разрешения заявления ООО "Агро-Русь".
Довод заявителя о несоблюдении комитетом процедуры и срока публикации извещения о предоставлении спорного земельного участка рассмотрен судами первой и апелляционной инстанций, ему дана надлежащая оценка, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Иск о признании торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению. Требуя признания торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Поскольку истец не доказал соответствие своего заявления установленным ответчиком квалификационным требованиям, он не может считаться лицом, право которого нарушено. Недоказанность наличия защищаемого права истца является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах суды на законном основании отказали в удовлетворении требований истца.
В целом доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.02.2021 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.