г. Тюмень |
|
8 декабря 2021 г. |
Дело N А70-4970/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Администрации Юргинского муниципального района на решение от 12.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Скачкова О.А) и постановление от 21.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-4970/2021 по заявлению Администрации Юргинского муниципального района (627250, Тюменская область, Юргинский район, село Юргинское, улица Центральная, дом 59, ОГРН 1027201674312, ИНН 7227003400) к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (625003, Тюменская область, город Тюмень, улица Хохрякова, дом 10, ОГРН 1027200853316, ИНН 7202022112) об оспаривании ненормативного правового акта.
В заседании принял участие представитель Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Ригель В.Н. по доверенности от 18.01.2021.
Суд установил:
Администрация Юргинского муниципального района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 22.01.2021 N ПР-322-5-о-П/1.
Решением от 12.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 21.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить ее требование.
По мнению подателя жалобы, для эксплуатации спорного гидротехнического сооружения получение разрешения не требуется, поскольку возможные его повреждения не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, причинению вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, ущерба окружающей среде.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавшего в заседании представителя управления, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 12.01.2021 N ПР-322-5-о управлением проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что ранее выданное предписание от 09.12.2019 N 838-П/36 выполнено администрацией не полностью; в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) не получено разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения IV класса - плотина на реке Юрга села Юргинское Юргинского района Тюменской области, образующая небольшой пруд, используемый в рекреационных целях, в качестве противопожарного водоема, а также для проезда транспортных средств (далее - ГТС).
По результатам проверки управление 22.01.2021 составило акт N ПР-322-5-о-А и выдало администрации новое предписание N ПР-322-5-о-П/1 об устранении выявленного нарушения в срок до 01.08.2021.
Не согласившись с данным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи администрации оспариваемого предписания, поэтому отказали в удовлетворении заявленного ею требования.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица контролирующего органа в пределах предоставленных полномочий обязаны выдать проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 1 Закона N 117-ФЗ предусмотрено, что его положения распространяются на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 данного Закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
К гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (статья 3 Закона N 117-ФЗ).
На основании статьи 9 Закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, а также обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.
В соответствии с положениями статьи 19 Закона N 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения, а также невыполнение предписаний органов государственного надзора.
Основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения является внесение в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации (абзац 5 статьи 10 Закона N 117-ФЗ).
Согласно статье 7 Закона N 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Регистр и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что согласно информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет (http://www.waterinfo.ru/gts/info.php), сведения о ГТС внесены в Регистр за N 214710000663200; ранее на эксплуатацию поименованного выше ГТС было выдано разрешение от 05.02.2015 N 0001-14-3НВ сроком действия до 25.06.2017; после указанной даты заявлений о переоформлении разрешения на эксплуатацию ГТС от администрации не поступало.
Поскольку на момент выдачи оспариваемого предписания действующего разрешения на эксплуатацию ГТС у администрации не имелось, управление обоснованно указало на необходимость его получения.
Вопреки позиции администрации Законом N 117-ФЗ и Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденным приказом Ростехнадзора от 02.10.2015 N 394, не предусмотрено исключений для получения разрешения на эксплуатацию ГТС в зависимости от класса опасности.
Отклоняя доводы администрации о невозможности возникновения чрезвычайной ситуации на ГТС и об отсутствии в этой связи обязанности по получению разрешения на эксплуатацию ГТС со ссылкой на пункт 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 N 1303 (действовало до 01.01.2021), и Расчет вероятностного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС (утвержден 24.12.2018 главой Юргинского муниципального района, согласован 21.01.2019 Департаментом недропользования и экологии Тюменской области), суды обоснованно приняли во внимание особое мнение инспектора управления Ивановой О.В. (приложение к акту преддекларационного обследования от 10.04.2020), согласно которому в ходе натурного осмотра выявлено несоответствие указанных в расчете вероятного вреда первичных данных действительности; в частности, отсутствует информация о прохождении по гребню плотины дороги, по которой осуществляется движение пешеходов и различного транспорта; образование провала неизбежно приведет к разрушению дорожного полотна, в связи с чем материальный ущерб неизбежен.
С учетом изложенного суды правомерно отказали администрации в удовлетворении заявленного требования ввиду отсутствия предусмотренной частью 3 статьи 201 АПК РФ совокупности условий для признания предписания управления от 22.01.2021 N ПР-322-5-о-П/1 недействительным.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 21.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4970/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки позиции администрации Законом N 117-ФЗ и Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденным приказом Ростехнадзора от 02.10.2015 N 394, не предусмотрено исключений для получения разрешения на эксплуатацию ГТС в зависимости от класса опасности.
Отклоняя доводы администрации о невозможности возникновения чрезвычайной ситуации на ГТС и об отсутствии в этой связи обязанности по получению разрешения на эксплуатацию ГТС со ссылкой на пункт 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 N 1303 (действовало до 01.01.2021), и Расчет вероятностного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС (утвержден 24.12.2018 главой Юргинского муниципального района, согласован 21.01.2019 Департаментом недропользования и экологии Тюменской области), суды обоснованно приняли во внимание особое мнение инспектора управления Ивановой О.В. (приложение к акту преддекларационного обследования от 10.04.2020), согласно которому в ходе натурного осмотра выявлено несоответствие указанных в расчете вероятного вреда первичных данных действительности; в частности, отсутствует информация о прохождении по гребню плотины дороги, по которой осуществляется движение пешеходов и различного транспорта; образование провала неизбежно приведет к разрушению дорожного полотна, в связи с чем материальный ущерб неизбежен."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2021 г. N Ф04-7088/21 по делу N А70-4970/2021
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7088/2021
21.09.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8382/2021
16.08.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7705/2021
12.06.2021 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-4970/2021