г. Тюмень |
|
2 июня 2022 г. |
Дело N А27-18380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Буровой А.А.
Малышевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения "Новокузнецкая городская клиническая больница N 1 имени Г.П. Курбатова" на решение от 22.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 15.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сорокина Е.А., Афанасьева Е.В., Ваганова Р.А.) по делу N А27-18380/2021 по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса (650991, г. Кемерово, ул. Красноармейская, д.136; ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) к государственному автономному учреждению здравоохранения "Новокузнецкая городская клиническая больница N 1 имени Г.П. Курбатова" (654057, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, пр. Бардина, 28; ОГРН 1024201477520, ИНН 4216003989) о взыскании пеней.
Суд установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к государственному автономному учреждению здравоохранения "Новокузнецкая городская клиническая больница N 1 имени Г.П. Курбатова" (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании 2 674 934, 55 руб. пеней.
Решением от 22.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 15.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Фонд возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
По результатам проведения Фондом плановой комплексной проверки целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в государственном автономном учреждении здравоохранения Кемеровской области "Новокузнецкий перинатальный центр" (далее - ГАУЗ КО "НПЦ") составлен акт от 04.12.2019 N 37, согласно которому выявлено нецелевое использование средств ОМС на сумму 26 224 478,83 руб., в связи с чем на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) начислен штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования, - 2 622 447,89 руб.
В соответствии с распоряжениями Коллегии администрации Кемеровской области от 23.11.2018 N 566-р, от 22.01.2019 N 22-р, от 27.02.2019 N 118-р "О реорганизации государственных учреждений" с 01.10.2019 ГАУЗ КО "НПЦ" присоединено к Учреждению, то есть ответчик является его правопреемником.
Посчитав решение Фонда, изложенное в акте проверки, незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Вступившим в законную силу решением от 23.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5631/2020 требование Учреждения оставлено без удовлетворения. Данным решением признан обоснованным вывод Фонда о том, что денежные средства Фонда, перечисленные медицинской организации на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, были использованы не по целевому назначению (на проведение капитального ремонта нефинансовых активов по контрактам, заключенным в 2017 году).
Требование о возврате в бюджет Фонда использованных не по целевому назначению средств ОМС и взыскании штрафа предъявлено в акте проверки.
Частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлен срок возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению (26 224 478,83 руб.), который составляет не более 10 (десяти) рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (то есть до 18.12.2019 включительно).
В полном объеме требование Фонда о возврате суммы нецелевого использования средств исполнено 12.04.2021 (платежные поручения от 26.03.2020 N 3861, от 27.03.2020 N 3876, 3877, 3878, от 09.04.2021 N 241239, от 12.04.2021 N 286742).
Также предъявлены штрафные санкции и начислены пени, в связи с чем в адрес ответчика были направлены претензии от 16.04.2021 N 123; от 30.04.2021 N 140;
от 27.05.2021 N 140.
Требование об уплате штрафа исполнено Учреждением в полном объеме (платежные поручения от 21.04.2020 N 5060, от 09.04.2021 N 241240, от 16.04.2021 N 463643).
Поскольку в добровольном порядке оплату пени Учреждение не произвело, Фонд обратился в арбитражный суд.
Кассационная инстанция полагает, что суды, руководствуясь положениями статьи 69 АПК РФ, статей 10, 13, 28, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 14, 34, 39 Закона N 326-ФЗ, пришли к обоснованным выводам о правомерности заявленного Фондом требования и о доказанности наличия оснований для взыскания спорной суммы пеней.
Суды указали, что факт нецелевого использования денежных средств в сумме 26 224 478,83 руб. установлен вступившим в законную силу решением суда по делу N А27-5631/2020 и в соответствии со статьей 69 АПК РФ не подлежит повторному доказыванию.
Кассационная инстанция полагает, что суды полно и всесторонне исследовали и правомерно отклонили доводы Учреждения о необходимости применения в рассматриваемом случае статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в целях снижения размера пени.
Вывод судов о том, что учитывая правовую природу средств ОМС как средств бюджетной системы Российской Федерации, пеня фактически не является мерой ответственности, а является правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, соответствует правовому подходу, сформированному Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 17.12.1996 N 20-П, Определение от 08.02.2007 N 381-О-П).
Таким образом, вопреки позиции Учреждения, пеня, будучи правовосстановительной мерой (не мерой ответственности), носит компенсационный характер потерь бюджета Фонда вследствие несвоевременного возврата ответчиком использованных не по целевому назначению средств ОМС.
Суд, отказывая в уменьшении подлежащей взысканию пени, также произвел сравнение между законодательно установленным размером пени, рассчитанным на основании статьи 395 ГК РФ размером процентов и рекомендованной к исчислению неустойкой на основании двукратной учетной ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды времени (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81).
Несвоевременное погашение задолженности ответчиком не оспаривается; произведенный Фондом расчет пеней проверен судами, признан обоснованным, соответствующим требованиям Закона N 326-ФЗ.
Учитывая, что кассатором не приведено доводов и доказательств, отвечающих требованиям статей 67, 68 АПК РФ и подтверждающих несоответствие выводов судов, содержащихся в решении (постановлении), фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами, и имеющимся в деле доказательствам, относительно нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 15.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-18380/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов о том, что учитывая правовую природу средств ОМС как средств бюджетной системы Российской Федерации, пеня фактически не является мерой ответственности, а является правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, соответствует правовому подходу, сформированному Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 17.12.1996 N 20-П, Определение от 08.02.2007 N 381-О-П).
...
Суд, отказывая в уменьшении подлежащей взысканию пени, также произвел сравнение между законодательно установленным размером пени, рассчитанным на основании статьи 395 ГК РФ размером процентов и рекомендованной к исчислению неустойкой на основании двукратной учетной ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды времени (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81).
Несвоевременное погашение задолженности ответчиком не оспаривается; произведенный Фондом расчет пеней проверен судами, признан обоснованным, соответствующим требованиям Закона N 326-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июня 2022 г. N Ф04-2216/22 по делу N А27-18380/2021