Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3.
Перечень программных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных программой целей, с указанием сроков выполнения по годам, ожидаемых результатов и требуемых ресурсов
(Развитие учреждений культуры города и совершенствование их деятельности)
3.1. Театральная и концертно-гастрольная деятельность (таблица 1)
Задачи и решения
Одним из важнейших направлений в сфере культуры является дальнейшее развитие театральной и гастрольно-концертной деятельности. Для укрепления тенденций развития театров столицы, сохранения и формирования зрительского интереса к театральному искусству необходимо совершенствование и расширение репертуара, создание высокохудожественного театрального продукта (постановление Правительства Москвы от 08.06.04 N 389-ПП).
При этом комплекс программных мероприятий государственной поддержки культуры и искусства, разработанный с учетом реальных финансовых возможностей бюджета, определяет приоритетное финансирование основных направлений этой работы. В области театрального дела и концертно-гастрольной деятельности это:
- совершенствование и расширение системы целевого государственного заказа путем выделения грантов, создание детского и молодежного репертуара;
- дальнейшее развитие проекта "Открытая сцена", поддержка молодых режиссеров, драматургов, актеров, музыкантов, включение в театральный оборот дополнительных сценических площадок;
- бесплатное посещение учащимися школ театров и концертных организаций, что позволит рассчитывать на культурно-образованное общество будущего;
- творческая поддержка театров, театров-студий, размещенных за пределами Садового кольца, в районах массовой жилой застройки;
- поддержка гастрольной деятельности, адресная поддержка театрального и филармонического обмена.
В этих целях в Программе уделено значительное внимание мероприятиям, пропагандирующим лучшие образцы искусства, направленным на формирование эстетического вкуса, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданственности, толерантности, гуманизма, демократических ценностей, приобщения различных категорий населения (ветеранов, пенсионеров, женщин, молодежи и др.) к духовным и нравственным корням российской культуры.
В рамках проекта "Открытая сцена" Программой предусматривается создание за счет внутренних финансовых ресурсов Комитета по культуре города Москвы (включая соответствующую материально-техническую базу) как минимум двух новых "Сценических площадок".
Программой предусмотрено введение в практику новых организационных форм проведения гастролей.
Создание необходимых условий для художественного совершенствования, участия в гастролях, фестивалях, конкурсах, творческих мастерских, лабораториях, семинарах, встречах с мастерами будут являться формой поддержки молодых дарований, решения кадровых проблем концертной деятельности. Для более тщательной организационной подготовки ряда крупных фестивалей и конкурсов, с целью оптимизации расходования финансовых средств изменена периодичность их проведения - раз в два-три года.
В целях более эффективного использования бюджетных средств в области концертной работы, предусматривается поэтапный переход ряда концертных организаций (имеющих значительную коммерческую составляющую) на полное самофинансирование.
Приоритетное финансирование будет осуществляться в виде целевого государственного заказа на конкурсной основе на музыкальные произведения для детей и юношества, а также на высокохудожественные концертные программы в области классического искусства, предназначенные для самых широких слоев населения столицы.
Ожидаемые результаты
Результатами реализации Программы в области театрального искусства и концертно-гастрольной деятельности должны стать:
- совершенствование и развитие театральной среды города, сохранение лучших традиций и внедрение апробированных новаций в театральную жизнь общества;
- обновление и обогащение репертуара театров постановками, имеющими патриотическое и гражданское содержание, ориентированными на детскую и юношескую аудитории;
- повышение доступности театрального искусства для жителей Москвы и гостей столицы России;
- эстетическое воспитание молодежи, формирование художественного вкуса;
- решение кадровой проблемы театров, выявление и закрепление новых руководителей театральных коллективов;
- создание условий для творческого роста молодежи, поддержка молодых талантов;
- поддержка творческих проектов выдающихся деятелей театрального искусства и ветеранов сцены;
- рост авторитета российского театрального искусства за рубежом путем проведения серии ежегодных международных театральных фестивалей;
- улучшение материально-технической базы театральных учреждений;
- создание условий для выявления молодых дарований в сфере концертной деятельности;
- совершенствование концертных программ разных жанров, расширение репертуара, повышение исполнительского мастерства.
3.2. Музеи и выставочные залы (таблица 2)
Задачи и решения
В настоящее время изменился не только спектр, но и содержание социальных функций современного музея. Современный музей - это, прежде всего, тщательно отобранная, научно и профессионально освоенная музейная коллекция, полностью поставленная на службу посетителю в понятных и комфортных для него формах музейной коммуникации. При этом важную роль имеет тот факт, что за последние годы существенный прогресс наблюдается как в зарубежном, так и в отечественном музееведении. Появились новые технические возможности хранения и экспонирования музейных предметов, новые технологии создания экспозиций, современные формы взаимодействия музея с посетителем.
Современный музей представляет собой сложную саморазвивающуюся систему, осуществляющую широкий спектр социальных функций (образовательная, воспитательная, просветительская, досуговая, документирования и хранения) и адекватно реагирующую на конкретные запросы общества.
В целях обогащения палитры художественной жизни Москвы, приобщения москвичей и гостей города к достижениям отечественной и мировой культуры и искусства, получения новых знаний, улучшения образования, сохранения и развития культурной среды Москвы, обеспечения доступности культурных благ для всех социальных слоев населения, улучшения функционирования социально-культурной сферы города в целом, Программой планируется дальнейшее совершенствование музейной и выставочной деятельности, а также развитие их сети.
В рамках программы предусмотрено поэтапное решение проблемы дефицита площадей для Музея истории города Москвы, строительство специальных фондохранилищ Государственному Дарвиновскому музею в рамках подготовки к 100-летию музея (2007 год), Государственному Биологическому музею имени К.А. Тимирязева.
Современные музеи становятся респектабельными участниками рынка интеллектуальных услуг в области культуры и досуга. Развитие их инфраструктуры и предпринимательской деятельности в период 2005-2007 гг. позволит им закрепиться на этих позициях.
Мероприятия Программы включают участие музеев и выставочных залов в международном, общероссийском и межрегиональном культурном обмене, проведении Дня города, Дня охраны окружающей среды, Дней исторического культурного наследия, а также в фестивалях: "Интермузей", имени В.А. Тропинина, "Песни народов мира", современного искусства керамики и стекла, наивного искусства, музыки А.Н. Скрябина, исторических театров и др.
Важнейшей частью работы музеев, выставочных залов является их участие в патриотическом, эстетическом воспитании молодежи, экологическом просвещении и многих других программах. Система мероприятий ориентирует музеи на необходимость выявлять культурно-символические ресурсы Москвы, создавать и тиражировать привлекательный для населения, туристов и инвесторов образ столицы.
Программой предусмотрен ряд мероприятий в музеях и выставочных залах, посвященных празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также значимых для города и страны дат (50-летие Государственного музея А.С. Пушкина, 100-летие академика С.П. Королева, 225-летие художника В.А. Тропинина и др.).
Для повышения эффективности использования имеющегося большого потенциала музеев и выставочных залов предполагается:
- сохранение, пополнение, изучение и представление фондов;
- разработка и внедрение новых информационных технологий, современных технологических систем охраны и сохранения фондов;
- разработка нового музейного продукта;
- внедрение современных форм и методов работы с посетителями;
- решение проблемы дефицита выставочных площадей и помещений для фондохранилищ;
- выделение средств для комплектования музейных коллекций, их обработки и публичного представления;
- развитие системы подготовки кадров, повышения их квалификации, научно-методической и научно-исследовательской работы;
Ожидаемые результаты
Осуществление мероприятий, намеченных Программой, позволит:
- поддерживать и развивать многофункциональную деятельность музеев и выставочных залов Москвы, закрепив их позиции в культурно-досуговой сфере, создавать новые музейные объекты с развитой инфраструктурой, приблизив музейную систему к современным запросам населения;
- поддержать внедрение современных форм публичного представления музейных ценностей и музейной коммуникации, повысить образовательный и культурный уровень посетителей;
- сберечь для будущих поколений культурное наследие московского мегаполиса как источник пополнения духовных сил общества и сохранения коллективной памяти, обогащения и развития интеллекта нации;
- обеспечить доступность музеев и выставочных залов для различных категорий населения, прежде всего детей, подростков и пенсионеров
3.3. Библиотеки (таблица 3)
Задачи и решения
Основная задача, стоящая перед библиотеками Москвы - их становление в качестве полифункциональных культурных комплексов, дальнейшее расширение видов библиотечных услуг населению. Целевая комплексная программа развития публичных библиотек Москвы как информационных интеллект-центров на 2004-2006 гг., принятая на заседании Правительства Москвы в июне 2004 года (ППМ от 08.06.# N 389-ПП) является подпрограммой в составе программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.), и направлена на совершенствование деятельности публичных библиотек города как информационных, культурных и образовательных центров для различных категорий населения. Планируется продолжить реализацию программы модернизации публичных библиотек города Москвы.
Системой программных мероприятий учтена необходимость продолжения работ по обеспечению возможности получения информации посетителями как из сети Интернет, так и из локальных сетей, делающих доступным общегородской библиотечный ресурс, а также по решению проблем создания и пополнения сводного каталога, страхового фонда библиотек, повышения квалификации библиотечных работников, увеличения информационных ресурсов на различных носителях, проведению капитального и текущего ремонта помещений библиотек и др.
Программа предусматривает поддержку специальных библиотечных проектов, нацеленных на восстановление и укрепление культурных исторических и духовных ценностей народов России. В ней также предусмотрены проекты, прививающие различным категориям населения, в том числе подросткам, молодежи интерес к чтению, культурному наследию, формирующие разнообразие литературного интереса, способствующие повышению культурного, образовательного уровня.
Ожидаемые результаты
Реализация программных мероприятий:
- позволит публичным библиотекам города стать полифункциональными культурными комплексами, совершенствовать информационно-библиотечное обслуживание населения Москвы, включить библиотечные ресурсы в единое информационное пространство столичного мегаполиса;
- будет способствовать духовному возрождению молодого поколения, а также повышению культурного и образовательного уровня пользователей городских и окружных библиотек.
3.4. Клубы и иные учреждения досуга (таблица 4)
Задачи и решения.
Основным направлением деятельности в клубно-досуговой сфере является сохранение социокультурных функций клубных учреждении Москвы независимо от их ведомственной принадлежности, статуса и формы собственности.
Учитывая современную социально-экономическую ситуацию в городе, Программа нацелена на сохранение клуба как массового и демократичного учреждения, реально обеспечивающего всем категориям населения доступность к культурному досугу.
Основными задачами учреждений культуры клубного типа должны стать:
- осуществление государственной культурной политики по сохранению и развитию отечественной культуры;
- поддержка социокультурных инициатив и любительского творчества различных групп населения;
- организация в клубных учреждениях различных форм просветительской деятельности, общедоступных разнообразных услуг в соответствии с интересами и запросами посетителей;
- развитие социально-творческих заказов различных учреждений, организаций по проведению целевых клубных программ и мероприятий.
Для решения поставленных задач предполагается поэтапное внедрение в городе социальных заказов клубным учреждениям в соответствии с принятыми социокультурными программами.
В целях повышения эффективности клубной деятельности, общей модернизации досуговых учреждений, Программа предлагает разработать перспективные целевые установки и приоритетные направления развития клубных учреждений Москвы в рамках соответствующей целевой подпрограммы комплексного развития, с учетом их специфики.
Проведение системного анализа деятельности учреждений культуры клубного типа с конечной целью поддержания наиболее передовых и результативных начинаний, инновационных досуговых проектов, является не только составляющей частью этой Программы, но и необходимой, актуальной предпосылкой развития этих учреждений культуры на современном этапе.
Перспективное концептуальное направление развития клубных учреждений - разработка и создание системы новых учреждений - молодежных многофункциональных центров клубного типа, оснащение и введение их в эксплуатацию в каждом районе города путем последовательной разработки, создания и внедрения в социально-культурную сферу. Молодежные "Интерактив-центры" будут создаваться двумя путями: на основе модернизации действующих клубов, либо путем создания новых "Интерактив-центров", как на базе приспособления старых помещений, так и строительства новых специализированных модульных зданий.
Предполагается, что новые Молодежные "Интерактив-центры" будут иметь своеобразный узнаваемый архитектурный облик и возводиться по модульному принципу с помощью современных строительных технологий. По стилистике и техническому оснащению они будут отвечать запросам молодых москвичей, составят реальную альтернативу "ночным клубам", позволят формировать молодежную субкультуру в русле общечеловеческих ценностей и культурных традиций.
На период действия программы предстоит провести существенный объем подготовительных работ по реформации деятельности существующих клубов и разработке проектно-сметной документации для строительства новых объектов, для их интеграции в культурно-досуговую сферу в качестве конкурентоспособного участника рынка свободного времени подростков и молодежи.
Направления деятельности отдельных клубов, соответствующие концепции развития клубных учреждений столицы уже сейчас находят приоритетную поддержку города.
Они отобраны во всех округах столицы, отражены в целом ряде программных мероприятий. Это - фестивали, марафоны, циклы тематических программ, направленных на интеграцию в общество людей с различными возможностями, интересами, а также на борьбу с наркоманией, на пропаганду национальных культур и народного творчества.
Ожидаемые результаты
В результате выполнения программы клубная деятельность станет:
- особенно значимой в обеспечении духовного здоровья человека и развитии его функциональных возможностей, в преодолении антисоциальных явлений - преступности, наркомании, алкоголизма и т.д., в востребованности и реализации творческого потенциала и социальной активности населения;
- реальным инструментом социальной политики, проводимой в городе по отношению ко всем группам населения, включая социально незащищенных людей и инвалидов, способствуя их социальной адаптации и участию в реальной культурной деятельности.
3.5. Парки культуры и отдыха (таблица 5)
Задачи и решения
Важное место в системе рекреационного обслуживания населения занимают парки культуры и отдыха. Они предоставляют людям возможность реализовать свои потребности в общении с природой, досуге, развлечении, спорте, а также - отдыхать при минимальных затратах финансовых средств. В современном городе парк - это самое демократичное и "самое экологически чистое" учреждение культуры и досуга.
В качестве первоочередной выдвигается задача повышения роли парковых учреждений в развитии городской инфраструктуры, активизации их участия в формировании облика столицы как мирового культурного центра.
Осуществление программных установок предполагает:
- совершенствование организационно-правовой базы деятельности парков, управленческих структур, а также существующего порядка земельного и имущественного пользования;
- реализацию генеральных схем развития парков, особенно в части функционального зонирования территории, обеспечение соответствия культурной инфраструктуры парков социально-демографическому, социально-культурному и этнокультурному составу посетителей парков, регуляцию доступности объектов и программ парка основным социальным группам и категориям населения столицы.
- разработку механизма лизинга с целью приобретения аттракционного оборудования для парков;
Важнейшим фактором, характеризующим деятельность парков на современном этапе, является распространение маркетинговой стратегии на их социально-культурную сферу. Это предполагает повышение экономической состоятельности парковых учреждений, привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное и социально взвешенное сотрудничество парков с финансовыми и деловыми структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, разработку инвестиционных контрактов на привлечение внебюджетных средств для создания современной инфраструктуры паркового объекта.
Важным специфическим аспектом работы парков на современном этапе является эколого-просветительская деятельность.
В принятой и утвержденной Правительством Москвы экологической программе на 2003-2005 гг. разработана специальная подпрограмма "Экологическое образование и просвещение, пропаганда охраны окружающей среды". Основные приоритеты подпрограммы учтены в программе "Культура Москвы (2005-2007 гг.)":
- вовлечение населения в общегородские экологические мероприятия;
- проведение общегородских экологических праздников;
- привлечение внимания населения к городским экологическим проблемам;
- воспитание бережного отношения к природному наследию города Москвы;
- проведение акций и мероприятий, побуждающих к сохранению, созиданию и приумножению экологических ценностей;
- проведение специальных экологических информационных компаний.
Взаимодействие осуществляют Департаменты природопользования и охраны окружающей среды, жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, межведомственный координационный совет по экологическому образованию при Департаменте образования города Москвы. Совместно с Комитетом по культуре города Москвы будут проведены смотры-конкурсы парков культуры и отдыха по экологическому просвещению различных категорий населения с целью формирования экологической культуры москвичей.
Ряд позиций Программы направлены на формирование новых подходов к сотрудничеству парков с общественными и международными экологическими организациями.
В этом плане в рамках Программы найдут свое продолжение проекты IAAPA - международной ассоциации развлекательных парков и аттракционов. Предусматривается также развитие в парках телекоммуникационной сети.
Ожидаемые результаты.
Результатом выполнения программных установок должны стать:
- повышение социальной, экологической, архитектурно-ландшафтной значимости парков на современном этапе и оказание им поддержки в выходе на качественно новый уровень развития;
- развитие инфраструктуры парков и внедрение в практику их деятельности современных форм культурного и рекреационного обслуживания населения, учитывающих мировые тенденции паркового строительства;
- расширение ассортимента разнообразных видов услуг и форм работы с посетителями с учетом различных возрастных и социальных категорий;
- повышение роли парков в сохранении природной среды города и экологическом просвещении;
- разработка, освоение и внедрение механизмов бюджетного кредитования и привлечения внебюджетных источников финансирования деятельности парковых учреждений Москвы.
3.6. Кинематография (таблица 6)
Задачи и решения
Основной задачей в области кинофикации и кинопроката в современных условиях является пропаганда отечественного кино и лучших образцов зарубежных фильмов, а также обеспечение рыночного механизма государственной поддержки кинопроката и кинопоказа на возвратной основе.
В условиях рыночных отношений при наличии значительного количества киносетей, ориентирующихся преимущественно на американские кассовые фильмы невысокого художественного качества Программа нацеливает организаторов московского кинопроката на разработку конкретных мер по демонстрации отечественной кинопродукции.
Программой предусмотрен ряд мер по укреплению материальной базы прокатной сети за счет привлечения бюджетного кредита и внебюджетных источников.
Механизмом государственного регулирования развития кинопроката, предоставления населению досуговых услуг в сфере кино будет являться деятельность государственного унитарного предприятия города Москвы "Московское кино" - государственной кинопрокатной компании, призванной обеспечить потребности зрителей в духовном развитии средствами киноискусства, а также эффективное функционирование государственной киносети и имущественного комплекса, используя различные источники финансирования.
Дальнейшее развитие государственного унитарного предприятия "Московское кино" будет строиться на принципах управления в рамках единой инвестиционной, хозяйственной, ценовой и финансовой стратегии. Это позволит повысить экономическую и социальную эффективность репертуарной, прокатной и рекламной политики, снизить себестоимость отдельных проектов, в том числе и за счет использования проката фильмов так называемым "вторым экраном" (повторное получение прибыли без вложения средств).
Создание единой системы учета и контроля посещаемости, кассовых сборов киносети, в частности - через механизм электронного кинобилета, привлечет дополнительные средства для развития городской киноотрасли.
Важным направлением в деле преобразования кинофикации города явиться дальнейшее восстановление городской детской киносети в форме государственных учреждений культуры, изменение ее репертуара и воздействие средствами кино на воспитание подрастающего поколения.
В рамках программы для оптимизации этой работы предполагается ряд мер по развитию детской киносети города, что позволит в условиях продуманной репертуарной политики привлекать детскую и юношескую аудиторию для пропаганды различных областей знаний и достижений российской и мировой культуры, используя при этом современные технологии.
Ожидаемые результаты
Положительным результатом выполнения раздела программы в области кинофикации станет создание и обеспечение рыночного механизма, государственной поддержки отечественной кинематографии на возвратной основе для расширения спектра и повышения доступности современных киноуслуг широким массам населения.
Планируемое развитие системы детских кинотеатров позволит обеспечить широкое привлечение детской подростковой аудитории к зрелищным мероприятиям, расширит поле пропаганды отечественного киноискусства.
3.7. Образовательные учреждения (таблица 7)
Задачи и решения
Задачами, которые предстоит реализовать в мероприятиях Программы по образовательным учреждениям, являются:
- повышение уровня и качества дополнительного образования, доступности культурных благ для учащейся молодежи;
- выявление юных талантов, создание условий для развития и реализации их творческого потенциала;
- обеспечение системы учреждений научно-методической литературой;
- сохранение и повышение уровня научно-методической подготовки кадрового состава учебных учреждений;
Решение этих задач нашло отражение в соответствующей системе программных мероприятий.
Ожидаемые результаты
Выполнение мероприятий Программы позволит:
- оптимизировать и сохранить тенденцию устойчивого роста числа учащихся в учреждениях дополнительного образования;
- повысить качество образования в соответствии с современными требованиями,
- использовать учебные программы нового поколения для детских музыкальных, художественных школ и школ искусств;
- повысить квалификацию руководящих и педагогических кадров.
3.8. Охрана художественного наследия (таблица 8)
Задачи и решения
Основными задачами всестороннего развития этого направления являются:
- научно-историческое обоснование и формирование культурной политики города в решении проблем создания его градостроительного и архитектурно-художественного облика;
- обеспечение участия специалистов и творческой общественности в подготовке и проведении конкурсов на лучшие проекты памятников и памятных знаков;
- совершенствование работы Художественно-экспертного совета по скульптуре, монументальному и декоративному искусству при Комитете по культуре города Москвы и Московского художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам и ремеслам при Комитете по культуре города Москвы;
- обеспечение создания, установки и открытия тематических памятных знаков и мемориальных досок к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в качестве приоритетного направления работы по данному разделу в 2005 году;
- дальнейшее совершенствование работы Московской службы по сохранению культурных ценностей в части взаимодействия с таможенными органами в вопросах контроля вывоза и ввоза культурных ценностей и пресечения контрабанды, перевода постов искусствоведов-экспертов на таможнях Шереметьево, Домодедово и Внуково на круглосуточный режим работы, оснащения подразделений Службы оргтехникой и оборудованием, необходимым для создания банка данных и проведения технологической экспертизы художественных произведений.
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы в области монументального искусства будет являться:
- обеспечение выполнения распоряжений Правительства Москвы по созданию на высоком художественном уровне памятников и мемориальных знаков, в том числе: в 2005 году - московскому городскому Голове Н.А. Алексееву, Янке Купале, С.В. Образцову, генералу Шарлю де Голлю; в 2006 году - Воинам-москвичам, погибшим в Афганистане, выпускникам Соловецкой школы юнг, М.А. Булгакову, в 2007 году - В.П. Чкалову, Гансу Кристиану Андерсену, в ознаменование 300-летия инженерных войск России;
- создание организационно-технических и правовых основ для сохранения культурных ценностей, их атрибуции и контроля за их перемещением.
3.9. Межрегиональное и международное сотрудничество (таблица 9)
Задачи и решения
Москва - многонациональный город. Восприятие многообразных явлений национальных культур и традиций реально способствует солидарному взаимодействию и общению с другими городами и странами в интересах гуманизма, общего прогресса и экономического процветания.
Развитие статуса Москвы как крупнейшего российского и мирового культурного, туристического центра, усиление влияния российской культуры в мире и дальнейшее участие Москвы в программе ООН "Культура мира" предполагают расширение партнерских связей Москвы с субъектами Российской Федерации, российскими и зарубежными городами и регионами.
Правовую основу международного и межрегионального культурного сотрудничества 2005-2007 гг. по линии Комитета по культуре города Москвы составляют соглашения, заключаемые Правительством Москвы с зарубежными городами, субъектами, городами и областями регионов Российской Федерации, а также ежегодные планы международных и межрегиональных мероприятий, утверждаемые распоряжениями Правительства Москвы. На основании соглашений, подписанных Правительством Москвы, Комитет по культуре города Москвы заключил порядка 40 протоколов о сотрудничестве с зарубежными и российскими партнерами, выполнение которых осуществляется во взаимодействии с Департаментом международных связей города Москвы и Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.
Мероприятия Программы 2005-2007 гг. предусматривают решение следующих основных задач культурного сотрудничества:
- формирование и реализация стратегии Правительства Москвы в области международного и межрегионального культурного сотрудничества;
- планомерная работа по повышению качества и уровня проведения крупных городских международных и межрегиональных культурных акций (Дней культуры и т.п.) и отдельных мероприятий по линии музейно-выставочных, театрально-концертных обменов;
- постоянное совершенствование договорно-правовой базы в рамках осуществления международного и межрегионального культурного сотрудничества;
- активная деятельность по установлению и развитию культурных связей Правительства Москвы с городами и регионами зарубежных стран (включая страны СНГ и Балтии), городами и регионами Российской Федерации;
- оказание содействия российским культурным центрам за рубежом в организации и проведении крупных общественно-значимых культурных программ, оказание поддержки российским соотечественникам за рубежом в сохранении культурной, этнической и языковой самобытности;
- участие московских учреждений культуры в реализации международного и межрегионального культурного сотрудничества на основе прямых партнерских связей;
- организация деятельности, направленной на проведение планомерной кадровой политики (повышение квалификации и т.п.) в сфере осуществления международного и межрегионального культурного сотрудничества;
- решение задач, связанных с привлечением к финансовому участию различных организаций (предприятий, банков, фирм и т.д.) в реализации международных и межрегиональных культурных проектов;
- организация и проведение мероприятий, связанных с памятными и праздничными датами российской и международной культурной жизни.
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы в области межрегионального и международного сотрудничества должны стать:
- укрепление культурных связей на международном и межрегиональном уровне, которые в силу ряда объективных причин были в значительной степени нарушены, либо развивались в последнее время пассивно и недостаточно результативно;
- расширение партнерских связей Москвы с субъектами Российской Федерации, странами СНГ, российскими и зарубежными городами;
- сохранение преемственности лучших традиций многовековых отношений Москвы в сфере культуры с другими городами России и мира, что определит формирование положительного имиджа российской культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья.
3.10. Проведение ежегодных городских общественно значимых и социально-культурных мероприятий (таблица 10)
Задачи и решения
Москва - крупнейший культурный мегаполис мира, где ежедневно проводятся десятки культурных акций. Ряд из них представляют особое значение для культурного имиджа города, успешно сформируют культурный облик столицы, консолидируют сознание москвичей, вносят существенный вклад в решение актуальных социально-политических проблем.
При формировании программы, исходя из поручений Правительства Москвы, предложений общественных объединений и с учетом традиций поддержанных москвичами, в нее включены мероприятия, посвященные Дню России, Дню города, Рождественским праздникам, а также молодежные программы патриотической направленности, акции, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Их реализация будет способствовать созданная в городе устойчивая система конкурсного отбора и государственного заказа на разработку сценариев городских праздников и народных гуляний, посвященных наиболее знаменательным событиям и датам в истории государства и города Москвы.
Проведение общественно значимых для города мероприятий обусловлено следующими задачами:
- повышение социальной и культурной значимости массовых городских театрализованных программ, проводимых в дни официальных государственных и городских праздников;
- адресная направленность городских массовых мероприятий;
- высокий организационный и культурный уровень проведения важнейших массовых мероприятий в городе: в 2005 году - 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, в 2007 году - 860-летия основания Москвы;
- повышение духовного и культурного уровня всех слоев населения, с ориентацией на организацию досуговых мероприятии в районах массовой жилой застройки;
- интеллектуализация культурного досуга молодежи путем привлечения в эту сферу наиболее ярких представителей отечественной науки и культуры, а также взаимодействия учреждений и организаций культуры в создании и реализации совместных творческих проектов.
Ожидаемые результаты
Система программных мероприятий, предусмотренных в данном разделе, позволит обеспечить:
- повышение духовного и культурного уровня всех слоев населения и социальной значимости крупных городских проектов в сфере культуры;
- сохранение традиций проведения на высоком профессиональном уровне массовых городских театрализованных и концертных программ, посвященных государственным и городским праздникам;
- достижение инновационного развития культурной среды и расширение культурного пространства города за счет использования современных технологий в театрально-концертной и досуговой сферах, а также дальнейшей ориентации на организацию этой работы в жилых микрорайонах;
- интеллектуализация культурного досуга молодежи, борьба средствами культуры с такими негативными явлениями, как наркомания и алкоголизм.
- гармонизация межнациональных отношений жителей многонационального мегаполиса на основе взаимодействия и взаимообмена национальных культур.
3.11. Повышение эффективности кадрового, социального и правового обеспечения (таблица 11)
Задачи и решения
Программа предусматривает модернизацию отраслевой системы повышения квалификации работников отрасли, проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства в библиотеках, музеях, музыкальных школах, клубах и в парках, участие в городских конкурсах "менеджер года" и "женщина года".
Социальная защищенность работников отрасли связана, в первую очередь, с мерами повышения заработной платы. Наряду с традиционными мерами Правительства Москвы по увеличению заработной платы работникам бюджетной сферы за счет региональных надбавок, предусмотрено совершенствование механизма платных услуг населению, что позволит получать дополнительную прибыль учреждениям культуры и направлять их на увеличение фонда заработной платы. Величина заработной платы будет находиться в прямой зависимости от активности работника и его вклада в создаваемый культурный продукт.
Важное место в социальной поддержке работников сферы культуры занимает решение жилищных проблем. Объемы жилой площади по социальному найму, по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа, выделяемой Комитету по культуре города Москвы, будут ежегодно определяться при утверждении программы реализации жилой площади распорядительными документами Правительства Москвы.
Приоритетное право получения жилой площади в 2005-2007 гг. будет предоставлено сотрудникам, проживающим в квартирах коммунального заселения, общежитиях, молодым семьям. Предусмотрена организация выполнения программы адресной поддержки ветеранов отрасли, участников Великой Отечественной войны, а также целевые посещения ветеранами отрасли Центров дневного пребывания муниципальных районов.
Программа впервые предусматривает проведение среди московских театров смотра-конкурса на лучший социальный пакет для работников театров, что позволит привлечь внимание к решению социальных вопросов в трудовых коллективах и продемонстрировать на примере лучших театральных коллективов высокую эффективность социальной работы.
Профилактическая работа среди учреждений культуры по вопросам здорового образа жизни и культуры здоровья, различные виды страхования являются предметом специальных программных мероприятий.
Программа предусматривает создание системы обеспечения правовой информацией подведомственных учреждений культуры.
Ожидаемые результаты
Реализация Программы предусматривает:
- повышение престижа работников сферы культуры;
- сохранение и поощрение квалифицированных кадров;
- создание условий для закрепления на рабочих местах молодых кадров;
- сохранение традиций профессиональной преемственности в области культуры.
3.12. Научно-исследовательская, методическая и информационно-издательская, творческая деятельность (таблица 12)
А. Научно-исследовательская и методическая деятельность
Задачи и решения
Эффективная работа учреждений культуры и искусства, заведений культуры московского мегаполиса невозможна без научных исследований, анализа и прогнозов развития культурной среды города, обоснований планируемых мероприятий.
Координация этой работы, а также самостоятельная научная, методическая и экспериментальная деятельность осуществляется Единым научно-методическим центром Комитета по культуре города Москвы. Центр осуществляет свою деятельность в интересах всех учреждений культуры, способствуя решению наиболее значимых, актуальных социокультурных проблем.
Программой предусмотрена реорганизация Государственного учреждения города Москвы "Единого научно-методического центра Комитета по культуре города Москвы" в Государственное научно-исследовательское учреждение города Москвы "Московский государственный научно-исследовательский институт социально-культурных программ" без выделения дополнительных и финансовых ресурсов, что позволит существенно повысить уровень научного и методического обеспечения отрасли.
Программа включает проведение:
- ежегодных научно-практических конференций, "круглых столов" по вопросам и проблемам культуры московского мегаполиса, исследований новых тенденций в сфере культуры в условиях социальных трансформаций.
Предполагается разработка:
- нормативно-методических документов по обеспечению деятельности различных типов учреждений отрасли культуры;
- научных методик оптимизации системы управления в отрасли культуры и др.
Ожидаемые результаты
- укрепление научно-методической базы функционирования и развития учреждений культуры Москвы;
- своевременное выявление негативных тенденций во взаимодействии учреждений культуры и общества;
- организация и внедрение комплексного мониторинга состояния культуры московского мегаполиса в условиях социальных реформ и обоснование стратегического планирования развития отрасли культуры.
Б. Информационно-издательская, творческая деятельность
Задачи и решения
Программой предусмотрено издание докладов, монографий, журналов, альманахов, научно-методических сборников по результатам социологических исследований, методических рекомендаций по повышению эффективности работы учреждений культуры города, среди них: ежегодные доклады о ходе выполнения Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)"; ежеквартальные сборники "Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. ("П.О.И.С.К."); методические рекомендации по повышению эффективности работы учреждений культуры московского мегаполиса и др.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации Программы будет осуществлено:
- своевременное информационное и научно-методическое обеспечение отрасли культуры;
- обеспечение доступности населения к актуальной культурной информации, приобщение его к культурной жизни столицы и решению ее проблем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.