Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5.
Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений культуры
Основные задачи и мероприятия по укреплению и развитию материально-технической базы учреждений культуры, их финансовое обеспечение на 2005-2007 гг. (приложения 1-10)
Программа "Культура Москвы (2005-2007 гг.)" в части развития материально-технической базы учреждений культуры направлена на решение двух основных блоков задач:
- создание новых современных условий для творческой деятельности учреждений культуры за счет капитальных вложений в новое строительство объектов с максимально возможным увеличением доли внебюджетных инвестиций;
- поддержка и поэтапное развитие материально-технической базы, технического оснащения отрасли за счет средств, выделяемых городом на текущее содержание, а так же доходов от основной уставной и предпринимательской деятельности учреждений культуры.
Первый блок задач решается в основном за счет капитальных вложений в отрасль (бюджетных и внебюджетных инвестиций).
Увеличение объема городской инвестиционной программы (прил. N 1) по отрасли планируется при базовом варианте с 3,0 млр. руб. в 2005 году до 3,3 млрд. руб. в 2007 году; при реалистическом - до 5,2 млрд. руб.; при оптимистическом - до 6,5 млрд. руб.
Основные приоритеты - (основа базового варианта) s завершение реконструкции музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, строительство здания театра "Мастерская П. Фоменко", завершение строительства фондохранилища Дарвиновского музея, начало реконструкции театра "Геликон-опера", Мультимедийного комплекса актуальных искусств по ул. Остоженка, детских музыкальных школ имени Гнесиных и имени Ю. Шапорина.
Реалистический вариант финансирования программы позволит увеличить вводную программу с 12 объектов по базовому варианту до 16-17 объектов, в определенной степени сократить "долгострой", (остаток сметной стоимости строительства по ранее принятым распорядительным документам, предусматривающим бюджетное финансирование превысил 20,0 млрд. руб.).
Оптимистический вариант позволит приступить к реализации проектов реконструкции окружных объектов местной сети обслуживания в тех районах, где в связи с дефицитом земельных участков нет возможности рассматривать варианты привлечения сторонних инвестиций.
На основании Постановления Правительства Москвы от 27.08.2002 г. N 695-ПП НИиПИ Генерального плана города Москвы по заказу Комитета по культуре осуществляет разработку Генеральной схемы развития и размещения объектов культуры на территории города до 2020 года.
В рамках разработки проведен анализ и дана оценка существующего состояния сети объектов культуры в Москве на 01.01.2004 года.
По оценке, поведенной в ходе этой работы, потребность в расчетной сети местного уровня обслуживания (детские музыкальные школы и школы искусств, библиотеки, кинотеатры, выставочные залы и клубы) составляет в настоящее время около 4,7 млн.кв. м общей площади, при сложившейся сети 0,9 млн.кв. м.
Дефицит общей площади учреждений культуры составляет 3,8 млн.кв. м. В среднем в год осуществляется ввод не более 10,- 15,0 тыс.кв. м площади для размещения объектов местного уровня обслуживания с учетом передачи в городскую сеть ведомственных учреждений.
Самый острый недостаток по всем видам культурного обслуживания существует в новых жилых районах за пределами МКАД, входящих в состав Северо-Западного, Восточного, Юго-Восточного и Юго-Западного административных округов (Митино, Новокосино, Жулебино, Бутово).
Дальнейшее развитие сети учреждений культуры местного уровня, поэтапное устранение диспропорции в обеспечении населения объектами культуры повседневного и периодического обслуживания населения должно быть решено в основном за счет внебюджетных инвестиций (прил. N 2) в строительство многофункциональных комплексов при возможной точечной застройке и в строительство профильных учреждений при комплексной застройке и реконструкции микрорайонов в соответствии с проектами планировок.
Программой предусматривается начало строительства и реконструкции 12-ти культурно-досуговых центров, 5-ти библиотек, 6-ти детских музыкальных школ.
За счет сторонних инвестиций предполагается укрепить материально-техническую базу 17-ти театров, из них по 9-ти инвестиционные контракты имеются или находятся в стадии заключения (Детский театр эстрады, театры МОСТ, На Юго-Западе, имени Пушкина и др.), а по остальным предполагается проработка вопроса включения их в реестр конкурсных объектов в качестве доли города (театры "Человек", "Жар-птица", имени Р.Симонова, "Около дома Станиславского", "Гжель", "Новый драматический театр" и др.).
Доля внебюджетных средств, в период реализации программы должна составить не менее до 45-50% от объема городской инвестиционной программы, что оптимально для продолжающегося переходного процесса от планово-экономических к рыночным отношениям.
Второй блок задач предполагается решить за счет средств, выделяемых на текущее содержание подведомственной сети.
Комплексные капитальные ремонты (прил. N 3) объектов в период реализации программы будут осуществляться исходя из фактической финансовой возможности этапами, по разработанной и согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации.
Особенно остро стоит вопрос проведения реставрационных работ в зданиях-памятниках истории и культуры, находящихся на балансе Главного управления охраны памятников и переданных учреждениям культуры на основании охранно-арендных договоров, предусматривающих проведение восстановительных работ за счет средств арендаторов. Оплата этих дорогостоящих работ традиционно осуществляется в рамках средств, выделяемых Комитету по культуре города Москвы по статье "Капитальный ремонт", что в условиях дефицита финансирования за частую приводит к дальнейшему обветшанию помещений.
В целях сохранения культурного наследия в Москве представляется своевременным, по аналогии с Федеральной целевой программой "Культура России (2002-2005 годы)" отдельно выделить эту задачу (прил. N 8) с учетом реализации мероприятий, предусмотренных имеющимися Постановлениями Правительства Москвы по данному направлению ("Венок русских усадеб" и др.).
Приоритетные направления, капитального ремонта городских учреждений - концентрация средств на завершение затянувшихся ремонтов театров "У Никитских ворот", "Центр режиссуры и драматургии", имени Моссовета, "На Малой Бронной", библиотеки имени Н.В. Гоголя.
Аналогичный подход к решению этих задач предполагается и по окружным объектам.
Реалистический и оптимистический варианты финансирования программы позволят приступить к реализации ряда проектов по капитальному ремонту театров "Ромэн", имени М. Ермоловой, имени Н.В. Гоголя, Юного зрителя, парков имени М. Горького, "Сокольники", а также реставрационным работам в музеях имени В.А. Тропинина, имени А.Н. Скрябина, объектах Музея истории Москвы (Западный и Восточный флигеля, Конный двор усадьбы Кузьминки), музейное объединение "Музеон" (Дом Третьяковых), Музея-панорамы "Бородинская битва" (Кутузовская изба) и др.
Для решения ежегодных задач, связанных со спецификой работы учреждений культуры, по подготовке к открытию сезонов театров, парков (на эти цели направляется до 50 - 60% выделяемых в настоящее время средств) предусмотренные расходы на текущий ремонт (прил. N 4) в среднем соответствуют уровню основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг. Кроме того, не менее 30-35% от общего объема затрат дополнительно предусматривается за счет вложений доходов от основной уставной и предпринимательской деятельности учреждений.
Техническое перевооружение отрасли полагается осуществить за счет приобретения оборудования по импорту, средств Инвестиционной программы (оборудование, не входящее в сметы строек), приобретения оборудования и предметов длительного пользования по городскому заказу, приобретения музыкальных инструментов для детских музыкальных школ (прил. N 1, 5, 6, 7).
Общая потребность сформирована на основе результатов инвентаризации имеющегося оборудования, финансирование будет осуществляться исходя из фактической финансовой возможности.
К числу приоритетных направлений будут отнесены работы по информатизации отрасли в соответствии с утвержденной в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва" Концепции использования информационно-коммуникационных технологий в культуре (прил. N 7).
Будут продолжены работы по расширению корпоративной сети публичных библиотек и оснащению их оборудованием в рамках реализации программы по созданию информационных интеллект-центров. К концу 2007 года их число будет доведено до 175 единиц (прил. N 5).
В период 2005-2007 гг. предполагается завершение программы по переоборудованию детских кинотеатров в объеме 189,8 млн. руб. (прил. N 6)
Общая расчетная потребность в средствах на продолжение работ по созданию условий свободного передвижения и адаптации инвалидов и малоподвижных групп населения в учреждениях культуры составляет 44,91 млн. руб., из них объем средств запланированных по отрасли "Культура, искусство и кинематография" в утвержденной программе Департамента социальной защиты на 2004-2006 гг. - 27,25 млн. руб.; работы в объеме 45,03 млн. руб. предполагается выполнить в составе реализации проектов нового строительства, реконструкции и капитального ремонта учреждений культуры, дополнительная потребность составляет - 44,91 млн. руб. и может рассматриваться в случае финансирования программы по оптимистическому варианту (прил. N 10).
В целях продолжения реализации задачи выполнения мероприятий по обеспечению комплексной безопасности учреждений культуры программой предусмотрено 661,6 млн. руб. (прил. N 9). Расчет выполнен от базового уровня затрат, предусмотренных на указанные цели в 2005 году, в соответствии с основными макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг.
В период 2005-2007 гг. планируется завершить разработку концепций безопасности, учитывающих специфику деятельности по всем типам учреждений культуры (театры, парки, музеи, библиотеки, клубные учреждения, образовательные учреждения), паспортов безопасности по каждому учреждению, в необходимом объеме обеспечить городские учреждения специализированным оборудованием, приступить к реализации мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.