г. Тюмень |
|
30 декабря 2021 г. |
Дело N А75-6090/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижневартовский центр по техническому освидетельствованию оборудования и промышленной экспертизе объектов" на решение от 26.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Истомина Л.С.) и постановление от 03.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-6090/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижневартовский центр по техническому освидетельствованию оборудования и промышленной экспертизе объектов" (628611, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Мира, дом 58А, помещение 1001, ОГРН 1178617008129, ИНН 8603228225) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Институтская, дом 3, ОГРН 1034205004525, ИНН 4200000206) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижневартовский центр по техническому освидетельствованию оборудования и промышленной экспертизе объектов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -административный орган) от 16.04.2021 N 37-11-07 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения.
Решением от 26.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 03.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, административным органом не доказано наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения; печь трубчатая блочная ПТБ-10 является техническим устройством, а не зданием (сооружением), как ошибочно установили суды; заключение экспертизы промышленной безопасности от 30.09.2020 N 0534-ТНВНК-2020, выполненное обществом, соответствует закону, что подтверждается уведомлением о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности от 05.07.2021 N 322-16405, в приобщении которого к материалам дела отказал суд апелляционной инстанции; подписание протокола и заключения специалистом, который фактически не участвовал в осмотре и обследовании объекта, не свидетельствует о заведомой ложности заключения; вывод административного органа, подержанный судами о том, что частичная деформация стенок дефлектора и направляющих дефлектора горелок является дефектом основан на предположениях.
Кроме того, от общества поступили ходатайства о приобщении к делу доказательств (уведомление о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности от 05.07.2021 N 322-16405) об обозрении в судебном заседании письма Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.10.2021 N 14-00-07/2642.
В приобщении к материалам дела дополнительных документов судом кассационной инстанции отказано, поскольку на стадии кассационного производства дополнительные доказательства не приобщаются к делу и не исследуются (статья 286 АПК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, основанием для составления 29.03.2021 протокола об административном правонарушении N 37-11-07 и вынесения оспариваемого постановления от 16.04.2021 N 37-11-07 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 9.1 КоАП РФ послужил выявленный уполномоченным должностным лицом факт выдачи обществом заключения экспертизы промышленной безопасности от 30.09.2020 рег. N 0534-ТНВНК-2020 на печь трубчатую блочную ПТБ-10, зав. N 629, техн. N 2, эксплуатируемую на опасном производственном объекте "Пункт подготовки и сбора нефти (УПН ЦТП Советского месторождения)" рег. N А62-00884-0056 ЦППН-1, УПН Советского месторождения акционерным обществом "Томскнефть" ВНК, не соответствующего требованиям пунктов 4, 6 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пунктов 21, 26, 27, подпункта 6 пункта 34 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 (далее - Правила N 420), а именно:
- при проведении экспертизы промышленной безопасности рег.
N 57-ЗС-51151-2020 на печь трубчатую ПТБ-10, зав. N 629, техн. N 2 (далее - экспертиза промышленной безопасности), не проанализирована документация (проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения); документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов; акты расследования аварий; заключение ранее проводимой экспертизы промышленной безопасности, а именно ЭПБ рег. N 62-3С-25703-2018; документация о текущих и капитальных ремонтах, документация об изменениях конструкций здания (сооружения);
- в сведениях о рассмотренных в процессе экспертизы промышленной безопасности документах отсутствует шифр, номер или другая индикация паспорта завода-изготовителя, необходимая для идентификации паспорта объекта экспертизы;
- при проведении экспертизы промышленной безопасности не проведены следующие мероприятия: определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений; определение степени гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий; изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений; определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций;
- экспертиза промышленной безопасности проведена без посещения экспертами в области промышленной безопасности Криминского И.Н., Морозова А.А, Саражи С.В. объекта экспертизы;
- в экспертизе промышленной безопасности выводы, указанные в пункте 7.3.4.5 о выявлении частичной деформации стенок дефлектора и направляющих дефлектора горелок, не соответствуют приложению N 3 заключения N 0534-ТНВНК/ВИК.
Частью 4 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; под экспертизой промышленной безопасности - определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий (пункт 1); экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте (пункт 3); требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 4); под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности (пункт 6).
В рассматриваемом случае в силу положений пункта 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ объектом экспертизы промышленной безопасности являлась печь трубчатая ПТБ-10, зав. N 629, техн. N 2 как сооружение.
В пункте 9 статьи 13 Закона N 116-ФЗ закреплены обязанности эксперта в области промышленной безопасности.
Правила N 420 устанавливают процедуру проведения экспертизы промышленной безопасности, требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности
Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после предоставления заказчиком необходимых для проведения экспертизы документов; предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте (пункт 21 Правил N 420); при проведении экспертизы зданий и сооружений анализируются: проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения); документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов; в) акты расследования аварий; заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения); эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, документация об изменениях конструкций зданий (сооружений) (пункт 26 Правил N 420); обследование зданий и сооружений включает следующие мероприятия: определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений; определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений;
определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии); определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами; оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии); изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений; определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии); з) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций; и) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации (пункт 27 Правил N 420).
Пунктом 34 Правил N 420 установлены требования к содержанию заключения экспертизы промышленной безопасности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом нарушены указанные выше нормы законодательства о промышленной безопасности при проведении экспертизы промышленной безопасности и оформлении заключения экспертизы.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер для соблюдения требований при проведении экспертизы промышленной безопасности и оформлении заключения экспертизы, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.1 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Назначенное обществу административное наказание в виде предупреждения отвечает требованиям части 1 статьи 4.1.1, части 2 статьи 3.4, статьи 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости и целесообразности юридической ответственности.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Приведенные обществом доводы, в том числе о том, что объект экспертизы является техническим устройством, а не сооружением являлись предметом рассмотрения судов, не опровергают их выводов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 03.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-6090/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии); определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами; оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии); изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений; определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии); з) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций; и) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации (пункт 27 Правил N 420).
Пунктом 34 Правил N 420 установлены требования к содержанию заключения экспертизы промышленной безопасности.
...
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер для соблюдения требований при проведении экспертизы промышленной безопасности и оформлении заключения экспертизы, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.1 КоАП РФ.
...
Назначенное обществу административное наказание в виде предупреждения отвечает требованиям части 1 статьи 4.1.1, части 2 статьи 3.4, статьи 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 декабря 2021 г. N Ф04-7081/21 по делу N А75-6090/2021