Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Вопросы, возникающие при рассмотрении споров по главе 25 АПК РФ.
Вопрос 12. Подлежат ли применению положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*(26) при выявлении административного правонарушения не в рамках Закона N 294-ФЗ?
Действие указанной нормы распространяется на все способы выявления административных правонарушений без каких-либо исключений.
Иное толкование статьи 4.1.1 КоАП РФ приведет к тому, что применение изложенного в ней положения будет поставлено в зависимость не от совокупности условий, установленных КоАП РФ, необходимых для применения названной нормы, а от видов проводимого государственного (муниципального) контроля и конкретных государственных (муниципальных) органов, в чью компетенцию входит проведение соответствующих мероприятий, что нарушает установленный статьей 1.4 КоАП РФ принцип равенства перед законом.
Вопрос 13. С какого момента подлежит исчислению срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ при невыполнении предусмотренного лицензией на пользование недрами условия в установленный срок?
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 20.03.2021) установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного правонарушения составляет один год со дня его совершения. При длящемся правонарушении названный срок начинает исчисляться со дня его обнаружения.
Отнесение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, к длящимся либо недлящимся должно производиться с обязательным учетом характера, обстоятельств и особенностей каждого нарушения.
Так, если недропользователь не выполнил к установленному сроку какое-либо условие лицензии, соблюдение которого являлось необходимым для дальнейшего пользования недрами, то последующее продолжение пользования недрами при невыполнении этого условия лицензии свидетельствует о длящемся характере данного нарушения.
В том случае, когда невыполнение условия лицензии к установленному сроку не исключает возможность дальнейшего осуществления деятельности по недропользованию на законных основаниях, пользование недрами с нарушением указанного условия лицензии не подлежит квалификации в качестве длящегося нарушения.
Вопрос 14. С какого момента подлежит исчислению срок давности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ при невыполнении лицензиатом предусмотренного лицензией на осуществление частной охранной деятельности требования об уведомлении уполномоченного органа о начале охранных услуг?
Неуведомление частной охранной организацией уполномоченного органа о начале и об окончании охранных услуг является нарушением лицензионных требований (статья 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"*(27), подпункт "г" пункта 2 (1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498).
Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет три месяца со дня его совершения. При длящемся правонарушении названный срок начинает исчисляться со дня его обнаружения.
Фактически частная охранная организация, не исполнив установленную Законом N 2487-1 обязанность по извещению уполномоченного органа о начале оказания охранных услуг в отношении конкретного объекта, продолжает осуществлять охранную деятельность на таком объекте, что свидетельствует о длящемся характере данного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться с момента его обнаружения лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") либо с момента его прекращения самим лицензиатом.
Вопрос 15. По какой статье 9.21 или 14.6 КоАП РФ следует квалифицировать действия субъектов естественных монополий, выразившиеся в неверном определении размера платы при осуществлении технологического присоединения?
Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения установленного порядка ценообразования, в том числе завышение/занижение регулируемых государством цен.
В свою очередь нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим, тепловым и газораспределительным сетям, а также централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 9.21 КоАП РФ.
В настоящее время действуют: Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861; Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314; Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 64; Правила горячего водоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642; Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787*(28).
Вышеперечисленные Правила регламентируют процедуры подключения (технологического присоединения); порядок направления технических условий на подключение (технологическое присоединение) и требования к содержанию указанных документов; существенные условия договора о подключении (технологическом присоединении), к которым относится размер платы за подключение (технологическое присоединение); порядок исполнения сторонами договора о подключении (технологическом присоединении) мероприятий и обязательств по договору, в том числе по внесению платы за подключение (технологическое присоединение).
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Стоимость подключения зависит от категории заявителя, параметров подключаемого объекта (расположения, нагрузки, мощности) и подлежащих выполнению регулируемой организацией мероприятий, закрепленных в технических условиях.
Таким образом, нарушение субъектом естественной монополии норм Правил, регламентирующих порядок определения платы за осуществления технологического присоединения объектов к сетям электро-тепло-газо-водоснабжения и водоотведения, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 9.21 КоАП РФ.
Вопрос 16. Продавцом обеспечена возможность оплаты товаров (работ, услуг) по выбору потребителя путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов путем внесения денежных средств платежному агенту, кредитной организации, оператору почтовой связи.
Образует ли состав правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ, необеспечение продавцом возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов без уплаты потребителем дополнительных денежных средств (вознаграждения, комиссии) иным лицам?
Диспозицией части 4 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за:
- неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным;
- нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"*(29) продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
В свою очередь наличные расчеты могут производиться в различных формах: внесение наличных денежных средств непосредственно продавцу (исполнителю), платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, кредитной организации либо банковскому платежному агенту (субагенту) в целях их перевода продавцу (без открытия банковского счета), оператору почтовой связи (пункты 2, 3 статьи 16.1, статья 37 Закона N 2300-1, статья 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи").
При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов (пункт 4 статьи 16.1 Закона N 2300-1).
При этом надлежащим обеспечением возможности оплатить товар (работы, услуги) с использованием платежной карты или наличными денежными средствами следует признать предоставление продавцом возможности потребителю произвести такую оплату без несения бремени дополнительных расходов в виде уплаты вознаграждения (комиссии) третьим лицам (платежному агенту, кредитной организации, оператору почтовой связи).
Установление продавцом (исполнителем) возможности оплатить товары (работы, услуги) без взимания дополнительного вознаграждения лишь в рамках применяемых форм безналичных расчетов (например, расчет по карте в сети Интернет в личном кабинете) без предоставления такой возможности при осуществлении наличной формы расчетов с точки зрения потребителя фактически будет означать установление на товары (работы, услуги) различной цены в зависимости от способа их оплаты в нарушение пункта 4 статьи 16.1 Закона N 2300-1.
Таким образом, не подлежит признанию исполненной продавцом (исполнителем) предусмотренная Законом N 2300-1 обязанность по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) потребителем (гражданином) путем наличной формы расчетов в случае установления такого способа оплаты лишь через платежных агентов, кредитные организации, операторов почтовой связи, которыми взимается оплата за свои услуги с плательщиков. Продавец (исполнитель) также должен организовать прием платежей в наличной форме без обременения потребителя дополнительным сбором организациями-посредниками.
Вопрос 17. Необходимо ли для привлечения к административной ответственности по части 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ повторное установление признаков банкротства без учета задолженности, сложившейся на момент привлечения к административной ответственности по части 5 статьи 14.13 КоАП РФ, либо достаточно продолжения увеличения размера задолженности, в том числе и за счет пеней и штрафов?
Неисполнение обязанности по обращению в суд с заявлением о банкротстве после вступления в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 14.13 КоАП РФ образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
После первого привлечения к административной ответственности за неисполнение обязанности по обращению в суд с заявлением о банкротстве обязанное лицо может быть повторно привлечено к административной ответственности за неисполнение той же обязанности после вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания по части 5 статьи 14.13 КоАП РФ, поскольку данное административное правонарушение является длящимся, объективная сторона которого характеризуется длительным неисполнением предусмотренной статьей 9 Закона о банкротстве обязанности.
При определении даты совершения административного правонарушения следует оценивать достаточность периода времени для исполнения обязанности по обращению в суд с соответствующим заявлением.
Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по части 5 статьи 14.13 КоАП РФ административного правонарушения.
Вопрос 18. Является ли правомерным привлечение лица к административной ответственности по части 1 статьи 16.12 КоАП РФ в случае своевременного представления им полной таможенной декларации, отклоненной таможенным органом по причине неуплаты таможенных пошлин?
Частью 1 статьи 16.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных сроков подачи полной т
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.