г. Тюмень |
|
7 февраля 2022 г. |
Дело N А70-22836/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тихомирова В.В.
Щанкиной А.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Капитал Групп" на постановление от 01.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А70-22836/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Капитал Групп" (625026, г. Тюмень, ул. Мельникайте, д. 117, оф. 515, ОГРН 1147232007427, ИНН 7203304938) к департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, д. 30, корп. 1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) о признании недействительным отказа.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Капитал Групп" Холкин А.Е. по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Капитал Групп" (далее - ООО СЗ "Капитал Групп", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123, изложенного в уведомлении от 29.09.2020 N 200929016/15-4, об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 для завершения строительства объекта.
Решением от 12.04.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 01.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 12.04.2021 Арбитражного суда Тюменской области отменено. По делу принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО СЗ "Капитал Групп" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 01.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменить, считая его незаконным, решение от 12.04.2021 Арбитражного суда Тюменской области оставить в силе.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что договор аренды от 07.03.2017 уже был заключен с обществом для завершения строительства; земельный участок был предоставлен заявителю в аренду в связи с объединением двух земельных участков, а не для завершения строительства; к строительству заявитель приступил только после получения разрешения на строительство от 16.04.2019; отказ департамента в предоставлении земельного участка от 29.02.2020 мотивирован только возможным размещением объектов местного значения; доказательства того, что объект незавершенного строительства уже существовал 01.04.2019 либо существовали какие-либо объекты на спорном земельном участке до получения разрешения на строительство от 16.04.2019, не представлено; разница в размерах площади застройки (1 639,21 кв. м), указанная в разрешении на строительство объекта, с техническим планом объекта незавершенного строительства (1 767,3 кв. м) образовалась из-за того, что в разрешении на строительство указывается площадь застройки надземной части здания, а объект незавершенного строительства был зарегистрирован на подземную часть здания (фундамент); отказ в предоставлении в аренду земельного участка собственнику здания нарушает его права; действие постановления администрации города Тюмени от 31.10.2017 N 129 не распространяется на отношения сторон, возникшие ранее; департамент должен заключить новый договор аренды на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); судами ошибочно не применен принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта.
Отзыв на кассационную жалобу в установленном процессуальным законодательстве порядке не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, а также соответствие выводов в указанном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованное постановление подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договоров уступки права требования от 23.12.2011 N 1 и N 3 права арендатора по договорам аренды от 19.02.2004 N 23-10/290 и от 09.02.2007 N 23-10/606 на земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0101 площадью 5 088 кв. м и 72:23:0218006:0116 площадью 656 кв. м по адресу г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ - Строителей - Тарская, предоставленные для строительства многоэтажных гаражей перешли от общества с ограниченной ответственностью Промышленно-аналитическая компания "Западная Сибирь" в лице конкурсного управляющего к закрытому акционерному обществу "Молодежная строительная компания" (далее - ЗАО "МСК").
Соглашением между департаментом и ЗАО "МСК" от 13.04.2012 договор аренды земельного участка с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0101 площадью 5 088 кв. м от 19.02.2004 под строительство многоэтажных гаражей N 23-10/290 был продлен с 02.01.2012 по 01.01.2015.
Соглашением от 28.07.2014 изменен вид разрешенного использования данного земельного участка на вид "для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов хранения легкового транспорта".
27.10.2014 действие договора аренды земельного участка с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0101 площадью 5 088 кв. м от 19.02.2004 было продлено с 02.01.2015 по 01.12.2019.
Соглашением между департаментом и ЗАО "МСК" от 13.04.2012 договор аренды земельного участка с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0116 площадью 656 кв. м от 09.02.2007 N 23-10/606 также был продлен с 02.01.2012 по 01.01.2015.
Между ЗАО "МСК" и обществом 05.02.2015 заключены договоры уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, согласно которому к заявителю перешли права арендатора по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:0101 площадью 5 088 кв. м от 19.02.2004 N 23-10/290 и договору аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:0116 площадью 656 кв. м от 09.02.2007 N 23-10/606.
Соглашением от 07.03.2017 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:0116 площадью 656 кв. м от 09.02.2007 N 23-10/606 был расторгнут.
Решением от 30.09.2016 N 355-ск по заявлению общества была утверждена схема расположения земельного участка площадью 4 468 кв. м на кадастровом плане территории с характеристикой части земельного участка "за красной линией", "зона с особыми условиями использования, охранная зона теплотрассы, протяженностью 1 185 м", образованного путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0101 и 72:23:0218006:0116, вид разрешенного использования - для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов хранения легкового транспорта.
Вновь образованный земельный участок площадью 4 468 кв. м был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 и видом разрешенного использования - для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов хранения легкового транспорта.
Между департаментом и обществом 07.03.2017 был подписан договор аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов хранения легкового транспорта на срок до 01.12.2019.
Заявителем 16.04.2019 было получено разрешение на строительство N 72-304-37-2019 здания рынка с подземным паркингом, расположенное в квартале по адресу ул. 50 лет ВЛКСМ - Мориса Тореса - Тарская площадью застройки 1 639,21 кв. м.
По договору на выполнение кадастровых работ от 01.04.2019 был 25.04.2019 выполнен технический план объекта незавершенного строительства в квартале по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ - Мориса Тореса - Тарская - нежилое здание, площадь застройки 1 767,3 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0218006:23123.
На данный объект незавершенного строительства с кадастровым номером 72:23:02180006:23999 площадью 1 639,2 кв. м 28.05.2019 было зарегистрировано право собственности заявителя, о чем в материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
ООО СЗ "Капитал Групп" 29.08.2020 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ - Мориса Тореза - Тарская, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, для завершения строительства вышеозначенного объекта незавершенного строительства.
По результатам рассмотрения указанного заявления заинтересованным лицом принят оспариваемый отказ от 29.09.2020 N 200929016/15-4, который мотивирован тем, что согласно проекту планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", утвержденного постановлением администрации города Тюмени от 13.01.2014 N 10, проекта межевания территории в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 6 "Центральный", утвержденного постановлением администрации города Тюмени от 31.10.2017 N 129, испрашиваемый земельный участок частично входит в состав территории, предназначенной для размещения объектов местного значения.
Полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует законному праву пользования объектом недвижимого имущества, в том числе, на завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию, общество обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой удовлетворяя заявленные требования общества, исходил из того, что на спорном земельном участке располагается объект незавершенного строительства с кадастровым номером 72:23:02180006:23999 площадью 1 639,2 кв. м, при этом право собственности общества на указанный объект зарегистрировано в установленном порядке, в связи с чем у заявителя имеется право на получение земельного участка в аренду. Кроме того, отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального сроительства.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, исходил из следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что администрацией города Тюмени постановлением от 31.10.2017 N 129 был утвержден проект межевания территории в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 6 "Центральный".
На чертеже проекта межевания территории микрорайона 06:02:01 планировочного района N 6 "Центральный" отображены утвержденные в составе Проекта планировки красные линии в целях определения границ земельных участков, относящихся к территориям общего пользования.
С учетом указанных красных линий в границах элемента планировочной структуры 06:02:01 (приложение 18 к постановлению от 31.10.2017 N 129) предусмотрены образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования, в том числе образуемый земельный участок ЗУ12 по адресу ул. 50 лет ВЛКСМ площадью 2 544 кв. м для возведения объекта местного значения (ОМС).
Сведения о наличии объекта местного значения (ОМЗ) в границах образуемого земельного участка с условным номером :ЗУ12 обусловлены отображенным на основном чертеже Проекта планировки объектом местного значения - "Улицы и проезды местного значения".
Учитывая наличие красных линий на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0218006:23123, сведений о планируемом размещении объекта местного значения в границах данных красных линий, апелляционный суд пришел к выводу об образовании новых земельных участков для обслуживания объектов местного значения, в данном случае об образовании земельного участка с условным номером :ЗУ12 за счет части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 (части участка, расположенной в границах красных линий), а также иных земель и земельных участков.
Границы образуемого земельного участка с условным номером: ЗУ12 приведены в графической части приложения 18 к постановлению администрации города Тюмени от 31.10.2017 N 129 ("Чертеж межевания"), из которого видно пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 и земельного участка с условным номером :ЗУ12 для размещения объекта местного значения.
Графическая часть приложения 18 к постановлению администрации города Тюмени от 31.10.2017 N 129 ("Чертеж межевания"), предоставлена департаментом в материалы дела с пояснениями от 23.08.2021.
При этом вновь планируемый к образованию земельный участок :ЗУ2 площадью 2 964 кв. м (большая часть земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123) имеет разрешенное использование "для хранения легкого автотранспорта".
Принимая во внимание изложенное суд апелляционной инстанции посчитал, что заключение договора аренды земельного участка для завершения строительства в прежних границах невозможно, планируемый к возведению объект (завершение строительства) не соответствует целям использования, предусмотренным в проекте планировки.
Поскольку из данного приложения, имеющейся в деле схемы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 и технического плана объекта недвижимости в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 следует, что объект незавершенного располагается в той части земельного участка, на которой не предполагается возведение ОМЗ, а также учитывая предложение заинтересованного лица заключить договор аренды для завершения строительство земельного участка, площадью указанной с проекте межевания, рассмотрение дела было отложено для урегулирования мирным путем.
Из пояснений департамента от 24.09.2021 следует, что заинтересованным лицом 17.09.2021 заявителю были предложены условия мирового соглашения, согласно которым департамент предлагал в аренду для завершения строительства вновь образуемый земельный участок :ЗУ2, площадью 2 964 кв. м; разрешенное использование - для размещения объектов хранения легкового автотранспорта.
При этом в условиях мирового соглашения было предусмотрено, что не позднее 5 рабочих дней с даты государственной регистрации заключенного между департаментом и ООО СЗ "Капитал Групп" договора аренды земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 6 "Центральный", утвержденного постановлением администрации города Тюмени от 31.10.2017 N 129 (элемент планировочной структуры - 06:02:01:09; условный номер земельного участка - :ЗУ2; площадь - 2 964 кв. м; разрешенное использование - для размещения объектов хранения легкового автотранспорта), департамент имущественных отношений Тюменской области обязуется обратиться в департамент земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени с заявлением о внесении в проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", утвержденный постановлением администрации города Тюмени от 13.01.2014 N 10 и проект межевания территории в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 6 "Центральный", утвержденный постановлением администрации города Тюмени от 31.10.2017 N 129, изменений, предусматривающих возможность размещения на участке наряду с объектами хранения автотранспорта также рынка.
Не позднее 5 рабочих дней с даты внесения в документацию по планировке территории изменений, указанных в пункте 1.1 настоящего мирового соглашения, ООО СЗ "Капитал Групп" обращается в департамент с заявлением о внесении изменений в договор аренды, заключенный в отношении участка, в части изменения условия об основном виде разрешенного использования земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории.
Департамент в порядке и сроки, которые предусмотрены Положением об аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, утвержденным постановлением правительства Тюменской области от 09.07.2007 N 148-п, обеспечивает подготовку и направление (выдачу) ООО СЗ "Капитал Групп" дополнительного соглашения к договору аренды, заключенному в отношении участка (в части изменения условия об основном виде разрешенного использования земельного участка).
Заявитель отказался подписывать мировое соглашение на предложенных условиях, требуя предоставления земельного участка прежней площадью и с прежним видом разрешенного использования, что суд апелляционной инстанции посчитал недопустимым при наличии не оспоренного проекта планировки территории.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также учел, что, во-первых, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0101 и 72:23:0218006:0116, которые прежним правообладателям уже предоставлялись для завершения строительства.
Во-вторых, 07.03.2017 между департаментом и обществом был подписан договор аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов хранения легкового транспорта, а не для строительства.
В-третьих, из смысла положений земельного законодательства, а также статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным условием для заключения договора для завершения строительства является законность возведения объекта незавершенного строительство, что предполагает его возведение в период действующего договора аренды земельного участка под строительство и наличия действующего разрешения на строительство такого объекта.
Между тем получив 16.04.2019 разрешение на строительство N 72-304-37-2019 здания рынка с подземным паркингом, расположенное в квартале ул. 50 лет ВЛКСМ - Мориса Тореса - Тарская площадью застройки 1 639,21 кв. м, по договору на выполнение кадастровых работ от 01.04.2019 был 25.04.2019 выполнен технический план объекта незавершенного строительства в квартале ул. 50 лет ВЛКСМ - Мориса Тореса - Тарская - нежилое здание, площадь застройки 1 767,3 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0218006:23123, то есть объект уже существовал по крайней мере на 01.04.2019, если не был возведен прежними правообладателями земельного участка, то есть построен до получения разрешения на строительство.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, и данный перечень является исчерпывающим.
Случаи заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора, урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а общие условия реализации права на заключение нового договора аренды без проведения торгов - пунктом 4 данной статьи.
В силу пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях, если:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
По пункту 4 статьи 39.6 ЗК РФ реализация права на заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов обусловлена наличием совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды подано арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды; 2) исключительным правом на приобретение такого участка в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды не был расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 названного Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 данной статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В закрытом перечне оснований заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов, установленном пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, предусмотрено такое основание, как нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства. При этом в отличие от большинства других оснований заключения договора аренды без проведения торгов, в приведенном случае участок может быть предоставлен только однократно, только в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства, и только собственникам указанных объектов, перечисленным в пункте 5 данной статьи.
Так, согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Следовательно, приведенными правовыми положениями ЗК РФ установлены случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов (пункт 3 статьи 39.6 ЗК РФ), общие условия реализации права получения в аренду такого участка без проведения торгов (пункт 4 статьи 39.6 ЗК РФ), а также особенности заключения без торгов нового договора аренды земельного участка публичной собственности, если на нем расположены объекты незавершенного строительства (пункт 5 статьи 39.6 ЗК РФ, подпункт 21 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 14, 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если:
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что уже при утверждении схемы земельного участка от 30.09.2016 заявителю было известно о том, что часть земельного участка находится "за красной линией", включает "зону с особыми условиями использования территории, охранную зону теплотрассы протяженность 1 185 м".
В настоящем деле, по существу, спор возник относительно площади земельного участка, который может быть предоставлен заявителю для завершения строительства, с учетом того, что ранее были установлены ограничения в использовании земельного участка, в последующем согласно утвержденному 31.10.2017 проекту межевания территории предусмотрены образуемые земельные участки, необходимые для возведения объектов местного значения, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования.
Суд апелляционной инстанции установил пересечение границ спорного земельного участка и образуемого, расположение объекта незавершенного строительства в той части земельного участка, на которой не предполагается возведение ОМЗ, что сторонами по делу не оспаривается.
Учитывая установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства расположения объекта незавершенного строительства, тот факт, что уже при образовании земельного участка были установлены ограничения его использования (красные линии), поскольку заявитель не доказал, что ему необходим для завершения строительства весь спорный земельный участок, суд апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. В данном случае отказ в предоставлении всего земельного участка не нарушает права заявителя, разрешенное использование всего земельного участка (с учетом красных линий) не соответствует целям использования земельного участка.
Кроме того, как следует из материалов дела, департамент не оспаривает само право заявителя на предоставление земельного участка обществу в аренду на три года для завершения строительства объекта.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая наличие красных линий на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0218006:23123, сведений о планируемом размещении объекта местного значения в границах данных красных линий, принимая во внимание, что разрешенное использование всего земельного участка (с учетом красных линий) не соответствует целям использования земельного участка, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок образован из двух земельных участков, которые прежним правообладателям уже предоставлялись для завершения строительства, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, не повлек принятие неправильного судебного акта, и не лишает заявителя права предоставления земельного участка для завершения строительства, поскольку после 01.03.2015 земельный участок не предоставлялся для завершения строительства.
Изложенный в обжалуемом постановлении вывод о том, что в 2017 году земельный участок не был предоставлен для строительства, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку в период действия договора заявителю было предоставлено разрешение на строительство.
Выводы апелляционного суда о том, что объект незавершенного строительства существовал, по крайне мере на 01.04.2019, если не был возведен прежними правообладателями земельного участка, находится за пределами рассмотрения спора и не влияет на правильность выводов суда по существу спора.
Таким образом, судом кассационной инстанции не установлено нарушений, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб.
На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 01.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-22836/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Капитал Групп" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 30.10.2021 N 22.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Следовательно, приведенными правовыми положениями ЗК РФ установлены случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов (пункт 3 статьи 39.6 ЗК РФ), общие условия реализации права получения в аренду такого участка без проведения торгов (пункт 4 статьи 39.6 ЗК РФ), а также особенности заключения без торгов нового договора аренды земельного участка публичной собственности, если на нем расположены объекты незавершенного строительства (пункт 5 статьи 39.6 ЗК РФ, подпункт 21 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 14, 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если:
...
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2022 г. N Ф04-8159/21 по делу N А70-22836/2020