г. Тюмень |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А27-57/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Кузбассэнерго - региональные электрические сети" на решение от 26.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 08.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-57/2021 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Кузбассэнерго - региональные электрические сети" (191144, город Санкт-Петербург, улица 8-я Советская, дом 48, литер А, помещение 14-Н, офис 7, ИНН 7842168078, ОГРН 1197847017862) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Ноградская, дом 5, кабинет 312, ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) об оспаривании постановления от 11.12.2020 по делу об административном правонарушении N 042/04/9.21-1049/2020.
Иные лица, участвующие в деле: Бродеско С.Н., Журавлева С.В., муниципальное унитарное предприятие "Территориальная распределительная сетевая компания Новокузнецкого муниципального района" (654218, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецкий район, село Безруково, улица Коммунальная, дом 1А, ИНН 4252003462, ОГРН 1124252000729).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Лобойко О.В.) в заседании участвовали представители:
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Кузбассэнерго - региональные электрические сети" - Михеева А.Е. по доверенности от 03.12.2020;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - Тугарева Е.Н. по доверенности от 12.04.2021, Ананьева Г.Н. по доверенности от 15.03.2021.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" в лице филиала "Кузбассэнерго - региональные электрические сети" (далее - общество, ПАО "Россети Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 11.12.2020 по делу об административном правонарушении N 042/04/9.21-1049/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Территориальная распределительная сетевая компания Новокузнецкого муниципального района" (далее - МУП "ТРСК Новокузнецкого муниципального района"), Бродеско С.Н., Журавлева С.В.
Решением от 26.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 08.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ПАО "Россети Сибирь" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку общество не оказывает Бродеско С.Н. и Журавлевой С.В. услуги по передаче электрической энергии;
в рассматриваемом случае вина общества в допущенных сверхнормативных отключениях электрической энергии отсутствует.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей жалобы Бродеско С.Н. на действия ПАО "Россети Сибирь" антимонопольный орган определением от 02.07.2020 возбудил в отношении общества дело по признакам нарушения требований, установленных пунктами 3 и 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении управлением в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 27.11.2020 и вынесено постановление от 11.12.2020, которым ПАО "Россети Сибирь" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Возражая против указанного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, - нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 15 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора сетевая организация обязана осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).
Пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор (абзац 1).
Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (абзац 7).
Из материалов дела следует и обществом в кассационной жалобе по существу не оспаривается факт превышения установленного пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа временного интервала отключения электроэнергии на объектах Бродеско С.Н. и Журавлевой С.В., относящихся к третьей категории надежности.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным спорного постановления, общество указывало на отсутствие у него договорных отношений с Бродеско С.Н. и Журавлевой С.В. и, как следствие, события вменяемого административного правонарушения.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Таким образом, общество, являясь сетевой организацией, несет ответственность за передачу электроэнергии и обеспечение условий ее передачи в рамках установленных обязательственных отношений с потребителями, а именно в пределах своей ответственности отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями, в том числе за превышение допустимого числа отключений в год.
Судами установлено, что конечные потребители, в том числе Бродеско С.Н. и Журавлева С.В., проживающие в селе Малиновка и в селе Таргай, имеют технологическое присоединение к электрическим сетям, эксплуатируемым МУП "ТРСК Новокузнецкого муниципального района", которое является нижестоящей сетевой организацией по отношению к ПАО "Россети Сибирь".
Между ПАО "Россети Сибирь" и МУП "ТРСК Новокузнецкого муниципального района" составлены акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акты разграничения балансовой принадлежности сторон, которыми определены точки присоединения и согласована третья категория надежности электроснабжения.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о том, что ПАО "Россети Сибирь" обязано передавать электрическую энергию конечным потребителям, подключенным через сети МУП "ТРСК Новокузнецкого муниципального района", в соответствии с согласованной категорией надежности, в том числе с соблюдением допустимого количества часов отключений, вне зависимости от наличия непосредственных договорных отношений с Бродеско С.Н. и Журавлевой С.В.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указывая на отсутствие вины в допущенных сверхнормативных отключениях электрической энергии, общество сослалось на поставку ему некачественного оборудования, недостатки которого не могли быть выявлены во время приемки и проявились только в ходе эксплуатации.
В силу пункта 3 Правил недискриминационного доступа сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 N 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее - Единые стандарты).
Единые стандарты устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии (за исключением сетевых организаций, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков), в том числе обслуживаемых энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком, и лиц, обратившихся в сетевую организацию с целью заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии или осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (за исключением сетевых организаций, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков) (далее - потребители, технологическое присоединение).
В соответствии с пунктом 3 Единых стандартов в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей осуществляет информирование потребителя об аварийных ситуациях в распределительных электрических сетях сетевой организации, ремонтных и профилактических работах, плановых ограничениях режима потребления электрической энергии, влияющих на исполнение обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (подпункт "г"); контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации (подпункт "м"); проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (подпункт "о").
Учитывая изложенное, а также установленный в рамках дела N А27-26788/2019 Арбитражного суда Кемеровской области факт совершения обществом аналогичного правонарушения в 2018 году на той же территории, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности ПАО "Россети Сибирь" принятия им всех мер, направленных на недопущение совершения вменяемого правонарушения.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности антимонопольным органом не нарушены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ПАО "Россети Сибирь" в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 08.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-57/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 N 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее - Единые стандарты).
...
В соответствии с пунктом 3 Единых стандартов в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей осуществляет информирование потребителя об аварийных ситуациях в распределительных электрических сетях сетевой организации, ремонтных и профилактических работах, плановых ограничениях режима потребления электрической энергии, влияющих на исполнение обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (подпункт "г"); контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации (подпункт "м"); проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (подпункт "о").
...
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ПАО "Россети Сибирь" в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 ноября 2021 г. N Ф04-5784/21 по делу N А27-57/2021