г. Тюмень |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А27-8977/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Серковой Л.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" на решение от 06.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 15.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А27-8977/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" (630099, город Новосибирск, улица Фрунзе, дом 80, офис 627, ОГРН 1104217005837, ИНН 4217127144) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) об оспаривании решения и предписания от 14.04.2021 по делу N 042-01/10-1461/2020.
Иные лица, участвующие в деле: публичное акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (650036, город Кемерово, проспект Ленина, 90/4, ИНН 4205109214, ОГРН 1064205110133), общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (650000, город Кемерово, улица Николая Островского, дом 32, офис 209, ИНН 4205109750, ОГРН 1064205113136).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Логинова А.Е) в заседании участвовали представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - Жихарева Ю.П. по доверенности от 01.04.2021, Ананьева Г.Н. по доверенности от 10.01.2022;
публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" - Провоторова А.В. по доверенности от 27.06.2021, Бак И.В. по доверенности от 27.06.2021.
В помещении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" Медведев В.М. по доверенности от 01.01.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть" (далее - ООО "ГЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 14.04.2021 по делу N 042-01/10-1461/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - ПАО "Кузбассэнергосбыт"), общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "КЭК").
Решением от 06.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 15.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований или направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, управлением существенно нарушен порядок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства; дело не подлежало возбуждению по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), нарушение которых вменяется обществу, к нему неприменимы и не регулируют взаимоотношения между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией по оплате электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях; общество осуществляет снятие и передачу ресурсоснабжающей организации показаний приборов учета в многоквартирных жилых домах (далее - МКД) как по состоянию на 25 число текущего месяца (в целях определения объема поставленной электрической энергии потребителям), так и по состоянию на 28 число текущего месяца (в целях определения объема оплачиваемых потерь в своих электрических сетях по договору от 21.11.2014 N 210034/ГЭС589-14), таким образом, у гарантирующего поставщика имеется возможность для соблюдения требований законодательства во взаимоотношениях с потребителями, управляющими организациями и другими сетевыми организациями путем использования тех показаний, которые он считает правильными; нарушение прав иных лиц ООО "ГЭС" не допускало, а взаимоотношения между обществом и ПАО "Кузбассэнергосбыт" относительно объема оплачиваемых потерь в электрических сетях носят гражданско-правовой характер; в рассматриваемом случае отсутствует необходимый элемент для применения статьи 10 Закона о защите конкуренции - злоупотребление доминирующим положением.
В отзывах на кассационную жалобу управление, ООО "КЭК", ПАО "Кузбассэнергосбыт" просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
ООО "ГЭС" представлены возражения на отзывы, в которых общество выражает несогласие с позицией участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, дополнениях к ней и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения обращения ПАО "Кузбассэнергосбыт" от 24.03.2020 N 1145 антимонопольный орган приказом от 11.09.2020 N 153 возбудил в отношении ООО "ГЭС" дело N 042/01/10-1461/2020 по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном уклонении от подписания дополнительного соглашения к договору от 21.11.2014 N 210034/ГЭС-589-14.
В ходе проверки управлением установлено, что между ООО "ГЭС" (исполнитель) и ПАО "Кузбассэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях от 21.11.2014 N 210034/ГЭС-589-14, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства оказывать гарантирующему поставщику услуги по передаче электрической энергии, а гарантирующий поставщик обязался оплачивать услуги исполнителя. Кроме того, гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу исполнителю электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях исполнителя, а последний - своевременно оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в соответствии с условиями договора и пунктом 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) (пункты 1.1, 1.2, 2.1.4 договора).
Согласно пункту 2.1.5 договора исполнитель обязан по окончании каждого расчетного периода и в соответствии с требованиями Основных положений определять в порядке, согласованном сторонами в договоре и Приложении N 5, объемы поставленной и отпущенной электрической энергии (мощности), объемы поставленной потребителям электрической энергии (мощности) и направлять гарантирующему поставщику соответствующие сведения.
В силу пункта 3.2.1 Приложения N 5 к договору исполнитель предоставляет гарантирующему поставщику сведения о снятых показаниях приборов учета, показаниях приборов учета, полученных им от потребителей, и расходе электрической энергии по точкам поставки электрической энергии гражданам-потребителям - до 28 числа (включительно) текущего месяца.
Дополнительным соглашением от 20.02.2019 стороны внесли изменения в договор, изменив его наименование на договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях, и исключив пункт 1.1 договора.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах ресурсоснабжающими организациями" (далее - Постановление N 897) ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило ООО "ГЭС" письмо от 08.08.2019 N 80-02/5610, в котором указало, что с августа 2019 года обществу необходимо обеспечить соблюдение требований действующего законодательства при предоставлении данных ПАО "Кузбассэнергосбыт" о показаниях приборов учета электрической энергии по точкам поставки электрической энергии в отношении потребителей коммунальной услуги в следующем порядке:
по точкам поставки электрической энергии гражданам-потребителям с индивидуальными приборами учета, установленными в отношении жилых (в том числе многоквартирных) домов - снятие показаний ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца, передача показаний гарантирующему поставщику - не позднее 12:00 местного времени 26-го числа текущего месяца;
по точкам поставки электрической энергии потребителям юридическим и физическим лицам с приборами расчетного учета, установленными в отношении жилых и нежилых помещений в МКД, а также объектов (нежилых помещений вне МКД), которые подключены под общедомовой прибор расчетного учета в МКД - снятие показаний ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца, передача показаний гарантирующему поставщику - не позднее 12:00 местного времени 26-го числа текущего месяца;
по точкам поставки электрической энергии с общедомовыми приборами учета, принятыми в качестве расчетного в установленном порядке в МКД, снятие показаний ежемесячно в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, передача показаний гарантирующему поставщику - не позднее 26-го числа текущего месяца.
Одновременно ПАО "Кузбассэнергосбыт" предложило обществу привести условия договора от 21.11.2014 N 210034/ГЭС-589-14 в соответствие требованиям действующего законодательства, приложив подписанное со своей стороны дополнительное соглашение от 01.08.2019, в котором пункт 3.2.1 приложения N 5 к договору изложен в приведенной в письме редакции.
ООО "ГЭС" направило в адрес ПАО "Кузбассэнергосбыт" письмо от 23.08.2019 N 14-6034-15, сообщив, что показания по точкам поставки, расположенным в МКД и жилых домах, будут представлены на 25.08.2019;
в целях исполнения обязательств по договору от 21.11.2014 N 210034/ГЭС-589-14 будут использованы данные по состоянию на 28.08.2019.
Длительная переписка между ПАО "Кузбассэнергосбыт" и обществом не привела к разрешению возникшей ситуации, дополнительное соглашение к договору в согласованной сторонами редакции не подписано.
Полагая, что позиция сетевой организации, осуществляющей деятельность на всей территории города Новокузнецка (более 1 700 МКД и более 270 управляющий компаний города), согласно которой объем полезного отпуска электрической энергии необходимо определять дважды: на 25 число для определения объема поставленной электрической энергии потребителям и на 28 число для использования его при определении объемов потерь в электрических сетях общества, не соответствует требованиям действующего законодательства, приводит к формированию нераспределенных объемов электрической энергии, искусственному увеличению объемов полезного отпуска по МКД и создает ситуацию при которой нарушаются права ресурсоснабжающей организации, а также создается угроза нарушения прав конечных потребителей, управляющих компаний и иных сетевых организаций, ПАО "Кузбассэнергосбыт" обратилось в антимонопольный орган с заявлением.
Решением управления от 14.04.2021 N 042/01/10-1461/2020 общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в географических границах Новокузнецкого городского округа, Кемеровской области - Кузбасса, выразившегося в несоблюдении требований действующего законодательства в части определения объемов электрической энергии, отпущенной на нужды МКД в установленные законодательством сроки (не позднее 25-го числа каждого месяца); искусственном уменьшении объема потерь электрической энергии в расчетном периоде, которые должны приобретаться и оплачиваться сетевой компанией; создании ситуации, которая ведет к ущемлению (угрозе) интересов гарантирующего поставщика, а также сетевых организаций, потребителей, исполнителей коммунальных услуг.
На основании указанного решения управлением вынесено предписание от 14.04.2021 о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем снятия показаний общедомовых приборов учета в период до 25-го числа месяца, являющегося расчетным, и передаче показаний ПАО "Кузбассэнергосбыт" не позднее 26-го числа расчетного месяца; определения объемов полезного отпуска по МКД, а также фактических потерь в собственных сетях и составления баланса электрической энергии на даты, не позднее 25-го числа каждого месяца; ежемесячно в течение одного года с момента получения предписания представлять подтверждение исполнения пункта 1 предписания.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, ООО "ГЭС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о нарушении обществом требований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого ненормативного правового акта.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе хозяйствующими субъектами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В целях осуществления данных функций антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и предписания, привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации (часть 1 статьи 23, часть 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) организация экономических отношений в сфере электроэнергетики строится на принципах соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики.
Субъектами розничных рынков в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона об электроэнергетике являются потребители электрической энергии, поставщики электрической энергии, территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Пункты 2, 3 Основных положений определяют в качестве субъектов розничных рынков участников отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, относя к числу таких субъектов исполнителей коммунальных услуг по электроснабжению.
На оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим положением (пункт 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике).
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен общий запрет на совершение занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Из материалов дела следует, что ООО "ГЭС" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей на территории Новокузнецкого городского округа Кемеровской области - Кузбассе.
Таким образом, общество обязано соблюдать требования, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и не допускать действий (бездействия), которые бы приводили к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.
Исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.
По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.
При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание (пункт 11 постановления от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", далее - Постановление N 2).
Согласно пунктам 27 - 29 Основных положений гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии потребителям, находящимся на территории своей зоны деятельности, по договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии; договоры, заключаемые с гарантирующим поставщиком, являются публичными.
Судами установлено, что ПАО "Кузбассэнергосбыт" осуществляет деятельность по купле-продаже электрической энергии и обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Кемеровской области;
ООО "ГЭС" является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям, технологически присоединенным к его электрическим сетям, а также приобретает у гарантирующего поставщика объемы электроэнергии в целях компенсации потерь в своих сетях.
В силу пункта 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике, пункта 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), пункта 128 Основных положений сетевые организации обязаны оплачивать стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III Основных положений.
Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций (пункт 50 Правил недискриминационного доступа).
Объем потребления электроэнергии и мощности устанавливается в точках поставки, являющихся местом исполнения обязательств субъектов электроэнергетики (пункт 2 Основных положений, пункт 2 Правил недискриминационного доступа).
В соответствии с пунктом 2 Основных положений точкой поставки на розничном рынке понимается место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам.
В силу пункта 136 Основных положений определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
На основе анализа указанных норм права, суды, соглашаясь с антимонопольным органом, пришли к правильному выводу о том, что объем обязательств субъектов розничных рынков по одним и тем же точкам поставки не может определяться различным образом, в связи с чем признали несостоятельной позицию ООО "ГЭС" о возможности определения объемов полезного отпуска как по состоянию на 25 число месяца (в целях определения обязательств между гарантирующим поставщиком и потребителями), так и на 28 число (в целях определения объемов потерь в электрических сетях общества), полагая, что такой подход противоречит установленному в электроэнергетике "зеркальному" принципу, применимому при сопоставлении объема прав сторон в правоотношениях "потребитель - гарантирующий поставщик" и "гарантирующий поставщик - сетевая организация".
Из материалов дела усматривается, что разногласия между ООО "ГЭС" и ПАО "Кузбассэнергосбыт" возникли в связи вступлением в силу 31.07.2019 Постановления N 897, внесшего изменения в Правила N 354, которыми среди прочего уточнены сроки снятия показаний приборов учета в отношении жилых и нежилых помещений в МКД, а также в отношении объектов (нежилых помещений вне МКД), которые подключены под общедомовой прибор расчетного учета в МКД - не позднее 25-го числа текущего месяца и передачи их для расчета ресурсоснабжающей организации не позднее 26-го числа текущего месяца.
ООО "ГЭС", полагая, что Правила N 354 не регулируют взаимоотношения между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией по приобретению электрической энергии в целях компенсации потерь в электрических сетях, не подписало дополнительное соглашение к договору от 21.11.2014 N 210034/ГЭС589-14 в части изменения сроков предоставления гарантирующему поставщику сведений о показаниях приборов учета в отношении жилых и нежилых помещений в МКД и расходе электрической энергии по точкам поставки электрической энергии гражданам-потребителям, снятых не позднее 25-го числа текущего месяца.
При этом общество, не оспаривая тот факт, что гарантирующий поставщик в целях соблюдения требований действующего законодательства обязан определять объем полезного отпуска по гражданам-потребителям на основании показаний приборов учета, зафиксированных по состоянию не позднее 25 числа текущего месяца, более того, осуществляя снятие и представление ПАО "Кузбассэнергосбыт" таких показаний (но только, по его утверждению, для целей определения объема поставленной электрической энергии потребителям), не раскрыло перед судом своих мотивов и законных интересов, обосновывающих необходимость и целесообразность представления гарантирующему поставщику также показаний по МКД, снятых по состоянию на 28 число текущего месяца по этим же точкам поставки (пункт 11 Постановления N 2).
Между тем материалами дела подтверждается, что иные сетевые организации, осуществляющие деятельность на территории Кемеровской области, подписали дополнительные соглашения к договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях и осуществляют расчеты с учетом показаний приборов учета, снятых не позднее 25-го числа текущего месяца.
Доводы общества о том, что Правила N 354 не подлежат применению к правоотношениям сетевой организации и гарантирующего поставщика обоснованно не принятыми судами.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 15 Правил недискриминационного доступа, в обязанности сетевой организации входит осуществление коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии и для целей оказания коммунальных услуг по электроснабжению, электроснабжение которых не осуществляется с использованием общего имущества в соответствии с Правилами N 354, Основными положениями.
Согласно пункту 138 Основных положений в случаях, относящихся к предоставлению коммунальных услуг, коммерческий учет электрической энергии, используемой гражданами, осуществляется в соответствии с Правилами N 354.
Принимая во внимание, что ООО "ГЭС" эксплуатирует общедомовые приборы учета в МКД, снимает и представляет данные по ним в адрес ресурсоснабжающей организации, суды верно сослались на подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Судами обоснованно учтено, что некорректное использование ООО "ГЭС" данных об объемах полезного отпуска электрической энергии при определении объемов потерь в своих сетях (по показаниям приборов учета в МКД, снятым на 28 число) создает угрозу наступления неблагоприятных последствий и ущемления прав и законных интересов иных участников рынка, поскольку приводит к образованию нераспределенных объемов электрической энергии у гарантирующего поставщика за отчетный период, то есть разнице между суммарной величиной проданной и купленной гарантирующим поставщиком электрической энергии на оптовом и розничном рынках, которая в соответствии с пунктом 195 Основных положений подлежит распределению между сетевыми организациями.
В соответствии с абзацем третьим пункта 195 Основных положений в случае, если по данным, полученным от всех сетевых организаций, приобретающих электрическую энергию (мощность) для целей компенсации потерь у гарантирующего поставщика, суммарная величина фактических потерь электрической энергии в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства отличается от объема электрической энергии, приобретенной гарантирующим поставщиком на оптовом и розничном рынках, уменьшенного на объем электрической энергии, поставленной иным его потребителям (покупателям), рассчитанный таким гарантирующим поставщиком, объем образовавшейся разницы распределяется между сетевыми организациями, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии в соответствующем расчетном периоде и объемы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям которых учтены в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на соответствующий расчетный период, и учитывается при определении объема электрической энергии (мощности), подлежащей приобретению для компенсации потерь указанными сетевыми организациями.
Доводы общества об отсутствии нарушений прав иных лиц и наличии лишь гражданско-правового спора с гарантирующим поставщиком не соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам, поскольку ООО "ГЭС" является владельцем системы учета электрической энергии на розничном рынке, на основании пунктов 190, 191, 192 Основных положений именно сетевая организация на основании определенных в соответствии с разделом X указанных Положений объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) ежемесячно составляет баланс электрической энергии, который является также основанием для определения фактических потерь электрической энергии, подлежащих покупке сетевой организацией.
Поскольку ежемесячное некорректное составление ООО "ГЭС" баланса электрической энергии влечет искусственное увеличение объемов полезного отпуска по МКД на 3 дня (с 26 по 28 число) для расчета потерь в сетях, препятствует созданию условий для эффективного функционирования рынка, суды обоснованно указали на возможность ущемления прав и законных интересов как гарантирующего поставщика, так и неопределенного круга потребителей, исполнителей коммунальных услуг и других сетевых организаций, в связи с чем признали правомерной квалификацию антимонопольным органом действий общества по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Будучи профессиональным участником рынка оказания услуг по передаче электрической энергии, общество не могло не знать о правовом регулировании рассматриваемых правоотношений и возможных последствиях своего поведения.
Вопреки доводам подателя жалобы суды дали полную и всестороннюю оценку действиям антимонопольного органа и не усмотрели нарушений процедур возбуждения и рассмотрения антимонопольного дела, способных повлечь ущемление интересов общества или препятствующих принятию объективного решения.
Суды верно указали, что оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, для прекращения производства по делу у управления не имелось.
Таким образом, суды обоснованно отказали ООО "ГЭС" в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 15.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-8977/2021 оставить без изменения. Кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.