г. Тюмень |
|
3 марта 2022 г. |
Дело N А02-793/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение от 02.09.2021 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Гуткович Е.М.) и постановление от 25.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А02-793/2021 по заявлению Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И.Чаптынова, д. 4, ОГРН 1020400745034, ИНН 0411008817) к акционерному обществу "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай" (649006, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Алтайская, д. 22, пом. 2, ОГРН 1020400743318, ИНН 0411108240) об обязании восстановить на расчетном счете гарантийного фонда денежные средства в размере 168 292 288 руб.
Суд установил:
Управление Федерального казначейства по Республике Алтай (далее - Управление) обратилось в суд с заявлением об обязании акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай" (далее - Общество) восстановить на расчетном счете по учету средств Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай (далее - Гарантийный фонд) денежные средства в размере 168 292 288 руб.
Решением от 02.09.2021 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 25.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Общество возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Управлением в 2018 году проведена выездная проверка в отношении Общества по использованию средств, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства за период с 01.01.2009 по 31.12.2017.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 07.03.2018, в котором зафиксирован вывод о нецелевом расходовании Обществом средств Гарантийного фонда.
19.04.2018 Управлением вынесено предписание N 77-19-34/1156 с требованием принять меры по восстановлению на счете по учету средств Гарантийного фонда 168 292 288 руб., которое было оспорено Обществом в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением от 10.01.2019 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1103/2018 в удовлетворении заявления Общества о признании предписания незаконным отказано.
В связи с неисполнением предписания постановлением от 10.04.2019 директор Общества на основании части 20 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб.
23.10.2020 в порядке статьи 29.13 КоАП РФ Управлением вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В связи с неисполнением представления Управления постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Горно-Алтайска от 25.02.2021 директор Общества привлечен к административной ответственности по статье 19.6 КоАП РФ.
Неисполнение предписания и представления послужило основанием для обращения Управления в суд с настоящим иском, обоснованным нормой пункта 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 265, 268, 269.2, 270.2 БК РФ, Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), пришли к выводу о необоснованности заявленного Управлением требования.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии со статьей 266.1 БК РФ получатели бюджетных средств являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет свои полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий в соответствии с Правилами N 1092.
Пунктом 10 Правил N 1092 предусмотрено, что должностные лица Федерального казначейства, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Проанализировав указанные выше нормы права, суды пришли к выводам о том, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения, в связи с чем должно содержать законные требования, которые должны быть реально исполнимы, в случае неисполнения предписания Управление вправе обратиться в суд с иском о возмещении ущерба; при этом БК РФ предусмотрен только один способ понуждения к исполнению предписания - обращение с иском о взыскании убытков, причиненных Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2009-2010 годах во исполнение постановления Правительства Республики Алтай от 20.02.2009 N 42 "О Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай", постановления Правительства Республики Алтай от 24.07.2009 N 172 "О Порядке предоставления субсидий организациям, образующим инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 (действовавшим на момент предоставления субсидий), которым утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", между Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай и Обществом заключены соглашения о финансировании.
На основании данных соглашений о финансировании Обществу предоставлена субсидия на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с Республиканской целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы", утвержденной Законом Республики Алтай от 30.11.2007 N 74-РЗ, на реализацию мероприятия "Субсидии на осуществление деятельности Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай".
Определением от 11.09.2019 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-250/2019 в отношении Общества введена процедура наблюдения, утвержден временный управляющий.
Как указано в уведомлении Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, по результатам проведенной Управлением в отношении Общества выездной проверки (акт проверки от 26.11.2018) установлено, что в проверяемом периоде Общество использовало средства Гарантийного фонда в размере 214 544 332,87 руб., частично сформированного за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, на цели, не связанные с осуществлением полномочий по исполнению функций управления Гарантийным фондом.
Министерство финансов Российской Федерации, принимая во внимание, что Гарантийный фонд был сформирован частично за счет средств, полученных от размещения средств Гарантийного фонда на счетах в банках (97 413 460 руб. минус оплаченные операционные расходы Общества), пришло к выводу о том, что размер средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального и республиканского бюджетов, направленных на цели, не соответствующие целям, определенным соглашениями о финансировании, составляет 117 130 874,87 руб.
При этом, учитывая, что уровень софинансирования за счет федерального бюджета составил 90,28%, Министерство финансов Российской Федерации в уведомлении указало, что размер средств федерального бюджета, направленных на цели, не соответствующие целям, определенным соглашениями о финансировании, составляет 105 745 753,83 руб.
Судами установлено, что 19.02.2019 Министерством финансов Российской Федерации издан приказ N 72 о применении в отношении Правительства Республики Алтай меры бюджетного принуждения - бесспорном взыскании денежных средств в сумме 105 745 753,83 руб. за нецелевое расходование средств субсидий, предоставленных бюджету Республики Алтай на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на основании соглашений о финансировании.
Платежными поручениями от 21.03.2019 N 80762, от 22.03.2019 N 84534, от 25.03.2019 N 87301, от 28.03.2019 N 99699, от 27.03.2019 N 94658, от 26.03.2019 N 91102 денежные средства в полном объеме перечислены Министерством экономического развития Республики Алтай (далее - Министерство) в федеральный бюджет.
Полагая, что возврат субсидии в федеральный бюджет в сумме 105 745 753,83 руб., а также нецелевое расходование Обществом средств Гарантийного фонда в сумме 214 544 334,87 руб. является убытками бюджета Республики Алтай, возникшими по вине Общества, Министерство обратилось в арбитражный суд с требованием включить указанную сумму убытков в реестр требований кредиторов Общества.
Определением от 03.02.2021 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-250/2019 удовлетворено заявление Министерства о включении в реестр кредиторов Общества требования о взыскании причиненных Республике Алтай убытков в сумме 294 967 453,16 руб., включающих в себя сумму субсидий, предоставленных Обществу из федерального и республиканского бюджетов.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что с момента возврата Министерством денежных средств в сумме 105 745 753,83 руб. в федеральный бюджет бюджетные правоотношения по субсидированию деятельности Гарантийного фонда Республики Алтай за счет Российской Федерации прекратились, требование о взыскании с Общества причиненных Республике Алтай убытков в сумме 294 967 453,16 руб. включено в реестр требований кредиторов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного Управлением требования.
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Управления не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.09.2021 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 25.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-793/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, в 2009-2010 годах во исполнение постановления Правительства Республики Алтай от 20.02.2009 N 42 "О Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай", постановления Правительства Республики Алтай от 24.07.2009 N 172 "О Порядке предоставления субсидий организациям, образующим инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 (действовавшим на момент предоставления субсидий), которым утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", между Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай и Обществом заключены соглашения о финансировании.
...
Определением от 11.09.2019 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-250/2019 в отношении Общества введена процедура наблюдения, утвержден временный управляющий."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2022 г. N Ф04-582/22 по делу N А02-793/2021