г. Тюмень |
|
10 июня 2022 г. |
Дело N А45-19380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на решение от 28.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 10.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А45-19380/2021 по заявлению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (125009, г. Москва, ул. Тверская, 11, стр. 1, 4; ОГРН 1187746579690, ИНН 9710062939) к акционерному обществу "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Катализатор" (630058, г. Новосибирск, ул. Тихая, 1; ОГРН 1025403639227, ИНН 5408106436) о взыскании средств субсидии.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, к.1; ОГРН 1021602841391, ИНН 1655018018).
В заседании принял участие представитель акционерного общества "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Катализатор" Парамиенко Р.В. на основании доверенности от 09.02.2021.
Суд установил:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к акционерному обществу "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Катализатор" (далее - Общество, ответчик), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (далее - Университет) о взыскании в доход федерального бюджета 60 000 000 руб. средств субсидии.
Решением от 28.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 10.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Университет и Общество возражают против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзывам.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя Общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Между истцом и ответчиком заключено соглашение от 06.07.2018 N 074-11-2018-030 "О предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, выполняемого с участием ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"" (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения являлось предоставление Министерством из федерального бюджета в 2018 - 2020 годах субсидии Обществу с целью финансового обеспечения затрат получателя, связанных с оплатой научно-исследовательских, опытно-конструкторских технологических работ (НИОКТР), в целях реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства по теме: "Разработка нового материала для глубокой переработки алкилароматических углеводородов на основе макропористых ферритных систем и создание его высокотехнологичного производства" (далее - проект), выполняемых Университетом.
Пунктом 2.1 Соглашения установлен общий размер субсидии, предоставляемой Министерством получателю - 160 000 000 руб., из которых 10 000 000 руб. в 2018 году, 50 000 000 руб. в 2019 году, 100 000 000 руб. в 2020 году.
Получатель субсидии обязан был дополнительно направить на реализацию комплексного проекта собственные средства в размере не менее 100% от размера предоставляемой субсидии.
Кроме того, не менее 20% собственных средств подлежали использованию на финансирование НИОКТР по проекту (пункт 3.1.1.2 Соглашения).
Согласно приложению N 2 к Соглашению (план-график работы в составе комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства) работы по проекту выполняются поэтапно.
Между Обществом и Университетом заключен договор от 27.10.2017 N 17-002 на выполнение НИОКТР по теме "Разработка нового материала для глубокой переработки алкилароматических углеводородов на основе макропористых ферритных систем и создание его высокотехнологичного производства".
В соответствии с пунктом 1.3 договора от 27.10.2017 N 17-002 содержание и сроки выполнения работ, их этапов определены календарным планом (приложение N 2 к договору).
Пунктом 2.2 договора от 27.10.2017 N 17-002 предусмотрено, что оплата производится за фактически выполненные и принятые НИОКТР в соответствии с этапами календарного плана на основании двухсторонних актов сдачи-приемки НИОКТР, сопровождаемых отчетными документами, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения и приложениями к нему субсидия предоставлялась в 2018 году в размере 10 000 000 руб. для выполнения первого этапа работ, в 2019 году в размере 50 000 000 руб. для выполнения второго и третьего этапов работ.
Указанная субсидия в сумме 60 000 000 руб. направлена на финансирование НИОКТР на расчетный счет Университета.
В рамках реализации проекта Университетом последовательно выполнены первые три этапа НИОКТР, а именно разработаны, переданы и приняты в соответствии с планом-графиком работы в составе комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства: работы по разработке "Комплект/комплектность технической документации" по итогам проведенных патентных исследований, анализа информационных данных, наработанных лабораторных образцов катализатора дегидрирования, разработанные техническое задание и конструкторская документация на лабораторную установку тестирования каталитической активности и другие виды проведенных работ в соответствии с вышеуказанным планом-графиком, актами переданных работ (1 этап); работы по отработке условий и режимов приготовления катализатора дегидрирования в части смешения, формования и прокаливания; наработке лабораторных образцов катализатора дегидрирования; проведению исследовательских испытаний; разработке программ и методик исследовательских испытаний и другие виды проведенных работ в соответствии с вышеуказанным планом-графиком, актами переданных работ (2 этап); работы по разработке методики проведения исследований по оптимизации технологических параметров эксплуатации катализатора дегидрирования в процессе дегидрирования в лабораторных условиях на Стенде; разработке проекта технических условий катализатора дегидрирования; проведения математического моделирования реактора процесса дегидрирования этилбензола в стирол с применением разрабатываемого катализатора дегидрирования и другие виды проведенных работ в соответствии с вышеуказанным план-графиком, актами переданных работ (3 этап).
Университет выполнил часть своих обязательств, предусмотренных договором от 27.10.2017 N 17-002, что подтверждается: - отчетом об использовании средств субсидии за отчетный период N 1 с 06.07.2018 по 31.12.2018, актом от 28.12.2018 N 1 сдачи-приемки выполненных работ на общую сумму 10 000 000 руб.; - отчетом об использовании средств субсидии за отчетный период N 2 с 01.01.2019 по 30.06.2019, актом от 02.12.2019 N 2 сдачи-приемки выполненных работ на общую сумму 25 000 000 руб.; - отчетом об использовании средств субсидии за отчетный период N 3 с 01.07.2019 по 31.12.2019, актом от 22.01.2020 N 3 сдачи-приемки выполненных работ на общую сумму 25 000 000 руб.
Как установлено судами, в ходе выполнения работ Университет столкнулся с обстоятельствами непреодолимой силы, воспрепятствовавшими своевременному исполнению взятых им на себя обязательств. Неодномоментное достижение требуемых результатов при создании нового высокотехнологичного производства по разработке нового материала для глубокой переработки алкироматических углеводородов на основе макропористых ферритных систем было обусловлено тем, что период выполнения последних этапов проекта выпал на нерабочие периоды на основании Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294, при этом эпидемиологические ограничения и после срока действия этих Указов, в том числе и на территориях иностранных юрисдикций, сохранились; имел место значительный процент заболевших сотрудников сторонних организаций, задействованных в реализации данного проекта, существовала объективная невозможность достигнуть все требуемые показатели НИОКТР ввиду недопоставки импортных комплектующих, необходимых для изготовления пилотной установки тестирования каталитической активности железокалиевых катализаторов для проведения длительных испытаний и получения объективных результатов достижимости или недостижимости параметров технического задания (исх. письмо Университета от 05.03.2021).
Университет проинформировал об этом получателя субсидии, что подтверждается письмом от 05.11.2020 N 04-09/1526, а также ходатайствовал перед Министерством о рассмотрении возможности продления работ по проекту до 31.12.2021 (исх. письмо от 06.11.2020 N 01-15/904).
Общество, в свою очередь, уведомило об этом Министерство и поддержало ходатайство Университета о продлении срока работ по проекту.
Министерство направило в адрес Общества уведомление о расторжении Соглашения (исх. N МН-5/404-ДА от 12.02.2021) с указанием на необходимость возврата субсидии в размере 60 000 000 руб.
Поскольку Общество средства субсидии в добровольном порядке не вернуло, Министерство обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 65 АПК РФ, статей 28, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218, далее - Правила N 218), пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае Министерством не доказаны основания для возврата заявленной суммы субсидии, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.
Суды, исследовав условия заключенных Соглашения, договоров, обоснованно указали, что обязательство по возврату субсидии относится к мерам ответственности по Соглашению и для ее применения необходимо установить все элементы состава правонарушения; Правилами N 218 и Соглашением не предусмотрено безусловное истребование субсидии в полном объеме при добросовестном поведении получателя субсидии.
Как установлено судами, субсидия безусловно должна быть возвращена по двум основаниям: при получении субсидии лицом, не имеющим по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (в силу статья 78 БК РФ);
при использовании средств нецелевым образом как мера бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
В рамках настоящего дела оценкой исполнения обязательств получателем субсидии занимался привлеченный Министерством монитор, который готовил данные для отчетов о результатах использования субсидии; исполнение обязательств получателем субсидии проверяли соответствующие эксперты, которые оценивали результаты работ, и по первым трем этапам отчеты о расходовании средств субсидии были приняты Министерством.
Судами принято во внимание, что в настоящем споре не возникло ситуации, при которой не достигнуто никаких целей и не реализовано никаких задач согласно Соглашению и договору от 27.10.2017 N 17-002, не исполнены (частично) обязательства по привлечению собственных средств; ими установлено, что средства субсидии были направлены третьему лицу.
Между тем, судами учтено, что субсидия была предоставлена лицу, имеющему право на ее получение, и использована целевым образом в соответствии с правилами ее предоставления, условиями Соглашения и договора от 27.10.2017 N 17-002, при этом вменяемые Обществу нарушения были вызваны обстоятельствами непреодолимой силы, связанными с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) и объективной неспособностью контрагентов Университета выполнить свои обязательства надлежащим образом (своевременно), что следует, в том числе из письма от 14.10.2021 N 186 Союза "Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл". С учетом специфики работ, предусмотренных Соглашением и договором от 27.10.2017 N 17-002, необходимостью привлечения для их исполнения третьих лиц, выводы судов о том, что перечисленные Обществом обстоятельства могут быть отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы, являются верными.
Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, что в рассматриваемом случае, при установлении того обстоятельства, что субсидия была использована по целевому назначению, требование о ее возврате не отвечает общим целям субсидирования и стимулирования добросовестного поведения получателей.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно недофинансирования со стороны ответчика; недостижения Обществом цели согласно Соглашению (своевременно не было создано высокотехнологичное производство); недоказанности наступления обстоятельств непреодолимой силы), получили надлежащую правовую оценку судов применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 10.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-19380/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 65 АПК РФ, статей 28, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218, далее - Правила N 218), пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае Министерством не доказаны основания для возврата заявленной суммы субсидии, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.
...
Как установлено судами, субсидия безусловно должна быть возвращена по двум основаниям: при получении субсидии лицом, не имеющим по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (в силу статья 78 БК РФ);
при использовании средств нецелевым образом как мера бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июня 2022 г. N Ф04-2372/22 по делу N А45-19380/2021